Бюджетная система дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 18:49, доклад

Краткое описание

Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Кроме того, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные — виры, дорожные — мыт, пошлина с брака — выводная куница.

Вложенные файлы: 1 файл

2 Бюджетная система дореволюционной России.docx

— 16.71 Кб (Скачать файл)

.2 Бюджетная система дореволюционной  России

 

Первым источником поступлений  в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с  подвластных земель. Дань имела натуральную  форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Кроме  того, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные —  виры, дорожные — мыт, пошлина с  брака — выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались  места сбора дани и ответственные  за ее сбор лица, а сама дань принимает  форму подати. С XIII в. начинает складываться система посошного обложения. Единицей обложения становится соха, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов собирался налог "ордынский выход".

В XV в. с образованием Русского централизованного  государства посошная подать стала собираться в пользу Московского князя. Доходами казны были также таможенный, соляной, кабацкий и другие сборы.

В XV в. в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система  унитарного государства, состоящая  из великокняжеской казны (бюджета  государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались  за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.

Местные налоги были введены в Русском  государстве также в XV в. Для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных задач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др.

В 1551 г. Иван IV провел земскую реформу. В этом же году Стоглавый собор  утвердил "Уставную земскую грамоту". В стране было введено земское  самоуправление. Власть царских наместников  была упразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые  руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги. Налог "посошный окуп", заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой стали выделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.

В XVI в. сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы — чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. на содержание стрельцов вводится стрелецкая подать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (строительство  и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти). С городского населения, кроме  того, взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др. С народов  Поволжья, Урала, Сибири собирался ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые  стали поступать в казну с  введением в середине XVI в. винных откупов.

Первый в России бюджет — смета  государственных доходов и расходов — был составлен в 1645 г. В городах  составлялись городовые сметы доходов  и расходов. Эта система действовала  до петровских реформ.

В 1679 г. вместо стрелецкой подати и  других сборов вводится подворный налог. Общая сумма налога назначалась  правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой  по дворам.

После проведения переписи населения  в 1722 г. подворный налог заменяется подушной податью, которая взималась  с лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать была одним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов.

Наряду с прямыми и косвенными налогами население, главным образом  крестьянство, несло мирские повинности, которые имели натуральную и  денежную формы. Повинности были обязательные (содержание органов волостного и  сельского управления, содержание дорог  и др.) и необязательные (строительство  церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Они взимались по раскладке среди населения. В 1851—1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.

Реформы 60-х годов XIX в. внесли некоторые  изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог, т. е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати с крестьян введен поземельный налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Основную сумму (свыше 75%) этого налога вносили  крестьяне. Важным источником бюджетных  доходов были косвенные налоги, получаемые в основном от акциза и винной монополии, введенной в 1894 г.

Менялся и аппарат управления государственным  и местными бюджетами. С созданием  в 1802 г. функциональных министерств (Министерство внутренних дел, Министерство финансов и др.) на местах организуются подведомственные им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений государственного управления. Например, территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казенные палаты, на уездном — казначейства.

Казенные палаты раскладывали на население  налоги, вели учет поступления налогов  и расходов. Казначейства принимали  и хранили средства, поступающие  в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. С 1817 г. они ведали казенными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью  казенных палат и казначейств  наблюдали губернаторы.

В 1864 г. вышло "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", в соответствии с которым в  России были созданы органы местного самоуправления — земства. Представительным (распорядительным) органом земств были земские и уездные собрания. Членами этих органов были гласные (депутаты), избираемые по трем куриям (уездных землевладельцев, городских  избирателей и выборных от сельских общин). Гласные собирались раз в  год на сессию, на которой рассматривались  хозяйственные и финансовые вопросы  деятельности земств, утверждались сметы  доходов и расходов земств и отчет  о деятельности исполнительных органов  земств. Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на три года. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел, а уездных — губернаторами.

Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и медицинского обслуживания населения.

Финансовыми средствами для выполнения возложенных на земства функций  были земские бюджеты, формировавшиеся  за счет существовавших до этого и  переданных земствам земских повинностей  и сборов.

Земские повинности взимались независимо от уровня зажиточности плательщика  и предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции  и др. Земские повинности устанавливались  либо государством, либо губернскими  и уездными земствами.

Другим источником земских бюджетов были земские сборы, которые взимались  с земель и другого недвижимого  имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходов земских бюджетов.

Крупным источником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия  из государственного бюджета.

Земские бюджеты включали обязательные и необязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны и предназначались  для финансирования содержания органов  местного управления, тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства и др. К необязательным расходам относились расходы на здравоохранение, содержание школ и др.

В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет так называемых мирских доходов, в том числе  волостных и сельских сборов, доходов  от принадлежащего сельским обществам  имущества, от сдачи в аренду мирских  земель и др.

Городские бюджеты формировались  за счет доходов от городских предприятий (боен, бань, водопроводов и др.), сдачи  в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских  жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др.

Местные бюджеты не входили в  состав государственного бюджета России. Таким образом, в России до революции  действовала двухзвенная бюджетная  система унитарного государства.


Информация о работе Бюджетная система дореволюционной России