Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 16:42, курс лекций

Краткое описание

РЦБ – отношения, возникающие между его участниками, по поводу выпуска, обращения и гашения ценной бумаги (ЦБ).
ЦБ – документ, удостоверенный с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по РЦБ.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекции по дисциплине

«Рынок ценных бумаг»
Лекция 1 «Общая характеристика РЦБ».

 

1. Понятия, связанные с РЦБ.

2. Классификация РЦБ.

3. Функции рынка.

4. Участники РЦБ.

 

1.

РЦБ – отношения, возникающие между его участниками, по поводу выпуска, обращения и гашения ценной бумаги (ЦБ).

ЦБ – документ, удостоверенный с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Эмитент – участник рынка, выпустивший ЦБ в обмен на денежные средства или имущество, принадлежащие инвестору и несущие соответствующие обязательства по ЦБ перед инвестором.

Инвестор – владелец ЦБ, ставший им в результате обмена на нее определенного количества принадлежащих ему денежных средств или имущества.

Выпуск в обращение (эмиссия ЦБ) – представляет собой отчуждение ЦБ от эмитента к инвестору.

Гашение (погашение ЦБ) – представляет собой отчуждение ЦБ инвестором обратно эмитенту, сопровождается прекращением существования конкретной ЦБ. Обычно имеет место при окончании срока действия ЦБ.

Изъятие ЦБ из обращения – представляет собой отчуждение ЦБ инвестором обратно эмитенту, не сопровождающееся прекращением существования конкретной ЦБ.

 

2.

1. В зависимости от стадии кругооборота ЦБ:

- первичные рынки (эмитент – инвестор);

- вторичные рынки (инвестор – инвестор).

2. По виду ЦБ:

- рынок акций;

- рынок облигаций;

- рынок других ЦБ (сертификаты, производные ЦБ).

3. В зависимости от вида эмитента:

- рынок государственных ЦБ:

  а) федеральный рынок ЦБ;

  б) рынок ЦБ субъектов РФ;

  в) рынок муниципальных ЦБ;

- рынок корпоративных ЦБ.

4. С точки зрения наличия твердо установленных правил торговли:

- организованные (по строго установленным правилам);

- неорганизованные.

5. В зависимости от степени концентрации отношений эмитентов и инвесторов с точки зрения места, времени, процессов, РЦБ подразделяются:

- биржевой;

- внебиржевой.

Биржевой рынок – рынок, имеющий юридический статус. Экономическим основанием биржи как рынка является высокая степень концентрации однотипных сделок с ЦБ в определенной месте и определенный отрезок времени.

Внебиржевой рынок – рынок характеризуется хаотичностью процессов заключенных сделок купли-продажи с ЦБ во времени и в пространстве, а в организационно-юридическом плане данный рынок рассредоточен по стране и по участникам.

 

3.

1. Обще рыночные функции РЦБ:

1) коммерческая функция (извлечение прибыли);

2) оценочная функция (ЦБ имеет стоимость);

3) информационная функция (информация о событиях на РЦБ);

4) регулирующая функция (рынок действует по определенным правилам, которые его участники обязаны соблюдать).

2. Функции РЦБ как финансового рынка:

1) перераспределительная (по средствам финансовых рынков осуществляется перераспределение сбережений или свободных денежных средств из простых денежных форм в различные формы капитала);

2) защитная (финансовые рынки представляют своим участникам инструменты защиты капитала от тех или иных рисков).

 

4.

К участникам РЦБ относятся как его непосредственные участники, так и государственные, и общественные органы его регулирования и контроля.

Непосредственными участниками РЦБ являются межрыночные и внутрирыночные участники РЦБ.

Межрыночные участники – консалтинговые агентства, информационные агентства и рейтинговые агентства.

Внутрирыночные участники – совокупность профессиональных и непрофессиональных (инвесторы, эмитенты) участников.

Профессиональные участники – брокер, дилер, управляющая компания, депозитарии, регистраторы, клиринговые организации, организаторы рынка.

Через ФСФР, а также через министерство финансов государство оказывает влияние.


Лекция 2 «Сущность ценной бумаги. Общая характеристика ценной бумаги».

 

ЦБ – особый товар, обращающийся на особом, своем собственном, рынке – на рынке ЦБ.

Данный товар не имеет вещной формы, не является ни физическим товаром, ни услугой.

ЦБ – документ, являющийся носителем данных, свидетельствующих о праве владельца на ценность и полномочия, закрепленные в нем.

Чтобы ЦБ была признана таковой, она должна удовлетворять следующим требованиям:

1) обращаемость ЦБ (поступление предложения на ЦБ – спрос);

2) доступность для гражданского оборота;

3) стандартность и документальность;

4)регулируемость и признание государства;

5) ликвидность и риск.

Классификация ЦБ:

1. По характеру отношений между покупателями и продавцами ЦБ:

а) основные ЦБ;

б) производные ЦБ.

Основные ЦБ – бумаги, в основе которых лежат имущественные права на реальный актив (имущественный товар, деньги) – акции, облигации, банковские сертификаты.

Производные ЦБ – документы, устанавливающие условия купли-продажи основных ЦБ, оформляющие право не на сами основные ЦБ, а на право торговли ими – варрант, фьючерсы, форварды и т.д.

2. По способу регистрации выпуска ЦБ различают:

а) эмиссионные;

б) неэмиссионные.

Эмиссионные ЦБ размещаются выпусками, имеют равный объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска, вне зависимости от времени приобретения ЦБ; требуется обязательная государственная регистрация (акции, облигации).

