Этикет служебных отношений мужчины и женщины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является описание правил этикета служебных отношений между мужчиной и женщиной.
Задачи курсовой работы:
• изучение теории делового этикета;
• изучение поведения мужчины и женщины в деловой среде;
• рассмотрение частных аспектов взаимоотношения мужчин и женщин в деловой среде;
• описание основных ошибок в этикете служебных отношений между мужчиной и женщиной.

Содержание

Введение
1. Основные аспекты этикета служебных отношений мужчины и женщины
1.1 Сущность, правила, принципы и цели делового этикета
1.2 Поведение женщины в деловой среде
1.3 Поведение мужчины в деловой среде
2. Частные аспекты этикета служебных отношений мужчины и женщины
2.1 Принципы этики деловых отношений для внешнего вида
2.2 Элементы этики деловых отношений, правила вежливости
2.3 Этика деловых отношений, флирт на работе
2.4 Как меняются правила поведения на рабочем месте между мужчиной и женщиной, если один из них руководитель
3. Ошибки в этикете служебных отношений мужчины и женщины
3.1 Распространённые ошибки женщин в деловых отношениях
3.2 Распространённые ошибки мужчин в деловых отношениях
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 84.42 Кб (Скачать файл)

1.2 Поведение женщины в  деловой среде

 

Половая принадлежность работника  как фактор его успешности сейчас активно обсуждается в деловом  мире, теории и практике управления. Основываясь на опыте работы и  общения со специалистами из различных  профессиональных сфер (банковской, образовательной, производительной, туристической, транспортной, сферы власти и т. п.), можно сказать, что в последние годы в России выделяются четыре позиции относительно данного вопроса:

    1. мужчина эффективнее женщины как в управлении, так и в исполнительской деятельности;
    2. женщина эффективнее мужчины;
    3. мужчина и женщина равным образом эффективны в профессиональной деятельности, но имеют разный деловой стиль, и их эффективность зависит от многих других условий;
    4. половая принадлежность работника не имеет никакого влияния на эффективность труда.

 

Рассмотри вторую позицию  «женщина эффективнее мужчины».

 

За последние десятилетия  представительницы слабого пола значительно расширили сферы  своего влияния в бизнесе, политике, науке, потеснив своих условных «противников»  — мужчин. Мир будоражат идеи феминизма, истинного и ложного  равноправия полов. Все это вызывает изменения в области делового этикета. Что же происходит на самом деле, каким образом трансформируются и правила поведения в отношении женщин в бизнесе?

Называют два необходимых и взаимоисключающих друг друга условия для того, чтобы женщина вышла вперед.

 

Во-первых, женщина может  стать эффективнее мужчины, если она в своей работе сможет развить  и использовать сугубо женские качества, которые не так ярко присутствуют у мужчин и которые связаны  с межличностным общением:

 

    • интуицию;
    • способность к изощренной политике в деловых отношениях;
    • женское обаяние;
    • умение тонко подстраиваться в коммуникативных взаимодействиях.

 

Кроме того, как показал  кризис августа 1998 г., в неопределенных и нестабильных условиях для сохранения своего места работы женщина способна проявить большую гибкость и уступчивость, нежели мужчина. Она легче и без  особых эмоциональных проблем переходила на более низкий должностной статус, уходила в другую профессиональную сферу, обращалась за помощью в трудоустройстве, нежели мужчина. В результате она  чаще сохраняла возможность работы и заработка, а мужчина чаще оставался  без работы и средств к существованию.

Во-вторых, утверждается, что  женщина может стать успешнее мужчины, если она, наоборот, откажется  от женского стиля в деловом общении, разовьет у себя и начнет использовать сугубо мужские качества: решительность, стрессоустойчивость, объективность, дисциплинированность, преданность делу, трудоголизм. Следует заметить, что, формируя в себе мужские черты характера, женщина часто проявляет мужской стиль делового общения и поведения даже более ярко и напряженно, нежели мужчина. Она становится более решительной, эмоционально устойчивой к стрессу, объективной, дисциплинированной, преданной своему делу и отдающей большую часть своего жизненного времени работе, нежели ее коллега-мужчина.

Особенно это характерно для эмансипированных деловых женщин, имеющих выраженную конкурентную установку  относительно мужчин. Энергию, азарт  и мотивацию, ведущие их к успеху, они черпают в противопоставлении себя мужчинам, стремлении доказать им, что они — умнее и сильнее  мужчин.

Чтобы женщину воспринимали как личность, надо, прежде всего, ею быть. Человек, обладающий цельностью: интеллектом, собственным стилем, собственной позицией, непременно будет воспринят как личность.

Любые формальные отношения предполагают большую сдержанность. Существует ряд правил, выполнение которых позволяет настроить собеседника (независимо от его/ее пола) на деловой стиль общения.

Поза

Во время деловых переговоров  и встреч поза должна быть одновременно достаточно свободной и сдержанно-подтянутой. Съежившаяся на краешке стула женщина, судорожно вцепившаяся в свою сумочку, всем своим видом показывает скованность, стеснение, неуверенность в себе. Слишком свободная поза может быть воспринята как свидетельство вашей развязности. Лучше сидеть прямо и свободно жестикулировать в пределах так называемой интимной зоны радиусом около 45 сантиметров вокруг вашего тела. Сумку лучше не держать на коленях, а положить или поставить рядом с собой.

Взгляд

Необходимо доброжелательно  и внимательно смотреть в лицо своему собеседнику, показывая, что вам интересно то, что он говорит. При этом, если у вас с собеседником деловые отношения, то свой взгляд направьте в верхнюю часть лица, чуть выше бровей, а для обозначения внимания - эпизодически смотрите в глаза (долгий пристальный взгляд в глаза, может вызвать у собеседника чувство дискомфорта). При эмоциональном общении взгляд автоматически перемещается от глаз в нижнюю часть лица - это сразу чувствуется.

Голос

Особенности в голоса тоже имеют значение в общении. Если у вас высокий голос, постарайтесь хотя бы, чтобы он не был визгливым, так как в этом случае вы можете вызвать у собеседника непреодолимое желание зажмуриться и заткнуть уши. Высокий тембр голоса очень раздражает и утомляет, он ассоциируется с напряжением или с зависимостью. Поэтому постарайтесь сделать свой голос грудным и приятным, понизив его насколько это возможно. Но не говорите слишком тихо и неуверенно. Также плох слишком громкий, оглушающий собеседника голос.

Темп речи

Лучше всего воспринимается размеренный темп речи, когда вы позволяете себе делать небольшие паузы, показывая, что прежде чем что-то ответить, обдумываете услышанное. Сразу появляется ощущение, что вы «человек разумный». Нежелательно говорить слишком быстро, захлестывая собеседника потоками информации. Он может не сразу понять, о каком  грандиозном проекте вы ему сообщаете, и может быть прервет вас и попросит повторить все сначала. Из-за этого вы потеряете время, а самое главное, - дадите понять, что вы человек мелкий, зависимый и стараетесь как можно быстрее успеть все сказать, пока вас не выгнали. Повышенный темп речи всегда ассоциируется с зависимостью и несерьезностью. А если будете говорить слишком медленно, то утомите вашего собеседника: ему уже все понятно, а вы еще заканчиваете фразу.

РУКОПОЖАТИЕ

В деловых и политических кругах принято здороваться за руку. Рукопожатие - традиционно мужской способ приветствия. У большинства женщин он вызывает легкий дискомфорт, поскольку ей неизвестно заранее, будут ли ее руку энергично трясти как товарищу по партии или попытаются поцеловать. Во избежание путаницы и неловкости, лучше подать руку ни в вертикальной плоскости (как для пожатия), ни в горизонтальной (как для поцелуя), а в промежуточном положении под углом к плоскости: хотите целуйте, хотите жмите. Рукопожатие должно быть лаконичным, и достаточно энергичным.

Жестикуляция

Здесь, как и во многом другом, хороша золотая середина. Жестикуляция должна быть соразмерна ритму речи и примерно соответствовать тому, о чем вы говорите. Чем более формально общение, тем более сдержанной должна быть жестикуляция. Но в то же время полное ее отсутствие воспринимается как скованность. Избегайте невротических жестов, свидетельствующих о вашем стеснении и нервозности: поправления на себе одежды, прически. Большинство людей даже не подозревают о том, какое огромное значение в беседе имеют жесты. Жест может сообщить о нас гораздо больше информации, чем мы того хотим. Жесты слишком часто выдают нас и неразумное использование некоторых жестов порой приводит к нежелательному результату. Поэтому, чтобы расположить к себе собеседника, используйте в разговоре предлагающие жесты, позволяющие видеть ваши ладони. Это является свидетельством вашей открытости. А вот негативных, давящих жестов следует избегать. Решительно разрубая ладонью воздух, можно вызвать у собеседника неприятное чувство, что с ним не желают ни в чем соглашаться. Не сжимайте кулаков во время разговора и не тыкайте в собеседника пальцем.

 

Вывод: женщинам сложнее, чем мужчинам добиться уважения и успеха в деловой среде, потому что их не всегда воспринимают всерьёз. В связи с этим им необходимо более серьезно подходить к созданию своего имиджа и соблюдению правил делового этикета.

