Федеральное казначейство и его роль в исполнении бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 11:19, контрольная работа

Краткое описание

В современном мире бюджет – это не только и не столько экономическая основа для осуществления традиционных функций государства (поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка), сколько важнейший инструмент государственного регулирования экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное казначейство и его роль в исполнении бюджета.docx

— 26.93 Кб (Скачать файл)

Федеральное казначейство  и его роль в  исполнении бюджета

 

В современном мире бюджет – это  не только и не столько экономическая  основа для осуществления традиционных функций государства (поддержание  обороноспособности, безопасности, правопорядка), сколько важнейший инструмент государственного регулирования экономики.

В странах с рыночной экономикой, где отсутствует тотальное планирование образца СССР, государственный бюджет является по существу единственным народнохозяйственным планом, определяющим и темпы экономического роста, и межотраслевые пропорции, и динамику уровня жизни.

Качество бюджетного планирования и эффективность кассового исполнения государственного бюджета являются определяющим условием регулирования  рыночной стихии, имеющей не только огромный созидательный, но и разрушительный потенциал. Поэтому исполнение бюджета  через казначейскую систему, или  проще сказать, кассовое исполнение бюджета, сегодня является настолько  важным, что вполне заслуживает отдельного рассмотрения.  

Основы казначейского исполнения бюджета:

1Исполнение федерального бюджета  и необходимость организации  Федерального казначейства:

Во-первых, чтобы осуществить исполнение бюджета, необходимо его принять  законодательно, поэтому сначала  бюджет государства на финансовый год  утверждается Государственной думой  РФ и принимается в виде закона. Федеральный бюджет имеет две  основные составляющие:

1. доходная часть – формируется  на основе плана поступления  налогов, платежей и неналоговых  поступлений от юридических и  физических лиц, являющихся резидентами  и нерезидентами РФ, в соответствии  с налоговым законодательством;

2. расходная часть – формируется,  исходя из планируемых объемов  поступления доходов, и должна  обеспечивать потребности государства  в содержании и развитии всех  сфер экономики.

Непосредственно само исполнение бюджета  начинается после его утверждения  законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов: федерального, территориальных, местных (органов местного самоуправления). Согласно статье 245 Бюджетного кодекса  РФ (БК), «Исполнение доходов федерального бюджета», исполнение федерального бюджета  по доходам предусматривает:

-перечисление и зачисление доходов  федерального бюджета на единый  счет федерального бюджета; 

-распределение в соответствии  с утвержденным федеральным бюджетом  федеральных регулирующих налогов;

-возврат излишне уплаченных  сумм доходов;

-учет доходов федерального бюджета  и отчетность о доходах федерального  бюджета в соответствии с бюджетной  классификацией РФ.

Важнейшие задачи исполнения бюджета  – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в  целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение  того финансового года, на который  утвержден бюджет.

При исполнении бюджета важное место  принадлежит также правильному  и экономически обоснованному распределению  всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемому  по бюджетной росписи доходов  и расходов, который представляет собой основной оперативный план распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации  в форме поквартальной разбивки и в разрезе распорядителей бюджетных  ассигнований.

Основной принцип исполнения бюджета  – принцип единства кассы. Он предусматривает  зачисление всех поступающих доходов  и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление  всех предусмотренных расходов и  платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты  счета соответствующего бюджета. Бюджеты  всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы. (Статья 216 БК: Принцип единства кассы).

Органом, осуществляющим управление исполнением бюджета выступает  созданное в составе Министерства финансов РФ федеральное казначейство (указ Президента РФ от 8 декабря 1992 года и постановление Правительства  РФ от 27 августа 1993 года).

Появление новой структуры связано  с развитием рыночных отношений, сопровождавшихся образованием разрозненной массы коммерческих банков. Ликвидация Центральным Банком России Управления по исполнению государственного бюджета  привела к недопополнению доходов  бюджета, к ослаблению контроля за целевым  и рациональным использованием государственных  средств. ЦБР, сосредоточив свои усилия на вопросах денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных  средств, а коммерческие банки на местах устранились от контроля за использованием бюджетных средств, будучи заинтересованы в его отсутствии.

