Управление инновационной деятельностью и пути повышения его эффективности (на примере ОАО «Бобруйсктрикотаж»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов инновационной деятельности, а так же разработка мероприятий эффективности управления инновационной деятельности, способствующих повышению конкурентоспособности и прибыли.
В курсовой работе рассмотрены и решены следующие задачи:
- Изучено понятие инновационной деятельности и ее содержание;
- Особенности инновационной деятельности

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
4
1 Значение инновационной деятельности для предприятия……..………...
5
1.1 Инновационная деятельность предприятия и ее содержание…..….......
5
1.2 Особенности инновационной деятельности ……………………….....
10
2 Анализ инновационной деятельности ОАО «Бобруйсктрикотаж»…......
14
2.1 Организационно-экономическая характеристика на ОАО «Бобруйсктрикотаж»……………………………………………………………………...
14
2.2 Анализ управления инновационной деятельностью ОАО «Бобруйсктрикотаж»……………………..…………………………………….…….....
23
3 Пути повышения эффективности управления инновационной деятельностью на ОАО «Бобруйсктрикотаж»……………………….…………......
26
Заключение……………………………………………………………………
28
Список использованных источников…………………....…………………
Приложение А. Структура управления ОАО «Бобруйсктрикотаж»……..
Приложение Б. Ассортиментный перечень продукции
ОАО«Бобруйсктрикотаж» ...................................................
29
30

31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ИННОВАЦИЯМ.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО “БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ”

БОБРУЙСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Экономика и управление инновациями

на тему: Управление инновационной деятельностью и пути повышения его эффективности (на примере ОАО «Бобруйсктрикотаж»)

 

 

 

 

 

 

 

Студентка                                                                            Г.Л.Островская                                

4 курса, ЭУПЗ-091ССО

 

 

 

Руководитель                                                                      Н.А.Тарелко

(ассистент)                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БОБРУЙСК 2012

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 32 с., 8 табл., 3 рис., 2 прил.,15 источников.

 

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОАО «БОБРУЙСКТРИКОТАЖ», ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

Объектом исследования является ОАО “Бобруйсктрикотаж”.

 Предметом  исследования является инновационная деятельность.

Цель работы – изучение повышения  эффективного управления инновационной деятельности ОАО «Бобруйсктрикотаж».

В процессе работы рассматриваются теоретические аспекты инновационной деятельности, общая характеристика предприятия ОАО “Бобруйсктрикотаж”, а также пути повышения эффективного управления инновационной деятельности ОАО «Бобруйсктрикотаж».

 

Автор подтверждает, что весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________

                                                                      (подпись студента)

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение……………………………………………………………………….

4

1 Значение инновационной деятельности для предприятия……..………...

5

1.1 Инновационная деятельность предприятия и ее содержание…..….......

5

1.2 Особенности инновационной деятельности ……………………….....

10

2 Анализ инновационной деятельности ОАО «Бобруйсктрикотаж»…......

14

2.1 Организационно-экономическая характеристика  на ОАО «Бобруйсктрикотаж»……………………………………………………………………...

14

2.2 Анализ управления инновационной  деятельностью  ОАО «Бобруйсктрикотаж»……………………..…………………………………….…….....

23

3 Пути повышения эффективности  управления инновационной деятельностью на ОАО «Бобруйсктрикотаж»……………………….…………......

26

Заключение……………………………………………………………………

28

Список использованных источников…………………....…………………

Приложение А. Структура управления ОАО «Бобруйсктрикотаж»……..

Приложение Б. Ассортиментный перечень продукции

ОАО«Бобруйсктрикотаж» ...................................................

29

30

 

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Основа инновационной деятельности - разработка и реализация инновационного проекта (программы), под которым понимается комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи.

Следует подчеркнуть, что характер и содержание инновационной деятельности, так же как и инвестиционной, незначительно зависят от отраслевых особенностей предприятий. В основном они зависят от состояния и особенностей функционирования финансового рынка, в котором отраслевая сегментация, по - существу, отсутствует.

Разница между этими двумя видами деятельности заключается лишь в целевой направленности инновационной деятельности и содержании мероприятий инновационного характера.

Необходимость этой деятельности объясняется стремлением каждого предприятия создавать конкурентные преимущества, позволяющие ему успешно функционировать на рынке  и получать прибыль. Конкурентоспособность продукции (услуги), таким образом, выступает своего рода двигателем инновационной деятельности. Она позволяет удовлетворить потребности в ней эффективнее и качественнее по сравнению с аналогичными продуктами (услугами), представленными на данном рынке. Огромное значение при этом имеет фактор времени: несвоевременное и с опозданием принятое решение о применении инноваций может привести к нежелательным результатам и даже потерям.

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов инновационной деятельности, а так же разработка мероприятий эффективности управления инновационной деятельности, способствующих повышению конкурентоспособности и прибыли.