 

 

1.3 Поведение мужчины в  деловой среде

 

Мнение о том, что мужчина  в деле более эффективен, нежели женщина, является довольно распространенным, причем придерживаются его не только мужчины, но и женщины. Аргументы  в поддержку данной позиции называются следующие:

 

    • мужчина имеет более логичное и дисциплинированное мышление, нежели женщина;
    • мужчина строит деловые отношения на основе объективных критериев (полезности, сотрудничества, необходимости), а женщина — на основе субъективных критериев (симпатии, интуиции, настроения);
    • мужчина имеет более высокую стрессоустойчивость, нежели женщина, способен сохранять самообладание и принимать решения в напряженных, неопределенных и опасных ситуациях;
    • мужчина имеет большую эмоциональную и физическую выносливость, нежели женщина, может более длительное время эффективно работать;
    • мужчина имеет значительно больше времени, которое он может посвятить работе и карьере, нежели женщина, поскольку он не отвлекается на длительный срок в связи с материнством и семейными обязанностями.

 

Особенно критично оцениваются  такие черты женского характера, как эмоциональная неустойчивость, субъективность в оценке и непрогнозируемостъ поведения, а в отношении женщин-руководителей — склонность либо к гиперопекающему, материнскому стилю управления, либо к излишне авторитарному, жесткому стилю, направленному на подавление и тотальный контроль за деятельностью подчиненных.

Следует заметить, что позиция, согласно которой мужчина в работе оценивается как более эффективный, нежели женщина, разделяется и многими  мужчинами-психологами. Например, анализируя проблему эффективности управленческого  труда, Р. Л. Кричевский приводит такие  факты наблюдений, отраженные в зарубежной литературе:

 

    • наличие у мужчин лидерского потенциала и его отсутствие у женщин;
    • проявление у мужчин большей активности, амбициозности и стремления к доминированию, нежели у женщин.

 

Руководитель-женщина становиться  непростым условием работы для большинства  мужчин. Некоторые характерные особенности мужской речи являются настолько неприемлемыми для женщин, что мужчины теряют шанс быть выслушанными, несмотря на то, что им есть что сказать. Это не просто теоретическое умозаключение. Женщины в сегодняшнем обществе начинают конкурировать с мужчинами на рабочих и руководящих должностях, и поэтому мужчинам приходится менять свой стиль общения, чтобы приспособиться к женщинам. Каждый человек в большей или меньшей степени воспринимает существующие различия между мужчиной и женщиной. Все меньше остается тех, кто совсем не признает  (или не осознает) этих различий, они все же являются реальностью, потому что переговоры приходится вести и с мужчинами, и с женщинами, а они ведут себя по-разному. Следующие пункты содержат четыре очень важных  момента, которые должны учитывать мужчины при общении с женщинами.

 

 

Правило первое: уважай партнера и сохраняй собственное  достоинство

При деловых контактах, мужчины должны дать почувствовать женщине  уважение к ней, как партнеру по бизнесу. Сомнение в способности женщины вести дела на высоком уровне может обернуться для мужчины плачевно. Женщины иногда любят поговорить "о своем, о женском". Если вам случится оказаться при таком разговоре, не пытайтесь подлаживаться под его тон, не касайтесь женских тем, не злоупотребляйте уменьшительными словечками. Женщинам это можно простить. Для мужчины разговаривать в таком духе совершенно недопустимо. Оставьте это для дома и для семейных отношений.

Правило второе: обсудите, принимая решение

Обсуждение вслух хода своих мыслей для мужчины нетипично. Для них традиционной манерой является "молчаливое размышление". Перед тем как мужчина выскажет свое суждение о предмете, оно должно полностью сформироваться у него в голове. Однако женщине важно  создать с партнером совместное суждение. Ей недостаточно готового решения. Важен процесс коммуникации с партнером и уверенность в идентичности мнения. В противном случае суждение может быть ею просто отвергнуто. Молчание будет расценено  как равнодушие, невнимание к ее словам и недооценка ее мнения. Она может полностью утратить интерес к беседе из-за отсутствия обратной связи или почувствовать обиду.

Правило третье: поделитесь чем-то личным

Не воспринимайте это как призыв к ухаживанию или флирту. Речь идет совсем не об этом. Женщина ценит неформальные отношения, даже если она сидит  напротив, за столом переговоров. Поделитесь информацией  о своей семье, о доме, о простых человеческих проблемах. Не надо бояться показаться в несколько другом свете. Вероятно, некоторым мужчинам это вначале покажется странным. Начните с рассказа о том, как провели выходные. Припомните технику легкого разговора с тренинга коммуникативных навыков. Даже если тема не имеет отношения к предмету переговоров, вы установите с женщиной - партнером более доверительный контакт.

Правило четвертое: избегайте демонстрировать эмоции

Повышенный тон, ругань и  несдержанность разрушительно действуют на любые переговоры. Такое поведение подрывает уважение к мужчине в бизнесе, т.к. может быть расценено как инфантилизм (незрелость) или плохое воспитание, незнание правил этикета. По своей природе мужчины довольно сдержанны и из всех эмоций наиболее ярко у них проявляется гнев. Все же многие из них считают повышенный тон допустимым даже в деловых отношениях. Действительно, последние исследования показывают, что мужчины чаще допускают на работе резкие выражения и ненормативную лексику.

Информация о работе Этикет служебных отношений мужчины и женщины