Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 05:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть возможности хозяйственно-бытового труда как средства развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда будет эффективным, если педагог создает условия:
● стимулирует проявление самостоятельности старших дошкольников путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;
● поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в группе и на участке;
● предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности у детей
старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда …………………. 6
Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………… 6
Влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………. 12
Педагогические условия развития самостоятельности старших дошкольников средствами хозяйственно-бытового труда…………………. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………... 21
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………………… 21
Вывод…….………………………………………………………………………… 28
Библиография………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Наше  исследование показало, что посредством хозяйственно-бытового труда происходит развитие самостоятельности у дошкольников. 

Нами  был проведен эксперимент, который  показал, что наша гипотеза правомерна, а именно развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами  хозяйственно-бытового труда  будет эффективным, если педагог создает условия:

● стимулирует  проявление самостоятельности старших  дошкольников путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;

● поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка  в группе и на участке;

● предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера.  

Перспективным направлением дальнейших научных исследований, на наш взгляд, могут стать следующие: углубление изучения проблемы, связанное с дальнейшей разработкой организации трудовой деятельности в быту детей старшей возрастной группы,  а также преемственность ДОУ и начальной школы по вопросу формирования самостоятельности ребят посредством хозяйственно-бытового труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

3. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.

4. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

5. Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. - 256 с.

6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. -288с

7. Выготский  Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. -М.: Педагогика, 1986.

8. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.

9. Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399с.

10. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. - Минск, 1988.

11. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с.

12. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.

13. Мухина В.С. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1985.

14. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.

15. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

16. Папир О. О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. дис. - М., 1993.

17. Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. - М., 2003.

18. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. - 144с.

19. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.

20. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.

21. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1993.

22. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 29-33.

23. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е.Точин. - Минск: Нар. аствета, 1982. - 96 с. - (Родителям о детях).

24. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.М., 1978. - 24с.

25. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. - 4--е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 336с.

26. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.: Прогресс, 1985.

27. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е изд., стер. - М.: Генезис, 2001. - 160 с.

28. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. - М., 1990. - №6. - С. 10-21.

29. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 1990, - 174,[1] с. - (Педагогика - родителям).

30. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста