Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:17, реферат

Краткое описание

Проблема изучения развития внимания и мелкой моторики в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы развития внимания в психологии…………….8
1.1. Анализ научных подходов к проблеме внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………………………..8
1.2. Особенности развития внимания младших школьников………………...19
1.3 Изучение развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе………………………………………...23
Глава II. Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте…………………………………………………32
2.1. Организация и методы экспериментального исследования……………...32
2.2 Коррекционная работа направленная на развитие внимания и мелкой моторики детей младшего школьного возраста……………………………….42
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР (1).doc

— 606.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.18. Результаты оценки устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера у испытуемых контрольной группы на контрольном этапе исследования

Испытуемый

Время

Количество

ошибок

Качество, %

Уровень

1.

Антон Ж.

2, 15

4

20

очень низкий

2.

Влад П.

1, 50

2

50

низкий

3.

Никита Г.

1, 59

6

20

очень низкий

4.

Настя П.

1, 28

1

60

средний

5.

Гриша Г.

1, 10

0

100

высокий

6.

Андрей Р.

2, 11

1

20

очень низкий

7.

Эльмира О.

2, 15

2

20

очень низкий

8.

Вероника С.

1, 53

3

50

низкий

9.

Лена Г.

1, 14

3

60

средний

10.

Коля Я.

1, 36

2

60

средний

11.

Ира Н.

2, 04

4

20

очень низкий

12.

Данил Д.

1, 43

3

50

низкий


В ходе проведенного анализа по результатам оценки устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера нами было выявлено, что у детей экспериментальной группы 67% показали высокий уровень, 25% - средний, 8% -низкий уровень. Результаты контрольной группы так же не изменились. Среди испытуемых контрольной группы высокий уровень у 8% испытуемых, средний уровень – 24%, низкий уровень – 24%, очень низкий уровень у 40% испытуемых.

Таблица 2.19. Результаты обследования развития мелкой и общей двигательной моторики у испытуемых экспериментальной группы на контрольном этапе исследования

Испытуемый

Кинетический праксис

Тактильные ощущения

Щепоть руки

Уровень

1.

Ира К.

6

4

4

средний

2.

Диана М.

6

6

6

высокий

3.

Вова И.

6

4

6

высокий

4.

Игорь П.

4

4

4

средний

5.

Святослав К.

4

6

6

высокий

6.

Ангелина Н.

2

4

4

низкий

7.

Арина З.

4

6

6

высокий

8.

Люда Д.

6

4

4

средний

9.

Кристина К.

4

6

6

высокий

10.

Сережа К.

4

6

4

средний

11.

Денис С.

6

6

6

высокий

12.

Данил Т.

6

6

6

высокий


Таблица 2.20. Результаты обследования развития мелкой и общей двигательной моторики у испытуемых контрольной группы на контрольном этапе исследования

Испытуемый

Кинетический праксис

Тактильные ощущения

Щепоть руки

Уровень

1.

Антон Ж.

4

6

2

средний

2.

Влад П.

2

2

2

средний

3.

Никита Г.

2

4

4

средний

4.

Настя П.

4

4

4

средний

5.

Гриша Г.

2

4

2

низкий

6.

Андрей Р.

4

2

6

средний

7.

Эльмира О.

4

2

2

низкий

8.

Вероника С.

4

2

2

низкий

9.

Лена Г.

2

4

2

средний

10.

Коля Я.

6

2

2

средний

11.

Ира Н.

2

2

4

низкий

12.

Данил Д.

2

6

4

средний


В ходе обследования развития мелкой и общей двигательной моторики у 58% испытуемых экспериментальной группы был выявлен высокий уровень, у 33% испытуемых средний уровень, и лишь у 9% испытуемых экспериментальной группы низкий уровень. Среди участников контрольной группы низкий уровень показали 33% испытуемых, 67% испытуемых показали средний уровень.

Таким образом, исходя из результатов контрольного этапа исследования, мы выявили значительное улучшение результатов экспериментальной группы после проведения формирующего этапа исследования, и можем сделать выод о том, что предложенная нами гипотеза о том, что внимание и мелкая моторика детей младшего школьного возраста будет лучше развиваться, если применять для этого дополнительное образование, в нашем случае, упражнения для развития внимания и кружок по изобразительной деятельности для развития мелкой моторики, подтвердилась.

Итак, внимание обеспечивает целенаправленность и сосредоточенность познавательной деятельности человека, усиливает восприятие и память, активизирует мышление. Поэтому чрезвычайно важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития.

Наличие внимания в учении играет большую роль. Внимательно слушая объяснения учителя на уроке, ученик лучше воспринимает, понимает и запоминает его содержание. Главная задача - постоянно поддерживать умственную активность учащихся, требующую напряжения внимания. Если ученики на уроке всё время заняты делом, требующим внимания, и учитель контролирует и оценивает их труд, они будут активны и внимательны на протяжении всего урока. Если же мысль учеников бездействует, им становится скучно, они отвлекаются, начинают заниматься посторонними делами.

