Формирование ассортимента в торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Представленная курсовая работа посвящена изучению вопросов формирования ассортимента торгового предприятия и управления товарными запасами на нём.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5
1. Формирование ассортимента торгового предприятия……………………....7
1.1 Понятие и классификация ассортимента товаров……………………….....7
1.2 Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли………………………………………………………………………......15
1.3 Порядок формирования и регулирование товарного ассортимента на предприятиях оптовой торговли…………………………………………..…....25
2. Управление товарными запасами…………………………………..……..…28
2.1 Понятие товарных запасов торгового предприятия…………………...….28
2.2 Порядок управления товарными запасами………………………………...31
3. Пример определения размера влияния структуры розничного товарооборота на доходы торгового предприятия…………………………....40
Заключение………………………………………………………………………42
Приложение……………………………………………………………………...44
Список использованных источников……………………………………….….46

Вложенные файлы: 1 файл

формирование ассотримента предприятия торговли.rtf

— 904.31 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

  стр.

 

Введение…………………………………………………………………………..5

1. Формирование ассортимента торгового предприятия……………………....7

1.1 Понятие и классификация ассортимента товаров……………………….....7

1.2 Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли………………………………………………………………………......15

1.3 Порядок формирования и регулирование товарного ассортимента на предприятиях оптовой торговли…………………………………………..…....25

2. Управление товарными запасами…………………………………..……..…28

2.1 Понятие товарных запасов торгового предприятия…………………...….28

2.2 Порядок управления товарными запасами………………………………...31

3. Пример определения размера влияния структуры розничного товарооборота на доходы торгового предприятия…………………………....40

Заключение………………………………………………………………………42

Приложение……………………………………………………………………...44

Список использованных источников……………………………………….….46

 

Введение

 

Представленная курсовая работа посвящена изучению вопросов формирования ассортимента торгового предприятия и управления товарными запасами на нём.

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

Становление рыночных отношений в нашей стране актуализирует проблему оптимизации товарных запасов и рациональное управление ими.

И наиболее передовыми в отношении использования современных подходов к управлению запасами оказываются торговые структуры, для которых это является важнейшим инструментом сохранения и расширения своей ниши на рынке, основным фактором повышения конкурентоспособности. Конкуренция оказывает давление на устанавливаемую наценку этих фирм и, чтобы бизнес оставался рентабельным (т.е. приносил достаточный доход на вложенные средства), эти фирмы вынуждены искать способы оптимизации своих многономенклатурных запасов.

Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, а, попросту говоря, "запасным" считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом.

Управление товарными запасами направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала. Оно предусматривает на стадии формирования товарных запасов - контроль уровня товарных запасов и обоснования оптимального объема заказов, на стадии реализации товарных запасов - изменение объемов и причин создания товарных запасов и разработка политики реализации сверхнормативных товарных запасов.

Таким образом, в рамках данного исследования предстоит решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность и классификацию ассортимента;
  2. Определить критерии и порядок формирования ассортимента розничных торговых предприятий;
  3. Рассмотреть порядок формирования ассортимента оптовых предприятий торговли;
  4. Определить сущность товарных запасов торгового предприятия;
  5. Проанализировать системы и порядок управления товарными запасами торгового предприятия.

Теоретическую и методологическую основу курсового исследования составила разнообразная научная и учебная литература по организации коммерческой деятельности таких авторов, как: Болт Г.Дж., Бланк И.А., Брагин Л.А., Дтоунз Г.П., Зергман П.Н., Якубова Э.В., Памбухчиянц О. В., Панкратов Ф.Г. и Иванова И.И., а также материалы периодических изданий и сети Интернет.

 

1. Формирование товарного ассортимента

    1. Понятие и классификация ассортимента товаров

 

Ассортимент товаров -- совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский. Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).

Товарный ассортимент - это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.

В магазинах относительно узкий производственный ассортимент преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий, поэтому первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товаров, которая удовлетворяла бы потоварную структуру спроса населения.

Ассортиментная политика - искусство принятия решений по отдельной товарной единице, товарной группе и по всему ассортименту в целом для достижения компанией поставленных целей.

Основные цели ассортиментной политики:

  • Увеличение сбыта за счёт оптимизации структуры ассортимента;
  • Увеличение оборачиваемости товарных запасов;
  • Достижение конкурентного преимущества за счёт более привлекательного ассортимента;
  • Выход на новые рынки;
  • Снижение издержек, связанных с содержанием ассортимента;
  • Формирование имиджа компании путем позиционирования ассортиментных товарных единиц.

Потребности покупателей быстро меняются, поэтому предприятие вынуждено постоянно обновлять свой ассортимент, а для этого нужны дополнительные ресурсы.

Жёсткая конкуренция приводит к тому, что выведенный на рынок новый товар не успевает окупить инвестиции в его производство и продвижение.

На предприятиях не налажена система управления ассортиментом из-за сложности прогнозирования изменения спроса потребителей и отсутствия методик оптимизации ассортимента.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1 -  Процесс управления ассортиментом

 

Ассортиментная позиция представляет собой конкретную единицу товара - модель, марку или его типоразмер.

Товарный ассортимент состоит из:

  • Товарных групп;
  • Товарных категорий;
  • Товарных линий;
  • Товарных единиц.






 

Схема 2 - Составляющие ассортимента

Товарная группа - совокупность товаров и их видов, сгруппированных по определённому сочетанию, важнейшим из которых являются схожее назначение товаров.

Товарная категория - совокупность однородных товаров, находящихся внутри товарной группы.

Товарная линия (линейка) - совокупность товаров, предназначенных одним и тем же клиентам или реализуемые через одни и те же каналы сбыта или имеющие одинаковый ценовой диапазон.

Товарная единица - обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами.

Товарный ассортимент (номенклатура) характеризуется:

    • Длиной (насыщенностью), показывающей общее число товарных единиц, реализуемых компанией;

Кп = Вф / Вн,                                                  (1)

 

где Вф -- фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.; Вн -- количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.

    • Шириной, равной числу товарных групп, составляющих ассортимент;

Кш = Гф / Гн,                                                  (2)

 

где Гф -- количество групп товаров на момент определения, ед.; Гн -- общее количество групп товаров, ед.

    • Глубиной, показывающей число вариантов каждого вида товара, рассчитывается по формуле:

Кг = Рф / Рн,                                                   (3)

 

где Рф -- фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.; Рн -- количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед.

 

Классификация видов товарного ассортимента

По степени важности для предприятия:

Основной ассортимент - включает товары, пользующиеся повышенным спросом. Продажа, в первую очередь, именно этих товаров, приносящих наибольшую прибыль, является целью деятельности предприятия. Необходимо обеспечить постоянное присутствие на складе основного ассортимента.

Дополнительный ассортимент - включает товары, придающие завершённость основному ассортименту. Это дополняющие товары, товары импульсной покупки, товары для особых случаев, отсутствующие в других торговых местах.

Например, расходные материалы при продаже оргтехники; светильники, портьеры, ковры в мебельном магазине.

Дополнительный ассортимент может не всегда присутствовать на складе, меняться по наименованиям, т.е. относится к категории переменного ассортимента.

 

В зависимости от количества товарных групп в ассортименте:

Широкий ассортимент - состоит из множества товарных групп, в каждой из которых представлено большое количество товаров. Наиболее широкий ассортимент представлен в гипермаркетах (более 100 000 наименований), супермаркетах (до 100 000 наименований), торговых домах, крупных оптовых компаниях.

Достоинства широкого ассортимента:

  • притягивает различные категории покупателей и увеличивает их число;
  • возрастает число незапланированных покупок;
  • позволяет более эффективно управлять прибылью за счёт варьирования торговыми наценками.
  • Недостатки широкого ассортимента:
  • требуются дополнительные площади оборудование;
  • замедляется общая оборачиваемость товарных запасов;
  • возрастает трудоёмкость учёта;
  • трудно поддерживать стабильность ассортимента.

Узкий ассортимент - состоит из небольшого числа товаров нескольких товарных групп (3 - 5).

  • Достоинства узкого ассортимента:
  • более легко поддерживать стабильность ассортимента;
  • можно сконцентрироваться на удовлетворении специфических потребностях покупателей;
  • легче осуществлять учёт и управление
  • Недостатки узкого ассортимента:
  • велик риск недополучения требуемой прибыли при снижении спроса на данные товарные группы;
  • покупатели могут предпочитать продавцов с широким или специализированным ассортиментом.

Информация о работе Формирование ассортимента в торговом предприятии