ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И ИСТОКИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
В IV—XII вв.
Возникновение первых государственных
образований на территории Беларуси,
безусловно, тесно связано со славянским
расселением и колонизацией Европы.
Начало его приходится на последнее
Великое переселение народов, когда
под ударами кочевых племен в
IV—VI вв. н. э. славяне двинулись на
юг, запад и восток Европейского
континента. В V—VII вв. н. э. началось постепенное
освоение восточно-европейского региона
славянами, которые впервые появились
в Южной и Центральной Беларуси.
Они большими группами двигались
на север от р. Припять вдоль Днепра,
Двины, Березины и Немана, заполняя
всю территорию современной Беларуси,
оттесняя и ассимилируя балтские
племена.
Союзы этих племен и стали
предшественниками первых государственных
образований. Они относились к группе
восточнославянского этноса и представляли
собой не родовые племена, как
это было в предшествующую эпоху
железного века, а этно-социальные,
объединенные общей культурой своеобразные
протонародности с зародышами классовой
и государственной системы [2, с. 125—135].
Дреговичи, кривичи и радимичи сыграли
главную роль не только в складывании
современного белорусского этноса, но
и в образовании древнейших государственных
структур на территории современной
Беларуси. Под своими именами-названиями
они упоминаются в письменных
источниках до середины XII в. [2, с. 136—146].
Родоплеменная иерархия уступила место
политической. Возникли княжества —
наидревнейшие протагосударственные
территориально-административные единицы.
На вершине политической пирамиды стояли
князья, которые на первых этапах избирались,
а потом передавали свой титул
по наследству. Таким образом, этнокультурные
сообщества славян и ассимилированных
ими балтов перешли в новое
качество своего развития — государственный
период. Их основой была территориальная
и культурная общность племенных
объединений, указанных в «Повести
временных лет» .
Древнерусское государство
(Киевская Русь). В IX в. в Восточной
Европе образовалось огромное и исторически
важное для всех восточных славян
территориально-политическое объединение
— Древнерусское государство, описанное
персами, арабами, византийцами, воспетое
в летописях. Киевская Русь — это
историче¬ская юность и молодость
трех восточнославянских народов —
украинского, белорусского и русского
[3, с. 235—246; 4, с. 13—20]. Ее история охватывает
период примерно с 800 г. до 1132 г., когда
«раздралася вся Русская земля».
При Владимире I Древняя Русь достигла
наибольшего могущества, завершилось
объединение восточных славян под
властью Киева. Безопасность государства
была достигнута укреплением отношений
с мировой державой того времени
— Византийской империей, принятием
в 988 г. христианства и вокняжением
в региональных столицах сыновей
киевского князя. Сын Владимира
и Рогнеды Изяслав получил
полоцкий трон [5, с. 165]. Коллеги из украинского
Института археологии доказали, что
«уже в IХ—Х ст. древние межплеменные
восточнославянские союзы — поляне,
древляне, северяне, кривичи, волыняне,
дреговичи, уличи, дулебы, словене и
другие — образовали великое этническое
сообщество — народность, которая получила
название «рода Русского», «Руси» [3, с.
241]. Археологи Института истории НАН Беларуси
считают, что «в период развития феодализма
происходил процесс формирования и развития
единой древнерусской народности на всей
территории Восточной Европы. Земли и
население современной территории Беларуси
также были втянуты в этот процесс и являлись
составной частью этого этнического сообщества»
[6, с. 13].
После Владимира I на Руси наступило
время политических конфликтов и
вражеских нашествий. Процесс распада
единого государства был обусловлен
многими причинами, но зафиксирован
договором, подписанным князьями в
1097 г. в Любиче: «Да ноне отселе имемся
в едино сердце, и блюдем Русскые
земли; каждо да держить отчину свою.
И целовавшееся пойдоша в свояси
(да отныне объединимся единым сердцем
и будем блюсти Русскую землю,
и пусть каждый владеет отчиной
своей. И попрощавшись, пошли восвояси)»
[5, с. 212]. На съезде в Любече полоцкого
суверена Вячеслава Брячеславовича
по прозвищу Чародей не было, — он
уже давно (с 1044 г.) «владел и княжил»
Полоцкую землю независимо от Киева
[5, с. 184].