В курсовой работе рассмотрены и решены следующие задачи:

- Изучено понятие инновационной деятельности и ее содержание;

- Особенности  инновационной деятельности;

- Организационно-экономическая характеристика ОАО «Бобруйсктрикотаж»;

- Анализ управления инновационной деятельности и пути повышения его на ОАО «Бобруйсктрикотаж».

 

 

 

 

 

 

1 Значение инновационной деятельности  для предприятия

 

 

1.1 Инновационная деятельность предприятия и ее содержание

 

 

 Деятельность  по  организации  и  осуществлению  инновационного  процесса называется  инновационной  деятельностью.  Следовательно,  инновационная деятельность –  это  использование  результатов  законченных  научных  исследований, опытно-конструкторских  разработок  либо  иных  научно-технических  достижений  для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или совершенствованного  технологического  процесса,  используемого  в  практической  деятельности,  их  распространение,  а  также  связанные  с  этим  дополнительные  научные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы.  Иначе  говоря,  инновационная  деятельность  представляет  собой  взаимосвязанную совокупность  видов  работ  по  созданию  и  распространению  инноваций.

 Инновационная деятельность направлена на создание, реализацию и коммерческое применение новшеств, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Основные виды инновационной деятельности:

- научные исследования, особенно  с обязательным переходом к  прикладным;

- разработка идеи новшества  и инновации;

- стратегический анализ и разработка на его основе стратегического плана инновационной деятельности;

- опытно-конструкторские разработки для практического применения;

- проектный анализ реализуемости  новшеств и инноваций, т.е. маркетинговый анализ инновации; производственный анализ исполнения инновации; технико-экономический анализ инновации; управленческий анализ осуществимости инновации менеджментом организации или предприятия; анализ рисков инновации; финансовый и инвестиционный анализ прогнозируемой, планируемой, программируемой инновационной деятельности;

- предвнедренческая подготовка  новшества для трансформации  его в инновацию или нововведение;

- подготовка и организация производства, которые охватывают приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения их, а также процедур, методов и стандартов производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;

- предпроизводственные разработки, включающие в себя модификацию  продукта и технологического  процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

- маркетинг новых продуктов, который  предусматривает виды деятельности, связанные  с выпуском новой продукции на рынок, в том числе предварительное исследования рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную компанию;

- приобретение неовеществленной  технологии со стороны в форме  патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

- покупка овеществленной технологии  – машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций;

- производственное проектирование, которое включает в себя подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций;

- разработка бизнес-плана проведения  конкретных инноваций с выделением плана маркетинга, производственного, организационного планов, риск-плана, финансового и инвестиционного планов;

- контроль хода процесса осуществления  инновационной деятельности и корректировка отдельных мероприятий в этой деятельности по план-факт отклонению.    

 Основными  элементами  структуры  инновационной  деятельности  являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации. В  качестве  важнейшей  подсистемы  в  структуре  инновационной  деятельности выделяется  инновационная  инфраструктура –  та  подсистема,  которая  направлена  на содействие  и  поддержку  инновационной  деятельности.  Сама  эта  подсистема  имеет сложную  структуру.  Ее основные  элементы –  это  проекты  и  программы  поддержки инновационной  деятельности,  а  также  выполняющие  их  организации.  Элементы инновационной инфраструктуры взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, а также с другими элементами в структуре инновационной деятельности. Необходимо  отметить,  что  часто  инновационный  проект  определяется  как комплекс  взаимосвязанных  документов,  которые  предусматривают  осуществление конкретной  инновационной  деятельности  в  определенный  период  времени;  проект поддержки  инновационной  деятельности  как  проект  развития  инновационной инфраструктуры.  Мы  будем  использовать  понятие  инновационного  проекта  в  более широком  смысле,  когда  под  ним  подразумевается  не  только  и  не  столько  комплекс документов,  сколько  сама  деятельность  или  мероприятие,  предполагающее осуществление  в  определенный  период  времени  каких-либо  действий  для  достижения определенных  результатов  инновационного  процесса (при  этом  проекты  поддержки  инновационной  деятельности,  развития  инновационной  инфраструктуры  мы  будем рассматривать как разновидность инновационных проектов). Таким образом, инновационный проект предстает как базовый  элемент в  структуре  инновационной деятельности, а инновационная инфраструктура как ее подсистема.

