Федеральное казначейство и его роль в исполнении бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 11:19, контрольная работа

Краткое описание

В современном мире бюджет – это не только и не столько экономическая основа для осуществления традиционных функций государства (поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка), сколько важнейший инструмент государственного регулирования экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное казначейство и его роль в исполнении бюджета.docx

— 26.93 Кб (Скачать файл)

Законом о бюджете на соответствующий  год за каждым уровнем бюджета  закрепляются налоги, полностью перечисляемые  в доход федерального или регионального  бюджета, - это т.н. закрепленные налоги. Кроме того, определяется перечень налогов, по которым устанавливается  размер отчислений по уровням бюджетов – это регулирующие налоги. Получатели закрепленных и регулирующих налогов  – органы федерального казначейства на территории. Каждый налогоплательщик должен перечислять налоги и платежи  тому органу казначейства, с которым  работает территориальный орган  государственной налоговой инспекции, зарегистрировавшей самого налогоплательщика. Это связано с тем, что органы федерального казначейства решают все  вопросы по учету, возврату и перезачету налогов по уровням бюджетов с  соответствующим территориальным  органом налоговой инспекции.

Таким образом, участники процесса формирования доходной части федерального бюджета:

-налогоплательщики – обеспечивают  перечисление налогов и платежей;

-коммерческие банки и учреждения  Центрального банка РФ – осуществляют  безналичные расчеты между плательщиком  и получателем средств; 

 

-органы федерального казначейства  – обеспечивают получение и  учет поступивших налогов и  платежей;

 

-органы государственной налоговой  инспекции – регулируют отношения  между плательщиком и получателем  по возврату и зачету налогов  и платежей из федерального  бюджета. 

 

Все участники процесса имеют свои права и обязанности по отношению  к бюджету. Налогоплательщики обязаны  своевременно и в полном объеме перечислить налоги и платежи в доход бюджета, представив в банк до наступления срока платежа соответствующие платежные документы. Налогоплательщики имеют право обратиться в органы налоговой инспекции с заявлением о возврате или зачете в уплату других налогов ошибочно или излишне уплаченных сумм.

 

Коммерческие банки или учреждения Центрального банка РФ независимо от состояния расчетного счета плательщика  и корреспондентского счета самого банка должны принять платежные  документы к исполнению. Банки  имеют право не принять расчетно-платежные  документы в случае ненадлежащего  их оформления. Банки обязаны соблюдать  сроки списания средств с лицевых  счетов плательщиков. Списание средств  с корреспондентских счетов банков-плательщиков и зачисление их на корреспондентские  счета банков-получателей осуществляется учреждениями Центрального банка РФ. Сроки прохождения платежа от плательщика до получателя находятся  под контролем органов федерального казначейства.

 

Территориальные органы федерального казначейства ежедневно отчитываются перед вышестоящим органом казначейства о суммах, поступивших в федеральный  бюджет, и один раз в пять дней – о суммах, поступивших на счет распределяемых налогов. Порядок и  сроки отчетности определяет вышестоящий  орган федерального казначейства. Кроме  того, осуществляется учет доходов  нарастающим итогом и представляется в установленном порядке месячная, квартальная и годовая отчетность. Доходы, собранные на территории, с  лицевых счетов отделений федерального казначейства в установленном порядке  поступают на лицевой счет управления федерального казначейства, открытый на балансовом счете № 40103 «Доходы  федерального бюджета, предназначенные  для финансирования расходов».

Совершенно очевидно, что все  расходы бюджета так или иначе  предназначены для достижения цели на конкретном предприятии, в учреждении, организации или органе исполнительной, законодательной, судебной власти. Получатели средств федерального бюджета расположены  на территориях, т.е. там, где созданы  органы федерального казначейства. Именно поэтому казначейская система исполнения федерального бюджета обеспечивает максимально возможное приближение к распорядителю средств и контроль за целевым использованием средств бюджета.

 

Важный момент казначейской системы  исполнения бюджета – работа с  защищенными статьями, т.е. со средствами на выплату заработной платы и  начислений по ней, денежного довольствия  военнослужащим и сотрудникам органов  внутренних дел, пособий, стипендий, компенсаций  и иных социальных выплат. Всем органам  федерального казначейства, распорядителям и получателям средств федерального и местного бюджетов открыты лицевые  счета с отличительным признаком  «7». Средства бюджетов, поступившие  на указанные счета, не могут быть перечислены на расчетные или  иные счета, списаны в безакцептном порядке или использованы на иные цели. Целевое расходование средств  федерального бюджета по защищенным статьям находится под контролем  органов казначейства.