Полоцкое княжество. Первые
исторические сведения о Полоцке
летописи относят к 862 г. Князь Рогволод
«Держал, владел и княжил Полоцкую землю»,
что свидетельствует о завершении
первого этапа становления государства.
Были определены границы этой земли,
утвердилась политическая система,
внутренние хозяйственные отношения.
Процесс создания государственности
времен Рогволода совпал с аналогичными
процессами у чехов, моравов, хорватов,
славенцев, поляков, а также с
созданием первых централизованных
государств в Дании, Швеции и Норвегии.
Города Полоцкой земли были не только
центрами пребывания княжеской администрации
(региональными столицами), они выполняли
также сакральные, оборонительные,
торговые и ремесленные функции.
В XII—XIII вв. монахам-летописцам было известно
о существовании на территории современной
Беларуси 36 городов.
В «Повести временных лет»
встречается термин «полочане» одновременно
с эндоэтнонимом жителей Полоччины
— «кривичи». Тем самым летопись
констатирует племенное территориальное
самоопределение части кривичей
(в отличие от псков¬ско-изборских
и смоленских) на основе создания отдельного
княжества со столицей в Полоцке
[5, с. 127—133]. Большинство современных
исследователей соглашаются, что название
«полочане» «является территориальным»,
а не этниче¬ским [6, с. 14].
Экономической основой Полоцкой
земли, кроме традиционного земледелия,
было ремесло, торговля и выгодное геополитическое
положение княжества. Центральное
место в торговых отношениях Полоцка
с Европой , Византией, странами арабского
Востока, Персией отводилось знаменитому
пути «из варяг в греки». Одно
из крупнейших ответвлений этого
пути проходило по Двине через
Полоцк.
Идеологическим фундаментом
государства на начальном этапе
было язычество, близкое как славянам,
так и балтам, а с 988 г. — христианство,
но с терпимым отношением к прежним
традициям. Основным вопросом внешней
политики Полоцкой земли была борьба
за геополитическое лидерство и
использование выгод от трансевропейских
торговых путей. Это приводило к
военно-политическим конфликтам Полоцка
с Новгородом и Киевом. В XII в., несмотря
на фактическую раздробленность
Полоцкой земли, ее по-прежнему нередко
рассматривали как целостное
государство. Тогда же в общественно-политической
жизни Полоцкой земли начались большие
перемены. Активизировалось вече —
общее собрание горожан, которое
было и высшей судебной инстанцией.
Развилось многоукладное хозяйство.
Родоплеменное производство и рабовладение
уступали место феодальным отношениям.
Дань была заменена феодальной рентой,
появились вотчины и волости,
разрушился патриархальный уклад, в
городах создавались первые цеховые
организации. Между «старшими» и
«младшими» князьями устанавливались
вассальные отношения.
В 1201 г. с разрешения полоцкого
князя Владимира в устье Двины
немецкие рыцари-крестоносцы и миссионеры
основали Ригу. Это стало началом
конца самостоятельности Полоцкой
земли. Сопротивляясь внешней агрессии,
Полоцк вынужден был пойти на союз
с Новгородом и Литвой. В конце
50-х — начале 60-х гг. ХІІІ в. на
полоцком княжении появляется первый
литовский князь Товтивил. Так
начался новый период существования
Полоцких земель — в составе Великого
княжества Литовского (ВКЛ) [2, с. 224—229].
Туровское княжество. Туровская
земля образовалась в пределах расселения
дреговичей — в бассейне реки Припять.
Туров впервые упоминается в 980
г. [5, с. 154]. Туровщина сначала развивалась
как самостоятельное государственное
образование со всеми соответствующими
институтами. Она занимала не все
этнические земли дреговичей, а только
те, которые находились преимущественно
в непосредственной близости от Припяти:
с городами Туровом, Пинском, Слуцком,
позже — Брестом. Дреговичские земли
вокруг Минска принадлежали Полоцку, юг
и восток Брагин¬ской волости
— Киеву, Речицкая — Чернигову, часть
земель на западе принадлежала владимиро-волынским
князьям. В 988 г. киевский князь Владимир
выделил Туров своему третьему сыну
Святополку [5, с. 165]. Туровский «стол»
рассматривался как своеобразный трамплин
для утверждения в Киеве. Роль
Туровского княжества была очень
весомой. Общепризнанно, что княжество
принадлежало только старшей ветви
династического древа. В середине XII
в. шла активная борьба за владение
Киевом. Вместе с городом из рук
в руки переходил и Туров. Однако
в 50-х гг. на туровском престоле оказался
князь Юрий Ярославич, который вернул
княжество во владения законной наследственной
династии Изяславичей. В конце XIII —
начале XIV в. Туровская земля была
присоединена к ВКЛ [2, с. 190—195].
Земли белорусского Понеманья.
Государственные образования складывались
и в белорусском Понеманье
вокруг городов Новогрудок и Гродно.
Во второй половине XII в. в самостоятельные
административные единицы выделяются
ряд земель-княжеств: Слонимское, Волковысское,
Свислоч¬ское, Городенское, Новогрудское.
Так, Новогрудок существовал уже в конце
X в., а в XI—XII вв. стал крупным торгово-ремесленным
городом. Гродно упоминается в первой
половине XII в.
Проводя самостоятельную
политику, новогрудские и гродненские
князья, время от времени выступали
в качестве союзников то Полоцка,
то Киева, то галицко-волынских правителей.
В результате этнический литовец
князь Миндовг был приглашен
на княжение в Новогрудок, а в 1253
г. короновался, приняв крещение от рим¬ского
папы Иннокентия IV. На полоцком престоле
восседал литовец князь Товтивил.
Начинался новый период собирания
славянских земель вокруг Новогрудка.
Таким образом, в раннефеодальный
период были заложены основы государственного,
экономического и культурного развития
земель Беларуси. И все же возникает
вопрос — являлось ли Полоцкое княжество
формой национальной государственности?
Сегодня историческая наука имеет
основания утверждать: Полоцкое княжество
— это первая форма государственности,
сложившаяся на территории Беларуси,
но не национальная и не единственная.
Почему не национальная? Вновь обратимся
к летописи, где указывается: «Вот
кто говорит по-славянски на Руси:
поляне, древляне, новгородцы, полочане,
дреговичи, северяне, бужане» [5, с.128 ]. Летописец
уточняет, что это племена народа
одного языка, который ныне называется
русским. Полоцкое княжество — это
ни что иное, как Полоцкая Русь. Поэтому
Древнерусское государство (Киевская
Русь) — в равной степени начальная
историческая форма государственности
белорусов, русских, украинцев.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОСТИ
И ИДЕИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССАХ XIII—XXI вв.
Благодаря наличию основ
государственности в X—XII вв. белорусские
земли и в составе ВКЛ не
потеряли широкой автономии во внутреннем
управлении. Новая — литовская
— власть была достаточно слабой и
не имела ресурсов для физического
подавления и культурной ассимиляции
политических и экономических славян¬ских
элит. Полоцкая и Витебская земли
сохранили свои территориальные
границы, а их жители имели областной
характер подданства. В жалованных
грамотах великих князей литовских
жителям указанных земель содержалась
гарантия в том, что они не будут
переселяться в другие регионы ВКЛ.
Военнообязанные названых земель составляли
особые ополчения, находившиеся в ведение
местных военачальников. На ратном
поле эти ополчения также располагались
отдельно. Таким образом, областное
деление ВКЛ имело политический
характер.
Политическая самостоятельность
отдельных славянских земель проявлялась
в том, что великий князь назначал
на должность руководителей этих
областей в зависимости от их «воли».
Собрания (веча, сеймы), собиравшиеся в
этих землях, были призваны решать вопросы,
связанные с общегосударственными
потребностями. Занимались они и
законодательной деятельностью: рассматривали
судебные дела. Полоцкая земля имела
полномочия на заключение торговых договоров
с соседними государствами. Автономия
названых областей основывалась на существовании
в них сильной и солидарной
местной элиты из числа местных
землевладельцев.
Кроме Полоцкой и Витебской
земель значительной самостоятельностью
пользовались и отдельные белорусские
княжества: Слуцкое, Мстиславское, Пинское.
На постах среднего звена местных
руководителей находились феодалы
славян¬ского происхождения, к общегосударственному
управлению активно привлекались и
представители белорусской знати.
Они входили в состав панов-рады
— высшего государственного совета
ВКЛ, имевшего расширенные распорядительно-исполнительные
функции. Законодательный орган
— сойм ВКЛ, также включал в
себя этнических белорусов. Два государственных
учреждения центрального аппарата —
канцелярия и скарб (казна) — комплектовались
выходцами из белорусских земель.
Длительное время культурная
жизнь в ВКЛ проходила в
этнославянских формах. Литовские князья
(в том числе Гедиминовичи) и
знать подвергались влиянию местных
традиций, языковых форм, обычаев, принимали
православную веру. Многие из них стали
последователями православной религии.
Языком государственного общения, в
том числе и для литовцев, был
старобелорусский язык — официальный
язык государства. Большинство документов
XIV—XVI вв., выходивших из недр канцелярии
ВКЛ, было написано на этом языке. На нем
были составлены основные законы ВКЛ,
в том числе его Статуты 1529,
1566, 1588 гг., изданы шедевры белорусской
письменности XVI в., он являлся языком
межнационального общения.
В результате сложных социально-экономических,
политических и этнических процессов,
которые происходили на белорусских
землях в XIV—XVI вв., сформировалась самостоятельная
этносоциальная общность — белорусский
народ. Он имел свою историческую территорию,
право, правящую элиту, язык, этническое
самосознание, духовно-культурные ценности
и общность хозяйственной жизни.
Исторические имена нашего народа и
государства — «белорусы», «Беларусь»
— имеют многовековую историю [7,
с. 307]. Исследование их происхождения
и структурно-смыслового содержания
осложняется по ряду объективных
причин: во-первых, эти термины не
упоминаются в национальных письменных
источниках XII—XV вв., во-вторых, в этот
период они не отражались в официальных
нормативных актах и самосознании
местного населения, проживавшего на белорусских
землях.
Византийские, английские, немецкие,
итальянские, чешские, польские источники
XIII—XVI вв. определяют территорию Белой
Руси. К ней относят обширный регион
в пределах Полоцка—Витебска—Турова—Пскова—Новгорода—Киева—Москвы.
Впервые название «Белая Русь» было
отмечено составителями «Дублин¬ской
рукописи» (Ирландия) и датируется второй
половиной XIII в.
В XIV—XVI вв. понятия «Белая
Русь—Беларусь—белорусы» эволюционно
за¬креплялись в сфере политики
и межконфессиональных отношений,
приобретали широкую известность
и затем воспринимались населением
в качестве имени собственного при
определении этноконфессиональной
принадлежности и места жительства
(малой родины). В конце XV в. понятие
«Белая Русь» как географическое,
так и этническое, начинает связываться
с землями Полотчины, которые
находились в составе Великого княжества
Литовского. В XVI в. польский историк
М. Кромер в своих трудах «История
поляков» (1555) и «Польша» (1575) первым
применил термин «Белая Русь» только
в отношении территории современной
Беларуси.
Затем М. Стрыйковский в своей
«Хронике» (1582) одним из первых ввел
в научный оборот этноним «белорусы»
в близком к современному значении.
После заключения Люблинской (1569) и
особенно Брестской (1596) уний та часть
населения Витебщины и Могилевщины,
которая сохранила верность православию,
стала именовать себя «белорусцами»
или «белорусами» уже на более
постоянной основе, особенно при посещении
ими Московии и Священной Римской
империи. В документах XVII в. появились
такие понятия, как «белорусская
православная епархия», «белорусский
епископ». Впервые эти понятия
отмечены в 1623 г. в документах Варшав¬ского
сейма, в 1675 г. — в правовых актах
короля Яна Собеского, они зафиксированы
в статьях «вечного мира» 1686 г. между
Речью Посполитой и Россией [7, с.
307].