Субъектами инновационной деятельности являются организации и лица, которые  ее осуществляют  и  развивают,  т.е.  организовывают,  ведут,  поддерживают,  стимулируют инновационную деятельность. Субъекты  инновационной  деятельности  могут  выполнять  функции  заказчиков, исполнителей  или  инвесторов  инновационных  проектов  и  программ  или  проектов  и  программ поддержки инновационной деятельности. Субъектам  инновационной  деятельности  для  ее  осуществления  необходимы различные  ресурсы.  Субъекты инновационной деятельности  - инновационные организации, которые непосредственно занимаются инновационной деятельностью или способствуют ей:

- научные организации -  научно-исследовательские  институты; научно-исследовательские подразделения университетов, промышленных организаций;

- инженерные организации – конструкторские  и технологические бюро; конструкторско-технологические  подразделения научных организаций, университетов, производственных фирм;

- производственные организации -  отдельные организации и их объединения; производственные подразделения научных, инженерских организаций и университетов;

- коммерческие организации –  хозяйственные общества и товарищества, унитарные предприятия, производственные кооперативы;

- специализированные инновационные комплексы – инновационные инкубаторы, научные и технологические парки, технополисы;

- специализированные организации  по распространению инноваций  – центры трансфера технологий.  

С  целью  обобщающей  характеристики  ресурсов,  которые организация,  отрасль,  регион,  государство  могут  привлечь  в  ходе  осуществления инновационной  деятельности,  используется  понятие  инновационного  потенциала. Таким образом, инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) – это  совокупность  различных  видов  ресурсов,  включая  материальные,  финансовые, интеллектуальные,  научно-технические  и  иные,  используемые  для  осуществления инновационной деятельности. Например,  на  уровне  организации  основными  видами  ресурсов,  которые используются  в  процессе  инновационной  деятельности,  обычно  являются  здания  и сооружения,  земельные  участки,  машины  и  оборудование;  нематериальные  активы (патенты,  лицензии,  права  на «ноу-хау»,  торговые  марки,  приобретенные  программные  продукты);  финансовые  ресурсы;  человеческие  ресурсы (знания,  умения  и  навыки работников).  Совокупность  этих  ресурсов,  привлекаемых  для  осуществления инновационной деятельности, и составляет инновационный потенциал организации.

В  качестве  объектов  инновационной  деятельности  выступают  отличающиеся от известных новым качеством, спецификой новые или усовершенствованные  товары, услуги,  технологии, которые позволяют, с одной стороны, удовлетворять существующие потребности в большей мере или с предпочтительными показателями эффекта, а с другой стороны, создать и удовлетворить новые потребности на  традиционном рынке или на новом сегменте рынка. Таким образом, инновационная деятельность  состоит из  выполнения целого ряда мероприятий, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи, каждая стадия этой деятельности подчинена своей логике развития, имеет свои  закономерности и свое содержание. Соединяясь воедино,  научные  изыскания,  опытно-конструкторские  и технологические разработки,  инвестиционно-финансовые,  коммерческие  и  производственные мероприятия подчинены одной  главной цели – созданию новшества. Поэтому инновационную деятельность нельзя свести ни к одной из ее составляющих; она характеризуется фронтальностью, высоким уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования результатов.

Состояние инновационной деятельности является важнейшим индикатором развития экономики и общества. В реализации инновационного пути развитии важная роль принадлежит базовому звену  экономики  - предприятиям, которые являются непосредственными субъектами инновационной деятельности.

В настоящее время сформировалось два основных подхода к раскрытию содержания инновационной деятельности предприятия.

Традиционно инновационная деятельность предприятия рассматривается в рамках его научно-технической политики, связанной с разработкой и внедрением нового продукта. В этом случае инновационная деятельность предприятия представляется в виде процесса по стратегическому маркетингу, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия).

В качестве основных этапов инновационной деятельности выступают:

разработка, внедрение, освоение и коммерциализация инноваций.

  Реализация обозначенных этапов  предусматривает следующие виды  деятельности:

- проведение НИОКР (научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ) по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление образцов новой продукции, видов техники, новых конструкций и изделий, подбор необходимого сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

- разработка технологического процесса изготовления новой продукции;

- проектирование, изготовление, испытание  и освоение образцов новой  техники, необходимой для изготовления  новой продукции;

- разработка и внедрение новых  организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

- исследование, разработка или приобретение  информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

- подготовка, обучение, переквалификация  персонала, необходимого для проведения  научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- проведение работ или приобретение  необходимой документации по  лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

- организацию и проведение маркетинговых  исследований по продвижению инноваций и др.

Изучение инновационной деятельности предполагает два подхода: комплексный и маркетинговый.

Комплексный подход к инновационной деятельности предприятия ориентирован на использование нововведений, затрагивающих все сферы и области деятельности предприятия. В рамках комплексного подхода инновационная деятельность – это деятельность по проведению изменений во всех сферах хозяйственной деятельности предприятия для адаптации к внешней среде с целью достижения эффективности функционирования и обеспечения развития.

Информация о работе Управление инновационной деятельностью и пути повышения его эффективности (на примере ОАО «Бобруйсктрикотаж»)