 

Казначейская система исполнения бюджета приобрела новое качество с переходом на финансирование распорядителей через лицевые счета, открытые им в органах казначейства. Переход  осуществлялся директивным порядком, сроки открытия лицевых счетов по территориям субъектов Федерации  определялись Министерством финансов РФ.

 

Процесс перехода на работу по лицевым  счетам сопровождается обязательным закрытием  всех бюджетных счетов распорядителей в любых учреждениях банков. Порядок  закрытия бюджетных счетов регламентирован, также как и порядок расчетно-кассового  обслуживания счетов органов казначейства в банках.

Заключительные обороты по счетам Федерального казначейства:

Процесс исполнения федерального бюджета  осуществляется в рамках финансового  года и завершается ежегодно заключительными  оборотами, после чего формируется  отчет за год. Все юридические  лица, не связанные со средствами бюджета, осуществляют учет и отчетность по календарному году – с 1 января по 31 декабря. Банки не осуществляют заключительных оборотов по расчетным счетам юридических лиц. Для всех участников бюджетного процесса порядок окончания финансового года устанавливается Центральным банком РФ и Министерством финансов. Органы федерального казначейства – непосредственные участники и исполнители операций по заключительным оборотам. Суть их состоит в том, что операции по счетам органов казначейства и всех бюджетных учреждений и организаций осуществляются в новом году, но подлежат учету и включаются в отчетность как операции прошлого года.

 

Заключительные обороты по счетам доходов федерального бюджета осуществляются в новом году до установленной  даты. Все платежные документы  на перечисление налогов и платежей с датой начальной проводки до 31 декабря прошедшего года зачисляются  на счета доходов федерального казначейства прошлым годом. Доходы по платежным  документам, принятые в новом году, подлежат зачислению на лицевые счета  казначейства и учету уже новым  годом. Таким образом, у казначейства одновременно осуществляются поступление  и учет доходов по прошлому и новому финансовому году. На установленную  дату все банки и органы федерального казначейства обязаны завершить  операции по зачислению доходов прошлого года. Все их лицевые счета «обнуляются», и доходы зачисляются на один счет Главного управления Федерального казначейства в Центральном банке РФ. В отчет  о доходах за прошедший финансовый год включаются все суммы, прошедшие  по заключительным оборотам.

 

Заключительные обороты по счетам расходов органов федерального казначейства устанавливают следующие этапы  исполнения:

 

1.     Неиспользованные остатки  средств федерального бюджета  на лицевых счетах распорядителей  и соответственно на лицевых  счетах органов федерального  казначейства зачисляются на  отдельный счет балансового счета  № 40112 «Средства федерального  бюджета прошлого года».

 

2.     Устанавливается порядок  учета, отчетности и расходования  средств прошлого года в текущем  году.

 

3.     Устанавливается дата  окончания заключительных оборотов  по счетам расходов федерального  бюджета.

 

В период заключительных оборотов операции по лицевым счетам со средствами прошлого года осуществляются до установленной  даты. Эти операции и органами казначейства, и бюджетными организациями учитываются  в отчете за прошлый год. Могут  быть приняты разные решения по использованию  остатков средств прошлого года:

 

-перечислить в федеральный бюджет  на счет доходов;

 

-зачислить в счет финансирования  текущего года;

 

-зачислить на текущий счет  «Суммы по поручениям»;

 

-оставить на счете до полного  их расходования.

 

          В последний  день заключительных оборотов  по принятому решению осуществляется  операция по перечислению средств  прошлого года. На лицевых счетах  как распорядителей, так и органов  федерального казначейства образуются  нулевые остатки. Финансовый год  считается завершенным.

 

Роль казначейской системы исполнения федерального бюджета, пути укрепления и итоги работы Федерального казначейства в РФ:

 

Несколько  лет назад Президент  РФ издал указ, в котором была высказана политическая воля на восстановление в России существовавшего ранее  института казначейства – института, который, непосредственно находясь в системе органов исполнительной власти, занимается исполнением федерального бюджета. Все эти годы в стране исполнением бюджета занимался  Государственный банк Советского Союза, а позже – Банк России.