Неэмиссионные ЦБ – противоположность эмиссионной ЦБ (вексель).

3. По своему функциональному значению:

а) долговые ЦБ (облигация, банковский сертификат);

б) долевые ЦБ (акция);

в) платежные документы (чек);

г) товарораспорядительные документы (складское свидетельство).

4. По способу передачи права собственности:

а) именные ЦБ – имя владельца зафиксировано на ее бланке или в реестре собственников (акция);

б) предъявительские ЦБ – имя владельца не фиксируется на ней самой, а ее обращение не нуждается нив какой регистрации (банковский сертификат);

в) ордерные ЦБ – акт передачи фиксируется на самой ЦБ (вексель).

5. По форме выпуска:

а) ЦБ, выпущенные в документарной форме – фиксация прав осуществляется с помощью бумажных носителей (вексель, чек, банковский сертификат);

б) ЦБ, выпускаемые в бездокументарной форме – то есть фиксация прав осуществляется с помощью компьютерной записи (акция).

6. В зависимости от статуса эмитента:

а) государственные ЦБ (облигация кредитного займа);

б) корпоративные ЦБ (облигации).

7. По соотношению доходности и риска:

а) инвестиционные ЦБ – ЦБ, обладающие низкой доходностью, но риск вложения в них невысок. Такие ЦБ считают самыми высококлассными для среднестатистического инвестора, риск невозврата основной суммы долга или неполучения текущего дохода в виде % или дивиденда – минимальный;

б) спекулятивные ЦБ – характеризуется средними параметрами риска и доходности. Бумаги среднего инвестиционного качества, обычно они высоконадежны и достаточно доходны;

в) вложения в венчурные ЦБ – сопряжены с высоким риском, но обещают высокие доходы.


Лекция 3 «Инвестиционная характеристика акций»

 

1. Общая характеристика акций.

2. Доходность акций. Типы инвесторов, осуществляющих вложения в акции.

3. Определение цены акции.

 

1.

Акция – эмиссионная ЦБ, дающая право ее владельцу на получение части прибыли в виде дивидендов, на участие в управлении компанией, на получение части имущества в случае ликвидации общества.

Капитал акционерного общества состоит из номинальной стоимости акций, можно сказать, что акция – ЦБ, из номинальной стоимости которой складывается УК компании, называемой АО. Каждая акция – доля в УК.

Уставный капитал – капитал, которым в обязательном порядке наделяется юридическое лицо при его образовании и которое не может быть меньше величины, установленной по закону.

В целом АО делятся на открытые АО (менее 1 тысячи МРОТ) и закрытые АО (менее 100 МРОТ).

Количество акционеров в ЗАО не может превышать 50 человек.

 

УК = Цн * Количество

 

На практике размещенные ценные бумаги продаются только по рыночной цене, которая больше номинальной цены, поэтому в результате эмиссии акций АО формирует не только УК, но и полученный в свое распоряжение ещё и дополнительный капитал в виде превышения цены размещения акции над её номинальной стоимостью.

Основные характеристики акций:

1. Бессрочность акции – акции не имеют ограничения по сроку своего существования. Существование прекращается либо в результате банкротства, либо в результате ликвидации;

2. Эмиссионная ЦБ;

3. Бездокументарность – в соответствии с ФЗ «О РЦБ» именные ЦБ имеют только бездокументарную форму;

4. Именная принадлежность – в РФ существуют только именные акции, предъявительские отсутствуют.

Права акционеров:

а) право на получение дивидендов;

б) право на управление – право реализуется путем участия акционера в работе общего собрания;

в) право на участие в имуществе – на часть в ликвидационном обществе;

г) право свободного распоряжения – акция может быть свободно продана, подарена, отдана в залог;

д) право на преимущественное приобретение новых эмиссий – акционер, в случае новой эмиссии имеет право приобретения акции пропорционально имеющемуся у него числу акций.

 

             

 

 

 

Обыкновенная акция – акция, дающая право голоса её владельцу на общем собрании акционеров.

Привилегированная акция – её владелец имеет первоочередное право на получение дивидендов и части ликвидационной стоимости.

Максимальная доля привилегированных акций в УК составляет 25%, следовательно, обыкновенные акции не могут занимать менее 75%.

 

Виды привилегированных акций

Простые (обычные).

Комулятивные – позволяют накапливать дивиденды за ряд промежутков времени (дивиденды выплачиваются 1 раз в 2-3 года).

Конвертируемые – дают возможность обменять привилегированные акции на другие виды акций.

 

Виды стоимости акций:

1. Номинальная цена – цена, устанавливаемая при выпуске акций, та цена, которая зафиксирована на бланке ЦБ.

Номинальная цена акции показывает, какая доля УК приходилась на одну акцию на момент создания АО.

2. Балансовая стоимость – стоимость чистых активов АО, приходящихся на одну акцию по балансу.

3. Ликвидационная стоимость – стоимость реализованного имущества АО в фактических ценах, приходящегося на одну акцию.

4. Рыночная цена – цена, по которой акция продается или покупается на рынке.

5. Курс акции – отношение рыночной цены к номинальной, выраженный в %.

 

2.

Доходность акции следует рассматривать, как её способность принести доход инвестору в случае её приобретения.

Одним из важнейших показателей, определяющих доходность акции, является ставка дивиденда. Она определяется следующим образом:

 

dc = D/N*100%

где,

D – величина выплаченных дивидендов годовых, руб.;

Информация о работе Рынок ценных бумаг