Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 05:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть возможности хозяйственно-бытового труда как средства развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда будет эффективным, если педагог создает условия:
● стимулирует проявление самостоятельности старших дошкольников путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;
● поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в группе и на участке;
● предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности у детей
старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда …………………. 6
Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………… 6
Влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………. 12
Педагогические условия развития самостоятельности старших дошкольников средствами хозяйственно-бытового труда…………………. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………... 21
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………………… 21
Вывод…….………………………………………………………………………… 28
Библиография………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо  учить дошкольников в процессе труда  общаться спокойно, дружелюбно, вежливо  не только при взрослых, но и в  их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, делать замечания друг другу, доброжелательно и правильно на них реагировать. Воспитатель постоянно напоминает, как нужно себя нести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к воспитателю. Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу.

 К детям 6-го г. жизни следует предъявлять более высокие требования в отношении качества выполнения работы, самостоятельности. Воспитатель должен больше опираться на их опыт, знания и умения, не опекать, а чаще предоставлять возможность проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. В этих целях можно использовать такие приемы: «Сделай сам, как у меня», «Сделай сам, без меня», «Сделай сам, но по-другому», «Подумай и сделай как хочешь»; «Попробуй сравнить и рассказать, что тебе удалось сделать лучше» и др. Метод поощрения и на данном этапе имеет большое воспитательное значение («Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий  раз я смогу доверить тебе более трудное дело). Похвала стимулирует ребенка к выполнению следующего задания с большим старанием.

 Важно помнить, что ребёнок — это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, когда выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У детей складывается мнение, что взрослый несерьёзно, пренебрежительно, относится к их труду, а если он и хвалит их работу, то проявляет лицемерие. От этого резко падает авторитет воспитателя в глазах детей.

 Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»:

1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).

2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).

3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.

4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.

5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.

6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.

7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.

8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.

9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям [29, 123].

Таким образом, можно сделать вывод, что  основная форма организации хозяйственно-бытового труда детей старшей группы – это включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания. Установка, даваемая детям перед коллективной работой, создает предпосылки для постепенного перехода от труда для себя и близких людей (мамы, воспитателя, няни) к хозяйственно-бытовому труду для окружающих – более младших воспитанников детского сада, сотрудников других групп. Это становится одной из главных задач трудового воспитания детей в следующей, подготовительной к школе группе.

Методы  педагога в руководстве трудом детей направлены  на то, чтобы  предупредить  ошибку  в  работе,  вовремя  посоветовать,  как ее исправить, оказать необходимую помощь. При  таких  приемах  педагогического руководства в  старшем  дошкольном  возрасте к моменту перехода  в школу удается сформировать  довольно  стойкие мотивы,  определяющие  нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа  по развитию самостоятельности  у детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда

 

2.1. Методика  опытно-экспериментальной работы  по организации хозяйственно-бытового  труда, как средства развития  самостоятельности детей старшего  дошкольного возраста

   В данном  параграфе нам необходимо определить задачи и методику опытно-экспериментальной работы.

   Для проверки  гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

  1. Выявить уровень развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить те педагогические условия, которые создаёт воспитатель для развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.

   Констатирующей  частью исследования было охвачено 15 воспитанников старшей группы  МДОУ №22 «Малыш».

   В констатирующей  части исследования проводилось  целенаправленное наблюдение за  проявлениями самостоятельности  у детей при выполнении различных  трудовых поручений. Экспериментатор  фиксировал все проявления детей  и педагога, результаты оформлялись  протоколами.

 

         Методика констатирующего эксперимента:

   Для решения  первой задачи необходимо провести  наблюдение хозяйственно-бытового  труда в старшей группе детского  сада.

   Цель наблюдения – выявить уровень развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

   Необходимо  зафиксировать все проявления  самостоятельности детей старшего  дошкольного возраста. Результаты  наблюдения оформить протоколами  (см. приложение 1).

  

Для оценки уровня развития самостоятельности детей  нами были выделены критерии:

   - Умение действовать по собственной инициативе.

   - Умение  замечать необходимость своего  участия.

   - Умение  выполнять привычные дела без  обращения за помощью и контроля  взрослого.

   - Умение  осознанно действовать в новых  условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат).

   - Умение  переносить известные способы  действий в новые условия.

  

Нами  использовалась трёх бальная система  оценки.

 1 балл – Низкий интерес к заданию в обычных условиях, повышающийся в нестандартных условиях. Наличие бесцельных нерезультативных действий, инертность. Обращения к взрослому за помощью без использования собственных возможностей. Активность сравнительно высокая в начале деятельности, затем быстро идет на убыль в следствии пресыщения. Результат достигается с помощью хаотических неорганизованных проб. Качество выполнения задания остается вне поля внимания детей.

2 балла - В большинстве случаев высокий интерес к заданию, но выраженная неустойчивость поведения. В начале деятельности - высокая активность, но при столкновении с трудностями темп работы снижается, действия становятся менее целенаправленными, иногда безрезультатно повторяются. Поддержка взрослого, небольшая помощь, поощрение нередко приводят к существенному подъему активности, инициативы. Дети адекватно оценивают свою работу, но стремление к улучшению результатов выражено слабо. В обычных условиях наблюдается несдержанность, импульсивность, небрежное выполнение задания, однако при усложнении задачи   проявляется более высокая организованность, инициативность и независимость. В этом случае заметно ярко выраженное эмоциональное отношение к своей деятельности и достигаемым результатам, наблюдается ответственное отношение к работе, стремление не отступать перед трудностями, преодолевать их своими силами, не обращаясь к взрослому за помощью.  

3 балла - Высокий уровень самостоятельности: внимательное принятие задачи, сосредоточенность, активные действия, направленные на достижение результата. Обращения к взрослым за помощью редки и появляются лишь после исчерпания собственных возможностей. Работа выполняется без спешки, суетливости, характерных для детей, отнесенных к 3 группе, и значительно продуктивнее, чем в 1 и 2 группах. Наблюдается стойкая мобилизация усилий; встречающиеся трудности не демобилизуют детей, а, напротив, вызывают стремление, во что бы то ни стало, найти пути и способы их преодоления. Время выполнения заданий обычно используется рационально. Работа выполняется добросовестно, аккуратно. Эмоциональные реакции свидетельствуют об умении самостоятельно оценить качество своей работы, объективно соотнести полученный результат с требуемым.

Результаты  оценки суммировались путём высчитывания итогового балла.

От 5-8  это низкий уровень развития самостоятельности.

От 9-11 это средний уровень развития самостоятельности.

От 12-15 это высокий уровень развития самостоятельности.

   Для подведения результатов исследования  весь материал был представлен  в форме таблицы:

 

 

 

 

Таблица 1

 

Критерии

 

Ф.И.

ребёнка

Умение действовать по  собственной инициативе

Умение  замечать необходимость собственного участия

Умение  выполнять привычные дела без  помощи взрослого

Умение  осознанно  действовать в новых  условиях

Умение  переносить известные способы действий в новые условия

 

Итоговый  балл

             



 

Уровень развития самостоятельности у детей  старшей группы

Таблица 2

Количество

 детей

 

 

            уровни

По  первой методике

По  второй методике

Среднее по двум методикам

Абсолютное  число

 

%

Абсолютное  число

 

%

Абсолютное  число

 

%

             

 

Для решения  первой задачи нами были проведены  следующие методики.

1. Беседа.

   Цель: Выявить уровень самостоятельности у старшего дошкольного возраста.

  Ход обследования: Исследователь задаёт вопросы и фиксирует результаты беседы по выбранным критериям.

  Беседа  проводится в индивидуальной  форме, отдельно с каждым ребёнком, в спокойной, непринужденной обстановке.

  Детям  предлагались следующие вопросы:

  1. Нравится ли тебе трудиться, помогать или не очень нравится? Почему?
  2. Расскажи, пожалуйста, как ты трудишься в детском саду? Что делаешь?
  3. Если твой товарищ ничего не умеет делать, какой работе ты бы его поучил? Почему именно этой?
  4. Если мальчику или девочке говорят: «Ты очень хорошо потрудился» - что это значит, как ты думаешь?
  5. Если у тебя не получается какая-нибудь работа или ты устал, что будешь делать, как поступишь?

По  результатам таблиц (см. приложение 2, таблицы 9; 11), выявить уровень самостоятельности  для контрольной и экспериментальной  группы, выраженный в абсолютном числе  и % соотношении.

   Проведя обследование по одной  методике, нам необходимо проверить  результаты, применив другую методику.

 

2 задание.

   Цель: Выявить уровень самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход обследования: Подгруппе детей (3 человека) сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?

Коллективный  труд предполагает, что каждый ребёнок  выполняет определённое трудовое действие (1-й моет, 2-й ополаскивает, 3-й вытирает и ставит на поднос). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами.

Результат наблюдения необходимо занести в  таблицу.

Таблица 3

Фамилия, имя

Вымыть баночки из-под  краски

 

Высокий

Средний

Низкий


По  результатам таблиц (см. приложение 2, таблицы 10; 12) подсчитать итоговый балл, % соотношение и отнести детей к высокому, среднему, низкому уровням по следующим показателям.

Если  количество баллов: 5-8 -   низкий уровень;

                                         9-11- средний уровень;

                                        12-15 - высокий уровень.

По  результатам таблиц (см. приложение 2, таблицы 9; 10; 11; 12) выявить уровень самостоятельности для каждой экспериментальной группы, выраженной в абсолютном числе и  % соотношении (см. таблицы 6; 7).

Дополнительно сделать сравнительный анализ уровня самостоятельности между детьми контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента, результаты анализа занести в таблицу (см. таблицу 8).

Информация о работе Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста