Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:32, реферат
Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Кроме того, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные — виры, дорожные — мыт, пошлина с брака — выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались места сбора дани и ответственные за ее сбор лица, а сама дань принимает форму подати. С XIII в. начинает складываться система посошного обложения
Бюджетная система дореволюционной России.
  Первым 
источником поступлений в княжескую казну 
на Руси была дань, которую собирал князь 
с подвластных земель. Дань имела натуральную 
форму и собиралась в виде скота, мехов, 
меда, воска, продовольствия. Кроме того, 
в пользу князя собирались пошлины и штрафы: 
судебные — виры, дорожные — мыт, пошлина 
с брака — выводная куница. По мере укрепления 
власти князя устанавливались места сбора 
дани и ответственные за ее сбор лица, 
а сама дань принимает форму подати. С 
XIII в. начинает складываться система посошного 
обложения. Единицей обложения становится 
соха, дым, двор, тягло. В период татаро-монгольского 
ига в пользу ордынских ханов собирался 
налог «ордынский выход». 
В XV в. с образованием Русского централизованного 
государства посошная подать стала собираться 
в пользу Московского князя. Доходами 
казны были также таможенный, соляной, 
кабацкий и другие сборы. 
    В XV в. в России начинает складываться 
двухзвенная бюджетная система унитарного 
государства, состоящая из великокняжеской 
казны (бюджета государства) и местных 
бюджетов, которые соответственно формировались 
за счет княжеских (т. е. государственных) 
налогов и местных сборов. 
Местные налоги были введены в Русском 
государстве также в XV в. Для содержания 
царских наместников и волостителей, выполнения 
ими возложенных на них административных 
и судебных функций, для решения местных 
хозяйственных задач с местного населения 
собирались денежные и натуральные сборы: 
конское пятно (за клеймение), тамга (за 
продажу товара), весчее (за взвешивание), 
гостиное (за пользование торговым помещением), 
померное (за измерение) и др. 
    В 1551 г. Иван IV провел земскую 
реформу. В этом же году Стоглавый собор 
утвердил «Уставную земскую грамоту». 
В стране было введено земское самоуправление. 
Власть царских наместников была упразднена. 
Вместо них на местах стали земские старосты, 
которые руководили земскими избами, творившими 
суды и собиравшими налоги. Налог «посошный 
окуп», заменявший взимаемые с населения 
наместничьи сборы, начал поступать в 
государеву казну, из которой стали выделять 
средства на содержание земских изб и 
финансирование местных мероприятий. 
    В XVI в. сбором налогов стали 
ведать созданные территориальные органы 
— чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, 
Новгородская, Устюжская. В первой четверти 
XVII в. на содержание стрельцов вводится 
стрелецкая подать. Население было обязано 
не только платить налоги, но и нести другие 
повинности (строительство и ремонт дорог 
и мостов, поставка подвод, прием на постой 
представителей власти). С городского 
населения, кроме того, взимались оброки 
с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и 
др. С народов Поволжья, Урала, Сибири собирался 
ясак, главным образом мехами. Помимо прямых 
налогов существовали косвенные, которые 
стали поступать в казну с введением в 
середине XVI в. винных откупов. 
    Первый в России бюджет — смета 
государственных доходов и расходов — 
был составлен в 1645 г. В городах составлялись 
городовые сметы доходов и расходов. Эта 
система действовала до петровских реформ. 
    В 1679 г. вместо стрелецкой подати 
и других сборов вводится подворный налог. 
Общая сумма налога назначалась правительством, 
а крестьянские общины и посады раскладывали 
ее между собой по дворам. 
    После проведения переписи 
населения в 1722 г. подворный налог заменяется 
подушной податью, которая взималась с 
лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства 
и чиновничества). Подушная подать была 
одним из главных источников доходов государственного 
бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось 
около 34% всех доходов. 
    Наряду с прямыми и косвенными 
налогами население, главным образом крестьянство, 
несло мирские повинности, которые имели 
натуральную и денежную формы. Повинности 
были обязательные (содержание органов 
волостного и сельского управления, содержание 
дорог и др.) и необязательные (строительство 
церквей, школ, больниц, содержание пожарной 
охраны и др.). Они взимались по раскладке 
среди населения. В 1851—1854 гг. мирские повинности 
законодательно были оформлены в земские 
повинности и земские сборы. Кочевые народы 
с 1824 г. платили кибиточную подать. 
