Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:17, реферат
Проблема изучения развития внимания и мелкой моторики в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы развития внимания в психологии…………….8
1.1. Анализ научных подходов к  проблеме внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………………………..8
1.2. Особенности развития внимания младших школьников………………...19
1.3 Изучение развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе………………………………………...23
Глава II. Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте…………………………………………………32
2.1. Организация и методы экспериментального исследования……………...32
2.2 Коррекционная работа направленная на развитие внимания и мелкой моторики детей младшего школьного возраста……………………………….42
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
В психотехнике принята следующая система качественной оценки концентрации внимания (К) в зависимости от величины этого коэффициента:
очень высокий - 81-100%;
высокий - 61-80%;
средний - 41-60%;
низкий - 21-40%;
очень низкий - 0-20%.
Из полученных результатов указанных в таблицах 2.1 и 2.2 можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе очень высокий уровень концентрации внимания 8% испытуемых, высокий уровень – 32%, средний уровень – 32%, низкий уровень – 16%, очень низкий уровень – 8% испытуемых. В контрольной группе испытуемые показали практически аналогичный результат: очень высокий уровень у 8% испытуемых, высокий у 32% испытуемых, средний уровень показали 48% испытуемых, и 8% показали низкий уровень концентрации внимания.
Рис. 2.1 Сравнительные результаты концентрации внимания у испытуемых экспериментальной и контрольной групп
Определение устойчивости внимания.
Таблица 2.3. Значения коэффициента точности внимания у испытуемых экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования
№  | 
  Испытуемый  | 
  А1  | 
  А2  | 
  А3  | 
  А4  | 
  А5  | 
1.  | 
  Ира К.  | 
  1  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  1  | 
2.  | 
  Диана М.  | 
  0,2  | 
  0,2  | 
  0,9  | 
  0,5  | 
  0,9  | 
3.  | 
  Вова И.  | 
  1  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
4.  | 
  Игорь П.  | 
  1  | 
  1  | 
  0,9  | 
  1  | 
  1  | 
5.  | 
  Святослав К.  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
6.  | 
  Ангелина Н.  | 
  1  | 
  1  | 
  0,9  | 
  1  | 
  1  | 
7.  | 
  Арина З.  | 
  0,5  | 
  0,6  | 
  0,5  | 
  0,7  | 
  0,8  | 
8.  | 
  Люда Д.  | 
  0  | 
  0,8  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  1  | 
9.  | 
  Кристина К.  | 
  0,8  | 
  0,6  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
10.  | 
  Сережа К.  | 
  0,9  | 
  0,8  | 
  1  | 
  1  | 
  0,9  | 
11.  | 
  Денис С.  | 
  1  | 
  1  | 
  0,9  | 
  0,8  | 
  1  | 
12.  | 
  Данил Т.  | 
  0,9  | 
  1  | 
  0,7  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
Таблица 2.4. Значения коэффициента точности внимания у испытуемых контрольной группы на констатирующем этапе исследования
№  | 
  Испытуемый  | 
  А1  | 
  А2  | 
  А3  | 
  А4  | 
  А5  | 
1.  | 
  Антон Ж.  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,8  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
2.  | 
  Влад П.  | 
  0,5  | 
  0,6  | 
  0,8  | 
  0,9  | 
  0,8  | 
3.  | 
  Никита Г.  | 
  0,9  | 
  0,8  | 
  0,6  | 
  0,6  | 
  0,9  | 
4.  | 
  Настя П.  | 
  0,9  | 
  1  | 
  1  | 
  0,9  | 
  1  | 
5.  | 
  Гриша Г.  | 
  0,5  | 
  0,9  | 
  0,8  | 
  0,9  | 
  0,6  | 
6.  | 
  Андрей Р.  | 
  1  | 
  0,9  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
7.  | 
  Эльмира О.  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  0,9  | 
  1  | 
8.  | 
  Вероника С.  | 
  0,8  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,8  | 
  0,9  | 
9.  | 
  Лена Г.  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  1  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
10.  | 
  Коля Я.  | 
  1  | 
  0,8  | 
  0,8  | 
  1  | 
  0,8  | 
11.  | 
  Ира Н.  | 
  0,8  | 
  1  | 
  1  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
12.  | 
  Данил Д.  | 
  1  | 
  0,7  | 
  0,8  | 
  0,9  | 
  0,7  | 
Таблица 2.5. Значения коэффициента продуктивности внимания у испытуемых экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования
№  | 
  Испытуемый  | 
  Е1  | 
  Е2  | 
  Е3  | 
  Е4  | 
  Е5  | 
1.  | 
  Ира К.  | 
  128  | 
  67  | 
  63  | 
  63  | 
  200  | 
2.  | 
  Диана М.  | 
  25  | 
  15  | 
  67  | 
  55  | 
  77  | 
3.  | 
  Вова И.  | 
  103  | 
  71  | 
  91  | 
  85  | 
  84  | 
4.  | 
  Игорь П.  | 
  96  | 
  79  | 
  77  | 
  81  | 
  78  | 
5.  | 
  Святослав К.  | 
  122  | 
  68  | 
  91  | 
  89  | 
  99  | 
6.  | 
  Ангелина Н.  | 
  63  | 
  66  | 
  61  | 
  72  | 
  66  | 
7.  | 
  Арина З.  | 
  83  | 
  83  | 
  85  | 
  72  | 
  67  | 
8.  | 
  Люда Д.  | 
  0  | 
  41  | 
  29  | 
  26  | 
  80  | 
9.  | 
  Кристина К.  | 
  58  | 
  37  | 
  51  | 
  63  | 
  53  | 
10.  | 
  Сережа К.  | 
  91  | 
  66  | 
  94  | 
  79  | 
  109  | 
11.  | 
  Денис С.  | 
  44  | 
  36  | 
  44  | 
  46  | 
  46  | 
12.  | 
  Данил Т.  | 
  55  | 
  18  | 
  32  | 
  25  | 
  47  | 
Таблица 2.6. Значения коэффициента продуктивности внимания у испытуемых контрольной группы на констатирующем этапе исследования
№  | 
  Испытуемый  | 
  Е1  | 
  Е2  | 
  Е3  | 
  Е4  | 
  Е5  | 
1.  | 
  Антон Ж.  | 
  108  | 
  50  | 
  60  | 
  46  | 
  52  | 
2.  | 
  Влад П.  | 
  73  | 
  49  | 
  44  | 
  71  | 
  58  | 
3.  | 
  Никита Г.  | 
  134  | 
  66  | 
  59  | 
  41  | 
  72  | 
4.  | 
  Настя П.  | 
  83  | 
  68  | 
  73  | 
  70  | 
  64  | 
5.  | 
  Гриша Г.  | 
  93  | 
  94  | 
  94  | 
  105  | 
  106  | 
6.  | 
  Андрей Р.  | 
  122  | 
  67  | 
  99  | 
  116  | 
  131  | 
7.  | 
  Эльмира О.  | 
  80  | 
  37  | 
  51  | 
  55  | 
  40  | 
8.  | 
  Вероника С.  | 
  66  | 
  50  | 
  72  | 
  49  | 
  56  | 
9.  | 
  Лена Г.  | 
  45  | 
  72  | 
  70  | 
  75  | 
  68  | 
10.  | 
  Коля Я.  | 
  44  | 
  67  | 
  62  | 
  80  | 
  84  | 
11.  | 
  Ира Н.  | 
  105  | 
  71  | 
  44  | 
  67  | 
  61  | 
12.  | 
  Данил Д.  | 
  108  | 
  73  | 
  72  | 
  101  | 
  62  | 
В ходе выполнения определения продуктивности внимания нами было выявлено, что у 40% учеников наивысший коэффициент продуктивности внимания приходится на первую минуту выполнения задания, а наименьший коэффициент продуктивности у 50% учеников приходится на 4 минуту работы, как и коэффициент точности внимания.