 

Когда начинался переход на казначейскую систему, количество федеральных бюджетных  счетов достигало порядка 160 тыс. (во многих странах количество счетов бюджетных  организаций не превышает 10-20 тыс. единиц). Естественно, что маневрировать  средствами федерального бюджета на таком огромном количестве счетов, по сути дела, невозможно. Учитывая то, что 50% этих счетов находилось в коммерческих банках, не было никаких возможностей маневра этими деньгами. Если учесть также и то, что сам процесс  исполнения бюджета включал в  себя лишь две стадии, т.е. выдачу бюджетной  росписи и собственно платеж, то становится совершенно ясно, что никакого разумного маневра средствами федерального бюджета государство в тех  условиях совершить не могло. Для  этого не было ни механизма, ни возможностей, ни предпосылок. Сегодня такие предпосылки  созданы.

 

Во-первых, федеральное казначейство концентрирует на своих счетах оба  потока, которые возникают в процессе исполнения федерального бюджета: это  доходный и расходный потоки. Такая  совместимость двух потоков в  руках одного и того же казначейского  органа позволяет существенно ускорить процесс финансирования. При этом не нужно дожидаться того момента, когда  на счет низового органа казначейства поступят деньги от казначейства вышестоящего. Поступление средств на счета  управления федерального казначейства в виде налогов и доходов создает  устойчивую базу для оперативного финансирования расходов федерального бюджета на этой же территории. Разница передается в Центр и распределяется.

 

Во-вторых, решение задачи осуществления  предварительного контроля заключается  в том, что казначейство становится своеобразным банком для всей бюджетной  клиентуры, которую оно обслуживает. Сегодня федеральное казначейство подошло вплотную к осуществлению  этой задачи. В соответствии со вступившим в действие с 1 января 2000 года БК РФ, в органах казначейства, в его  учетных регистрах подлежат открытию счета всех федеральных бюджетополучателей. Соответственно, счета бюджетополучателей в банках (в любых – будь то Центральный банк или коммерческий банк) подлежат закрытию и закрываются. Задача эта решается казначейскими  органами уже давно, а после введения в действие БК РФ подошла к своему разрешению, хотя и в настоящее  время некоторые бюджетные суммы  проходят по счетам комбанков. 

 

В Бюджетном кодексе прописаны  чрезвычайно жесткие (по дням) процедуры  для всех органов, которые занимаются вопросами исполнения федерального бюджета. Основная мысль здесь состоит  в том, что казначейство не имеет  никаких прав распоряжаться бюджетными средствами: все права – у тех  распорядителей средств, в адрес  которых они выделены Парламентом. Казначейство является системой контроля и системой, осуществляющей платежи.

Бюджетный кодекс предоставляет бюджетным  организациям право получать доходы от использования закрепленного  за ними государственного имущества  и от оказания платных услуг, равно  как и право самостоятельного расходования этих средств. Требование при этом только одно – все эти  доходы и расходы должны быть отражены в смете. Именно проверяя правильность составления и исполнения смет, государственные  органы, в т.ч. и Федеральное казначейство, смогут контролировать использование  этих денег.

Заключение:

 

Развитие демократических процессов  в стране принесло много не только положительных моментов, но и проблемы, потому что в вопросах бюджетной  дисциплины появилось много вольности, ослабла дисциплина расходования бюджетных  средств.

 

Экономический кризис, который вызвал практически повсеместный дефицит  бюджетных средств практически  на всех уровнях бюджетной системы, заставил искать новые пути и усиливать  контроль за расходованием бюджетных  средств. Именно для этой цели и было воссоздан институт Федерального казначейства в РФ. Федеральное казначейство является структурным подразделением Министерства финансов РФ. И оно меняет сложившуюся  практику исполнения федерального бюджета, которой ранее занимался Государственный  банк СССР и его звенья.

 

Использованная литература:

 

1.     «Комментарий к Бюджетному  кодексу РФ», под ред.                      М.В. Романовского, М.: «Юрайт», 2008

Информация о работе Федеральное казначейство и его роль в исполнении бюджета