    Реформы 60-х годов XIX в. внесли 
некоторые изменения в налоговую систему. 
В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется 
налогом с недвижимого имущества. В 1865 
г. вводится промысловый налог, т. е. сбор 
с документов на право заниматься торговлей 
и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов 
вводится акциз на производство спиртных 
напитков. В 1875 г. вместо подушной подати 
с крестьян введен поземельный налог. 
Он взимался с земли крестьян и дворян. 
Основную сумму (свыше 75%) этого налога 
вносили крестьяне. Важным источником 
бюджетных доходов были косвенные налоги, 
получаемые в основном от акциза и винной 
монополии, введенной в 1894 г. 
    Менялся и аппарат управления 
государственным и местными бюджетами. 
С созданием в 1802 г. функциональных министерств 
(Министерство внутренних дел, Министерство 
финансов и др.) на местах организуются 
подведомственные им государственные 
учреждения, то есть вертикальная система 
учреждений государственного управления. 
Например, территориальными органами 
Министерства финансов были на губернском 
уровне казенные палаты, на уездном — 
казначейства. 
    Казенные палаты раскладывали 
на население налоги, вели учет поступления 
налогов и расходов. Казначейства принимали 
и хранили средства, поступающие в казну 
в виде налогов, выдавали денежные средства 
на финансирование мероприятий, осуществляемых 
на местах. С 1817 г. они ведали казенными 
магазинами, торговавшими алкогольной 
продукцией, контролировали винокуренные 
заводы. В свою очередь за деятельностью 
казенных палат и казначейств наблюдали 
губернаторы. 
    В 1864 г. вышло «Положение о губернских 
и уездных земских учреждениях», в соответствии 
с которым в России были созданы органы 
местного самоуправления — земства. Представительным 
(распорядительным) органом земств были 
земские и уездные собрания. Членами этих 
органов были гласные (депутаты), избираемые 
по трем куриям (уездных землевладельцев, 
городских избирателей и выборных от сельских 
общин). Гласные собирались раз в год на 
сессию, на которой рассматривались хозяйственные 
и финансовые вопросы деятельности земств, 
утверждались сметы доходов и расходов 
земств и отчет о деятельности исполнительных 
органов земств. Исполнительным органом 
земств были губернские уездные управы, 
избираемые на три года. Председатели 
губернских управ утверждались министром 
внутренних дел, а уездных — губернаторами. 
    Земства ведали местными хозяйственными 
делами, местными дорогами, организацией 
школьного образования и медицинского 
обслуживания населения. 
    Финансовыми средствами для 
выполнения возложенных на земства функций 
были земские бюджеты, формировавшиеся 
за счет существовавших до этого и переданных 
земствам земских повинностей и сборов. 
    Земские повинности взимались 
независимо от уровня зажиточности плательщика 
и предназначались для финансирования 
целевых расходов, например, на содержание 
школ, больниц, пожарной охраны, полиции 
и др. Земские повинности устанавливались 
либо государством, либо губернскими и 
уездными земствами. 
    Другим источником земских 
бюджетов были земские сборы, которые 
взимались с земель и другого недвижимого 
имущества, с промысловых патентов, покупаемых 
за право заниматься каким-либо промыслом. 
Земские сборы составляли более 60% доходов 
земских бюджетов. 
    Крупным источником земских 
бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия 
из государственного бюджета. 
     Земские бюджеты включали 
обязательные и необязательные расходы. 
Обязательные расходы были приоритетны 
и предназначались для финансирования 
содержания органов местного управления, 
тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства 
и др. К необязательным расходам относились 
расходы на здравоохранение, содержание 
школ и др. 
В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся 
за счет так называемых мирских доходов, 
в том числе волостных и сельских сборов, 
доходов от принадлежащего сельским  
обществам имущества, от сдачи в аренду 
мирских земель и др. 
  
   Городские 
бюджеты формировались за счет доходов 
от городских предприятий (боен, бань, 
водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных 
участков, сборов с недвижимого имущества 
городских жителей, сборов с владельцев 
лошадей, конских экипажей и др. 
Местные бюджеты не входили в состав государственного 
бюджета России. Таким образом, в России 
до революции действовала двухзвенная 
бюджетная система унитарного государства.
Информация о работе Бюджетная система дореволюционной России