По динамике продуктивности работы (Е) во времени определяется устойчивость внимания. Исходя из представленных графиков можно сделать следующие выводы:
23 % испытуемых экспериментальной группы и 18% испытуемых контрольной группы показали быструю включаемость в работу. У 25% испытуемых экспериментальной группы и у 42% испытуемых контрольной группы устойчивое внимание; у 33% испытуемых экспериментальной группы и у 42% испытуемых контрольной группы колеблющееся внимание; у 42% испытуемых экспериментальной группы и у 16% испытуемых контрольной группы неустойчивое внимание.
Обработка и анализ результатов по методике Пьерона - Рузера.
Данные, полученные по данной методике, представлены в таблице 2.7 и 2.8.
Таблица 2.7. Результаты оценки устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера у испытуемых экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования
№  | 
  Испытуемый  | 
  Время  | 
  Количество ошибок  | 
  Качество, %  | 
  Уровень  | 
1.  | 
  Ира К.  | 
  1, 56  | 
  4  | 
  20  | 
  очень низкий  | 
2.  | 
  Диана М.  | 
  2, 15  | 
  6  | 
  20  | 
  очень низкий  | 
3.  | 
  Вова И.  | 
  1, 43  | 
  2  | 
  50  | 
  низкий  | 
4.  | 
  Игорь П.  | 
  1, 08  | 
  0  | 
  100  | 
  высокий  | 
5.  | 
  Святослав К.  | 
  1, 49  | 
  3  | 
  50  | 
  низкий  | 
6.  | 
  Ангелина Н.  | 
  1, 15  | 
  0  | 
  100  | 
  высокий  | 
7.  | 
  Арина З.  | 
  1, 35  | 
  2  | 
  60  | 
  средний  | 
8.  | 
  Люда Д.  | 
  2, 06  | 
  5  | 
  20  | 
  очень низкий  | 
9.  | 
  Кристина К.  | 
  1, 49  | 
  4  | 
  50  | 
  низкий  | 
10.  | 
  Сережа К.  | 
  1, 50  | 
  5  | 
  50  | 
  низкий  | 
11.  | 
  Денис С.  | 
  1, 13  | 
  0  | 
  100  | 
  высокий  | 
12.  | 
  Данил Т.  | 
  2, 11  | 
  6  | 
  20  | 
  очень низкий  | 
Таблица 2.8. Результаты оценки устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера у испытуемых контрольной группы на констатирующем этапе исследования
№  | 
  Испытуемый  | 
  Время  | 
  Количество ошибок  | 
  Качество, %  | 
  Уровень  | 
1.  | 
  Антон Ж.  | 
  2, 15  | 
  4  | 
  20  | 
  очень низкий  | 
2.  | 
  Влад П.  | 
  1, 50  | 
  2  | 
  50  | 
  низкий  | 
3.  | 
  Никита Г.  | 
  1, 59  | 
  6  | 
  20  | 
  очень низкий  | 
4.  | 
  Настя П.  | 
  1, 28  | 
  1  | 
  60  | 
  средний  | 
5.  | 
  Гриша Г.  | 
  1, 10  | 
  0  | 
  100  | 
  высокий  | 
6.  | 
  Андрей Р.  | 
  2, 11  | 
  1  | 
  20  | 
  очень низкий  | 
7.  | 
  Эльмира О.  | 
  2, 15  | 
  2  | 
  20  | 
  очень низкий  | 
8.  | 
  Вероника С.  | 
  1, 53  | 
  3  | 
  50  | 
  низкий  | 
9.  | 
  Лена Г.  | 
  1, 14  | 
  3  | 
  60  | 
  средний  | 
10.  | 
  Коля Я.  | 
  1, 36  | 
  2  | 
  60  | 
  средний  | 
11.  | 
  Ира Н.  | 
  2, 04  | 
  4  | 
  20  | 
  очень низкий  | 
12.  | 
  Данил Д.  | 
  1, 43  | 
  3  | 
  50  | 
  низкий  | 
В ходе проведенного анализа по результатам оценки устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера нами было выявлено, что у детей экспериментальной группы 24% показали высокий уровень, 8% - средний, 32% -низкий уровень, 32% - очень низкий уровень. Среди испытуемых контрольной группы высокий уровень у 8% испытуемых, средний уровень – 24%, низкий уровень – 24%, очень низкий уровень у 40% испытуемых.