Таким образом действующий механизм использования федеральных финансовых ресурсов был слабо адаптирован  к современным экономическим  условиям, не способен обеспечить «прозрачность» бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными финансовыми ресурсами  в условиях их дефицитности и создавал возможности их нецелевого использования.

В сложившейся обстановке встал  вопрос о создании централизованной системы органов Федерального казначейства, подчиненного Министерству финансов.

Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета  и контроль за исполнение вне бюджетных  фондов. Ему вменяется в обязанность  прогнозирование объемов государственных  финансовых ресурсов; оперативное управление ими. Казначейство занимается также  сбором, обработкой и анализом информации о состоянии бюджетной системы. Совместно с Центральным Банком органы Казначейства осуществляют управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России.

1.2. Задачи и функции органов  федерального казначейства:

Органам казначейства отводится в деле исполнения бюджетов первостепенная роль, а их главнейшими функциями и задачами являются:

1) учет налогов и платежей, поступивших  в доход федерального бюджета  на счета казначейства в банках;

2) распределение в установленном  порядке и размерах доходов  между бюджетами различного уровня;

3) возврат и зачет между бюджетами  сумм, ошибочно или излишне уплаченных;

4) учет льгот и отсрочек, предоставленных  налогоплательщикам органами исполнительной  власти, и перерасчет сумм налогов  и платежей между бюджетами; 

5) взаимные расчеты между бюджетами  различного уровня по отдельным  постановлениям и решениям уполномоченных  органов;

6) доведение лимитов и осуществление  финансирования распорядителей  средств федерального бюджета;

7) обеспечение целевого и эффективного  расходования средств путем предварительного, текущего и последующего контроля;

8) управление доходами и расходами  федерального бюджета на счетах  казначейства в банках.

Первая и главная задача, которую  обязано было решить казначейство, - это поставить под четкий контроль каждодневное прохождение федеральных  счетов на уровне субъектов Федерации, на уровне районов и городов, а  также на местном уровне. Ситуация, сложившаяся с конца 1991 года и  усугубившаяся в 1992 году, характеризовалась  тем, что ЦБР не смог сохранить  за собой функцию обслуживания всех бюджетных счетов, как это было раньше в Госбанке СССР. По объективным  причинам он не смог это сделать, занимаясь  вопросами регулирования целого сектора коммерческих банков. Деньги у очень крупных бюджетополучателей остались в коммерческих банках, которые не могли обеспечить и не могли дать гарантии сохранности средств. Средства пропадали на пути движения из Центра вниз; задерживались на счетах в банках. Банки, в одних случаях умышленно, в других, - по объективным причинам, не доводили средства до бюджетополучателей. Этот процесс в бюджетном хозяйстве страны был локализован, а потом и полностью изжит, когда деньги, проходя только через счета федерального казначейства, стали поступать в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города. На решение этой на первый взгляд простой проблемы ушло очень много времени, поскольку правовые основы исполнения бюджета прежде не предусматривали никаких подобных институтов, действий и инструментов.

Вторая задача, которая более  важна, - это создание методологической основы работы федерального казначейства. Главная задача состоит не только в том, чтобы обеспечить контроль за прохождением средств сверху вниз, а также наладить жесточайший  предварительный и текущий контроль за выделением средств.

1.3. Права и обязанности органов  Федерального казначейства:

Основным документом, регулирующим права и обязанности органов  Федерального казначейства, является Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 года № 145-ФЗ, вступивший в действие с 1 января 2000 года.

Казначейское исполнение бюджетов признано в Бюджетном кодексе  единственно допустимым способом без  каких-либо условий, которые будут  предшествовать массовому внедрению  его в практику. На органы казначейства повсеместно возлагаются функции  по управлению счетами бюджетов и  бюджетными средствами, по осуществлению  платежей за счет бюджетных средств  от имени и по поручению бюджетных  учреждений. Последнее означает, что  всем бюджетополучателям будут закрыты  бюджетные счета в банковских учреждениях, а органы казначейства возьмут на себя роль плательщиков расходов бюджета.

1.4. Организационная структура Федерального  казначейства РФ:

 

Органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав министерства финансов РФ. Структура территориальных  органов казначейства является трехуровневой:

1 уровень – Главное управление  Федерального казначейства (ГУФК), возглавляется  начальником в ранге заместителя  Министра финансов. Осуществляет  сводный учет доходов и расходов  федерального бюджета и управляет  движением средств на счетах  казначейства. Информирует высшие  исполнительные и законодательные  органы власти о результатах  исполнения федерального бюджета  по доходам и расходам. Руководит  работой нижестоящих органов  казначейства, получает от них  оперативную информацию и отчетные  данные о доходах и средствах  федерального бюджета и обеспечивает  исполнение ими бюджета в соответствии  с действующим законодательством. 

2 уровень – Управление федерального  казначейства (УФК) по республикам  в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам  Москве и Санкт-Петербургу возглавляется  начальником, назначаемым на должность  и освобождаемым начальником  ГУФК. Обеспечивает через нижестоящие  органы казначейства исполнение  всех решений о формировании  доходной части и расходовании  средств федерального бюджета,  на территории Российской Федерации  по состоянию на 1999 год было  создано 88 управлений федерального  казначейства (с учетом отсутствующего  органа казначейства в республике  Татарстан).

3 уровень – Отделения федерального  казначейства по городам, районам  и районам в городах (кроме  городов районного подчинения) (ОФК)  возглавляются начальниками, назначаемыми  и освобождаемыми от должности  начальником УФК. Осуществляют  формирование доходной части  федерального бюджета на территории  и обеспечивают целевое финансирование  расходов по бюджетополучателям. Обеспечивают учет операций по  движению средств на счетах  казначейства и представляют  вышестоящим органам казначейства  информацию об исполнении доходов  и расходов бюджета по территории.

Все органы федерального казначейства – юридические лица, относятся  к органам исполнительной власти и руководствуются в своей  деятельности законодательными и нормативными документами, утвержденными Президентом, Правительством, Министерством финансов РФ или по согласованию с ним.

2.1. Лицевые счета органов казначейства  в банках:

Исполнение федерального бюджета  осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов  и средств в Центральном банке  РФ и его учреждениях (главных  управлениях или расчетно-кассовых центрах). В отдельных случаях  счета казначейства могут быть открыты  в других кредитных организациях, уполномоченных Правительственной  комиссией по вопросам финансовой и  денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Такие банки  называются уполномоченными. В настоящее  время уполномоченным банком является Сберегательный банк Российской Федерации.

Между банком и органом федерального казначейства заключается договор  на обслуживание счета. Банки несут  ответственность за своевременное  и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-денежных документов по счетам казначейства в  пределах остатка средств на них. Банки не отвечают по обязательствам органов казначейства, а также  не могут осуществлять списание средств  со счетов в бесспорном порядке без  акцепта казначейства. Количество счетов, открываемых органом федерального казначейства, определяется нормативными документами.

В настоящее время у территориальных  органов федерального казначейства открыты лицевые счета в банках на балансовых счетах второго порядка:

№ 40101 – «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства»;

№ 40102 – «Доходы федерального бюджета»;

№ 40103 – «Доходы федерального бюджета, перечисляемые на финансирование расходов»;

№ 40105 - «Средства федерального бюджета».

2.2. Порядок исполнения федерального  бюджета по доходам:

 

Источники поступления налогов, платежей и других видов неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе и федеральный, - отчисления юридических и физических лиц, которые выступают налогоплательщиками.

Информация о работе Федеральное казначейство и его роль в исполнении бюджета