Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:17, реферат

Краткое описание

Проблема изучения развития внимания и мелкой моторики в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы развития внимания в психологии…………….8
1.1. Анализ научных подходов к проблеме внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………………………..8
1.2. Особенности развития внимания младших школьников………………...19
1.3 Изучение развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе………………………………………...23
Глава II. Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте…………………………………………………32
2.1. Организация и методы экспериментального исследования……………...32
2.2 Коррекционная работа направленная на развитие внимания и мелкой моторики детей младшего школьного возраста……………………………….42
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР (1).doc

— 606.50 Кб (Скачать файл)

В детском возрасте, скелетные мышцы и иннервирующие их нервы характеризуются признаками низкой лабильности. Низкая лабильность объясняется длительностью абсолютной и относительной рефрактерных фаз, длительностью одиночного мышечного сокращения. С возрастом лабильность мышц увеличивается, что ведет, естественно, и к увеличению быстроты движений.

В процессе развития ребенка эластичность его мышц уменьшается, но увеличивается их упругость и прочность.

Сила мышечного сокращения с возрастом увеличивается вследствие нарастания общего поперечного сечения миофибрилл и за счет повышения плотности их "упаковки" .

Под влиянием физической нагрузки в мышцах происходят определенные морфологические изменения, касающиеся строения волокон, распределения в них миофибрилл, ядер, формы двигательных нервных окончаний. Значительно увеличивается при занятиях физическими упражнениями сеть капилляров, а вместе с этим и кровоснабжение мышц, что не может не способствовать более активному снабжению мышц кислородом и другими источниками энергии.

Итак, в ходе теоретического анализа проблемы развития внимания и мелкой моторики у детей младшего школьного возраста, мы можем сделать выводы о том, что младший школьный возраст - это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного возраста с особенностями школьника. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение скелета ещё не заканчивается, отсюда - его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия (при отсутствии нормальных условий физического развития).

У младшего школьника изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда - непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы, относительной устойчивой становится сердечно-сосудистая деятельность, большое равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.

Каждый период психического развития ребенка характеризуется основным, ведущим видом деятельности. Ведущим видом деятельности младшего школьника становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Учебная деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. Познавательные потребности являются ведущими для младшего школьника. Потребность во внешних впечатлениях как основная движущая сила развития психики младшего школьника в начале обучения удовлетворяется в первую очередь учителем. Он вводит ребенка в новую сферу деятельности и помогает ему осмыслить новые впечатления, разобраться в них.

В первые дни учитель знакомит учащихся со всеми особенностями школьной жизни. Под влиянием учителя у учащихся появляется потребность овладеть необходимыми умениями и навыками и потребность в новых знаниях.

Общее направление развития внимания в младшем школьном возрасте состоит в том, что от достижения цели, которую ставит учитель, ребенок переходит к контролируемому решению задач, поставленных им самим. То есть произвольное внимание становится у него ведущим. Вместе с развитием произвольного внимания развивается непроизвольное, которое связано теперь не с яркостью и внешней привлекательностью предмета, а с потребностями и интересами ребенка, возникающими в ходе учебной деятельности, т.е. с развитием их личности, когда чувства, интересы, мотивы и потребности постоянно определяют направленность его внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте

2.1. Организация и методы экспериментального исследования

Экспериментальное исследование особенностей развития внимания у детей младшего школьного возраста проводилось на базе Мелеузовской средней школы №5, среди учащихся 4 классов. В исследовании приняли участие 24 учащихся (12 детей экспериментальная группа, 12 – контрольная группа). Все дети в классе дружные, общительные, из благополучных семей.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

    1. Констатирующий этап исследования – первоначальное выявление уровня развития внимания и мелкой моторики у детей младшего школьного возраста;
    2. Формирующий этап исследования – проведение коррекционной работы, направленной на развитие внимания и мелкой моторики среди испытуемых экспериментальной группы;
    3. Контрольный этап исследования – проверка эффективности проведенной коррекционной работы.

Цель констатирующего этапа исследования: выявление уровня внимания и мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

Задачи констатирующего этапа исследования:

  1. Провести организационную работу по отбору испытуемых;
  2. Подобрать методики для проведения исследования соответствующие возрасту детей;
  3. Провести экспериментальное исследование и проанализировать полученные результаты.

Сроки проведения констатирующего этапа исследования: с 1 по 15 сентября 2013 года.

Для решения поставленных задач можно использовать следующие методики:

1. «Корректурная проба» (тест Бурдона).

Используется для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости и особенно истощаемости. Ее проведение позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости, упражняемость школьников по отношению к однообразным раздражителям. Ограничений по применению методики практически нет. Необходимо чтобы школьник знал алфавит. Исследование проводится с группой школьников. Каждому испытуемому выдаются листы с тестом Бурдона. «По моей команде «начали» вы начинаете искать в каждой строке лежащего перед вами листа и вычеркивать букву «И», букву «К» надо подчеркивать. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. В течение каждой минуты в ответ на мою команду «Черта!» вы будите ставить черту в том месте, где сейчас работаете. Выполнение задания прекращается по команде «Закончили работу». Время работы - 5 минут.

2. Корректурная проба с кольцами Ландольта

Модификация корректурной пробы Бурдона. Предлагается таблица с 22 строчками колец, в каждой строчке по 30 колец. Надо отыскивать и зачеркивать в каждой строчке кольцо с разрывом на 12 ч.

«Вы должны просматривать эти кольца строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все кольца с разрывом на 12 часов. Вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки, иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки - это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать кольца как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно, ни одного кольца не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть».

3. Методика Пьерона - Рузера

С помощью данной методики можно судить об особенностях произвольного внимания, его объеме и устойчивости. Каждому испытуемому выдаются листы с тестом Пьерона - Рузера (Приложение 2).

«Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат - плюс, в треугольник - минус, в кружок - ничего не ставьте и в ромб - точку. Знаки расставляйте подряд построчно».

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

4. Таблицы Шульте

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания с помощью специальных таблиц (Приложение 3).

«Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь». Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу «начали» исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц.

Для обследования развития мелкой и общей двигательной моторики испытуемых мы использовали три направления:

  1. Проверку кинетического праксиса, то есть способности двигать руками. Для этого предлагали ребенку на бархатной бумаге выложить по контуру нить или (в зависимости от возраста) по памяти нарисовать нитьюю любимую игрушку.
  2. Диагностика тактильных ощущений детей через игры «Узнай на ощупь», «Волшебный мешочек».
  3. Обследования щепоти руки ребенка: перекладывания ею из одной чашки в другую грецких орехов, бобов, гороха.

Были определены следующие критерии:

-2 баллы - низкое развитие  моторики;

-4 баллы среднее развитие  моторики;

-6 баллов - высокое развитие  моторики

Обработка и анализ результатов по методике «Корректурная проба» (тест Бурдона).

Таблица 2.1. Значения коэффициента концентрации внимания у испытуемых экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования

Испытуемый

   К среднее,%

К1,%

К2,%

К3,%

К4,     

К5,%

1.

Ира К.

56

20

53

78

41

91

2.

Диана М.

20

0

0

80

0

73

3.

Вова И.

48

52

76

26

44

42

4.

Игорь П.

30

62

42

53

92

52

5.

Святослав К.

79

85

73

78

77

84

6.

Ангелина Н.

67

48

100

51

78

60

7.

Арина З.

27

3

22

5

42

62

8.

Люда Д.

59

0

63

69

71

91

9.

Кристина К.

62

64

16

75

83

88

10.

Сережа К.

43

44

43

40

42

46

11.

Денис С.

85

100

100

76

50

100

12.

Данил Т.

72

71

100

38

75

75


 

Таблица 2.2. Значения коэффициента концентрации внимания у испытуемых контрольной группы на констатирующем этапе исследования

Испытуемый

   К среднее,%

К1,%

К2,%

К3,%

К4,     

К5,%

1.

Антон Ж.

81

85

76

60

87

88

2.

Влад П.

46

0

32

53

80

63

3.

Никита Г.

56

85

64

17

33

80

4.

Настя П.

60

73

51

60

73

45

5.

Гриша Г.

49

9

79

50

78

29

6.

Андрей Р.

64

62

57

43

74

88

7.

Эльмира О.

36

20

20

42

53

47

8.

Вероника С.

70

54

89

74

56

76

9.

Лена Г.

52

52

63

45

58

43

10.

Коля Я.

73

100

52

57

89

66

11.

Ира Н.

52

51

48

55

61

45

12.

Данил Д.

65

100

42

67

79

38

Информация о работе Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте