Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 05:59, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть возможности хозяйственно-бытового труда как средства развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
   Объект исследования – процесс воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.
   Предмет исследования – педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.
   Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда будет эффективным, если педагог создает условия:
● стимулирует  проявление самостоятельности старших  дошкольников путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;
● поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка  в группе и на участке;
● предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические  основы проблемы развития самостоятельности  у детей 
старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда  …………………. 6
Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………… 6
Влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………. 12
Педагогические условия развития самостоятельности старших дошкольников средствами хозяйственно-бытового труда…………………. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности у  детей старшего дошкольного возраста…………………………………………... 21
2.1. Констатирующий  эксперимент……………………………………………… 21
Вывод…….………………………………………………………………………… 28
Библиография………………………………………………………
  Особенности работы педагога 
по развитию самостоятельности 
у детей старшего дошкольного 
возраста средствами хозяйствен
   
Для решения второй задачи 
опытно-экспериментального 
Цель: определить, что педагоги понимают под определением «самостоятельность», какие виды деятельности, средства и методы использует в организации хозяйственно-бытового труда как средства развития самостоятельности.
Анкета для воспитателя
Обработка результатов анкетирования.
Критериями оценки уровня работы педагога по развитию самостоятельности у детей старшей группы детского сада являются 3
показателя:
Каждый показатель оценивается по 3 бальной шкале:
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
   По сумме 
баллов определяется общий 
Уровни: Высокий – от 8 до 9 баллов.
Средний - от 5 до 7 баллов.
Низкий – от 3 до 4 баллов.
Результаты сводим в таблицу.
Анализ анкетирования воспитателей
Таблица 4
Ф.И.О. педагога  | 
  Критерии  | 
  Баллы по каждому критерию  | 
  Сумма баллов  | 
  Уровень работы педагога в развитии самостоятельности в процессе х.-б. труда  | 
1. Игунова Алла Ивановна  | 
  1  | 
  
   
 высокий  | ||
2  | 
  ||||
3  | 
  ||||
2. Лакеева Елена Владимировна  | 
  1  | 
  
   
 средний  | ||
2  | 
  ||||
3  | 
  ||||
3. Кустова Ольга Владимировна  | 
  1  | 
  
   
 высокий  | ||
2  | 
  ||||
3  | 
  ||||
4. Астахова Надежда Ивановна  | 
  1  | 
  
   
 средний  | ||
2  | 
  ||||
3  | 
  ||||
5. Ковалева Татьяна Ивановна  | 
  1  | 
  
   
 средний  | ||
2  | 
  ||||
3  | 
  ||||
6. Смолина Дина Николаевна  | 
  1  | 
  
   
 средний  | ||
2  | 
  ||||
3  | 
  
По 
результатам таблицы 
Уровень 
профессионализма воспитателей в развитии 
самостоятельности у детей 
Таблица 5
Количество Воспитателей уровни  | 
  
   
 Абсолютное число  | 
  
   
 %  | 
высокий средний низкий  | 
  
Анализ результатов 
Для исследования уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе хозяйственно-бытового труда было проведено наблюдение по двум методикам:
Беседа проводилась с каждым ребенком индивидуально. Наиболее часто у детей вызывали затруднения ответы на вопросы номер: 3,5, что говорит о том, что у детей не на должном уровне развита самостоятельность в хозяйственно-бытовой трудовой деятельности.
Применяя вторую методику для решения первой задачи, было проведено наблюдение.
Воспитатель предложил подгруппе детей (3 человека) вымыть грязные баночки из-под краски. Каждый ребенок выполнял определенное трудовое действие (1-й мыл, 2-й ополаскивал, 3-й вытирал и выставлял баночки на поднос), причем, распределяли обязанности и договаривались между собой дети сами.
Две группы ребят по 15 человек были разделены на подгруппы по 3 человека. С каждой подгруппой мы работали отдельно. Эксперимент длился 5 дней.
Наблюдая 
за работой детей 
В контрольной группе дети работали не менее слаженно, но была тройка, которая ужасно выполнила работу: Пустохин Д., вымывая баночки, устроил настоящий потоп, а Моисеенко Л., вместо того, чтобы вытирать баночки, просто их переворачивала и трясла, пытаясь стряхнуть воду.
По итогам проведения констатирующего эксперимента можно сказать, что обе группы детей имеют приблизительно одинаковый уровень сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда. В процентном соотношении мы видим:
Уровень сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда экспериментальной группы на этапе
констатирующего эксперимента
Таблица 6
Количество детей 
 
 уровни  | 
  По первой методике  | 
  По второй методике  | 
  Среднее по двум методикам  | |||
Абсолютное число  | 
  
   
 %  | 
  Абсолютное число  | 
  
   
 %  | 
  Абсолютное число  | 
  
   
 %  | |
высокий средний низкий  | 
  2 7 6  | 
  13,3 46,7 40  | 
  3 7 5  | 
  20 46,7 33,3  | 
  2,5 7 5,5  | 
  16,6 46,7 36,7  | 
Уровень сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда контрольной группы на этапе
констатирующего эксперимента
Таблица 7
Количество детей 
 
 уровни  | 
  По первой методике  | 
  По второй методике  | 
  Среднее по двум методикам  | |||
Абсолютное число  | 
  
   
 %  | 
  Абсолютное число  | 
  
   
 %  | 
  Абсолютное число  | 
  
   
 %  | |
высокий средний низкий  | 
  2 7 6  | 
  13,3 46,7 40  | 
  2 8 5  | 
  13,3 53,4 33,3  | 
  2 7,5 5,5  | 
  13,3 50% 36,7  | 
Высокий уровень самостоятельности в обеих группах принадлежит 13,3% детей;
средний уровень самостоятельности в обеих группах принадлежит 46,7% детей;
низкий уровень самостоятельности в обеих группах принадлежит 40% детей.
Чтобы рассчитать уровень сформированности самостоятельности в каждой группе по результатам наблюдений, результаты наблюдений были усреднены. В итоге сравнительный анализ уровней самостоятельности показал:
Сравнительный анализ сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда по каждой группе детей на этапе констатирующего эксперимента
Таблица 8
Кол-во детей 
 Уровни  | 
  Контрольная группа  | 
  Экспериментальная группа  | ||
Абсолютное число  | 
  
   
 %  | 
  Абсолютное число  | 
  
   
 %  | |
высокий средний низкий  | 
  2 7,5 5,5  | 
  13,3 50 36,7  | 
  2,5 7 5,5  | 
  16,6 46,7 36,7  | 
Высокий 
уровень самостоятельности 
Таким образом, наблюдение на констатирующем этапе показало, что обе группы детей старшего дошкольного возраста имеют изначально почти одинаковый уровень сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда.
Вывод
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания самостоятельной личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире.
В процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве садиков находится в упадке. Это связанно как с общей социально экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию. В этом я вижу будущее трудового воспитания.