Внимание учащихся поддерживается четкой организацией всего урока - четкой логикой, темпом урока, уплотненностью (каждую долю секунды на уроке ученик должен иметь определенную умственную нагрузку). Учителю необходимо знать, в чем заключаются особенности внимания младшего школьника, его личностные качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый анализ психологической литературы позволил выяснить наиболее значимые характеристики внимания, на которые учитель должен опираться, используя систему приёмов организации и развития внимания.

Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни - быту, в общении с другими людьми, в спорте, в культуре и т. д. внимание является важнейшим качеством развитого человека.

Высокий уровень его развития определяет в дальнейшем становление личности, успешность деятельности человека любой профессии. Необходимо это качество и школьникам для успешного овладения знаниями и практической деятельностью. К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира и приучить детей держать эти двери открытыми дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Ученик, который не умеет на уроке выслушать объяснение учителя, поскольку его мысли в это время где-то далеко, или его «внимание» постоянно отключается, воспримет поступающую информацию частично, с пробелами или искажениями, или же вообще ее не воспримет. Поэтому усилия педагогов постоянно направлены на воспитание и сохранение основных свойств внимания[26].

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Перечисленные свойства могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природно-обусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью; относительно небольшой объем внимания как недостаток преодолевается за счет повышения продуктивности внимания; недостатки зрительного внимания могут быть частично уравновешены преимуществами слухового и двигательного внимания; дефицит механического - развитостью логического внимания.

Были изучены особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста. Возрастная особенность младших школьников -сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности.

Была проведена экспериментально-исследовательская работа по изучению внимания, индивидуальных его особенностей (устойчивость и продуктивность). Исследования индивидуальных особенностей внимания, несомненно, включает многочисленные неразрешенные вопросы, как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Однако факты, приведенные в работе, показывают, что действительно существуют индивидуальные различия во внимании и мы в состоянии их зарегистрировать. Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании. Великий режиссер С.Станиславский, который в книге «Работа актера над собой» целую главу посвятил вниманию, говорил, что внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредотачивает внимание на объеме, т.е. внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом. Внимание неразделимо связано с деятельностью и волей человека.

Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беляев Н. Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев.- Ставрополь: СГУ, 2009.-246 с.
  2. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2002
  3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966, 349 с.
  4. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 2010.
  5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1973. - С. 66-97.
  6. Выготский Л.C. Собрание сочинений: в 6-ти т., Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А.Власовой. М.: Педагогика, 1983. - 368с.
  7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1960. - С. 159.
  8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие / П.Я. Гальперин. - М.: КД «Университет», 2009. - 332 с.
  9. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая // Вопросы психологии. - 2004.- №3 - С. 5-87.
  10. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология/ М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.
  11. Гуровец Г.В., Маевская С.И. Генез, клиника и основные направления работы при моторной алалии. // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М. 1985.
  12. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Е.Е. Данилова и др. - М.: Академия, 2008. - 160 с.
  13. Добрынин Н.Ф. Изучение особенностей внимания младших школьников / Н.Ф.Добрынин. - М.: Просвещение, 2009. - С. 3-25.
  14. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников / И.В.Дубровина. - М.: Знание, 2005. - 64 с.
  15. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг // Логопед. – 2007. - № 4.
  16. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 2001
  17. Завьялова Т.Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников/ Т.Л.Завьялова, И.В.Стародубцева. - М.: Аркти, 2008. - 56 с.
  18. Запорожец А.В. Восприятие и действие. М., 2007.— 323 с.
  19. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания/ Е.И. Кикоин. - М.: Педагогика, 1993. - 284 с.
  20. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников / Н.Д.Левитов. - М.: Просвещение, 1989. - 244 с.
  21. Лурия А.Р. Внимание и память/ А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 1975. - 103 с.
  22. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.
  23. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
  24. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2008. // Сб. ст. по исследованиям психических явлений. URL: http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php
  25. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя / Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
  26. Немов Р.С. Психология: Учебник. - М.: Владос, 2001. - С. 207.
  27. Обреимова Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин.- М.: Академия, 2000.- 414 с.
  28. Озерецкий Н.И. Моторная одаренность. М., 2012.
  29. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2002. - 560 с.
  30. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 2003. -160 с.
  31. Раннева Т.Н. Приемы работы по развитию ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи // Логопед. – 2007. - № 2.
  32. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. //Избранные произведения. М., 2010, 509с.
  33. Сечкина, О.К. Формирование психомоторных свойств ребенка в раннем возрасте как важный фактор развития психомоторики / О.К.Сечкина // Современный мир и образование : сборник научных статей. – Самара : СГПУ, 2008.
  34. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 544 с.
  35. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе. - СПб: Питер, 2004. - 413 с.
  36. Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движений пальцев рук. // Тезисы докл. 20-го Всесоюзногосовещания по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1974, с, 281 -282.

Информация о работе Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте