Кодекс научной этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:16, доклад

Краткое описание

Каждый ученый, связавший свой жизненный путь с научной деятельностью, направленной на получение и прогресс знаний посредством научных методов, ради достижения высоких научных результатов обязан придерживаться известных принципов поведения в научном сообществе. Последние определяются совокупностью морально-этических ценностей, присущих данному виду творческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

кодекс.docx

— 27.66 Кб (Скачать файл)

Кодекс научной  этики  
Всеукраинская общественная организация "Украинская федерация ученых" 
Перевод Светланы Чернозуб

Введение

Каждый ученый, связавший  свой жизненный путь с научной  деятельностью, направленной на получение  и прогресс знаний посредством научных  методов, ради достижения высоких научных  результатов обязан придерживаться известных принципов поведения  в научном сообществе. Последние  определяются совокупностью морально-этических  ценностей, присущих данному виду творческой деятельности. Их содержание сложилось  исторически и уточняется, усовершенствуется  самим научным сообществом в  соответствии с условиями современности - в связи с возникновением в  науке новых этических проблем  под воздействием социальных трансформаций. В обобщенном и систематизированном  виде принципы поведения ученого  с точки зрения морально-этических  ценностей составляют своеобразный "Кодекс научной этики".

Украинская федерация  ученых при помощи специалистов Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г.М.Доброва НАН Украины на основе обобщения мирового опыта и практики разрешения этических проблем, сложившейся в отечественной науке, подготовила этот проект Кодекса научной этики и выносит его на обсуждения широкого круга украинских ученых.

Основные определения

Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно-технологической и научно-педагогической деятельности.

Этические вопросы в науке  могут возникать в силу разных причин: из нереализованных идей, которые  желательно воплотить в жизнь; из конфликтов, в которых следует выступить посредником; из дилемм, которые необходимо понять и разрешить: из необходимости ограничить и исправить сомнительное или непрофессиональное поведение и т.д. Цель Кодекса этики - не ограничение или наказание, а содействие внимательному и ответственному отношению к ежедневно возникающим ситуациям и проблемам.

Кодекс  научной этики, рассматривая научную деятельность как активность, направленную на получение и прогресс знаний посредством научных методов, вербализует общепризнанные принципы поведения ученого, совокупность морально-этических ценностей, свойственных научной деятельности, а также своеобразный каталог тех поступков ученых, которые позитивно оцениваются с моральной течки зрения. Кодекс научной этики основывается на правах и обязанностях научных работников, признанных международным сообществом, и основных принципах: стремление к знаниям и поиск истины; свобода творчества; коллегиальность; подотчетность; справедливость и честность.

Осознание широким кругом украинских ученых прав и обязанностей, признанных профессиональных ценностей  и стандартов поведения в научных  коллективах будет способствовать свободе научного творчества, позитивно  влиять на повышение качества научного потенциала и подготовит почву для  эффективной интеграции украинских ученых в мировое научное сообщество.

Раздел I. Права  и обязанности научных работников.

"Рекомендация относительно  статуса работников науки", принятая 18 Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО  в Париже 20 октября 1974 г. и ратифицированная  правительствами большинства стран  внесла серьезный вклад в дело  защиты прав работников науки  и содействия научному прогрессу.  Основные ее положения вполне  актуальны и сегодня, хотя заявленные  цели во многих странах (в  Украине тоже) не реализованы  в полном объеме. В этом документе отмечается, что работники науки призваны сыграть важную роль в деле повышения эффективности использования науки и научных методов во благо человечеству, содействовать сохранению мира и ослаблению напряженности в международных отношениях. В рекомендации подчеркивается особая ответственность всех ветвей власти и всех правительств в деле защиты прав работников науки и в создании удовлетворительных условий для проведения научных исследований.

Основные права и обязанности  ученых, сформулированы в этом документе  следующим образом:  
- принимать активное участие в определении путей развития науки и техники, а также направлений их использования в интересах человечества: анализировать необходимые социальные условия в каждом конкретном случае и информировать общественность о возможных социальных последствиях; участвовать как в подготовке, так и в реализации принятых решений, их контроле и анализе их последствий;  
- проводить научные исследования и передавать свои профессиональные знания; вмешиваться и проявлять инициативу при выборе предмета и методов исследования, при обеспечении доступа к источникам информации, необходимой для выполнения своих обязанностей; выявлять, анализировать и полностью осознавать риск, связанный с проведением научных исследований;  
- общаться и обмениваться информацией, полученной как в ходе собственных исследований, так и из внешних источников; сотрудничать и содействовать здоровой конкуренции между работниками науки, распространению знаний в гуманных целях; использовать современные средства коммуникации для обеспечения доступа к научной информации и стимулирования дискуссий, как в рамках научного сообщества, так и в масштабах общества в целом, содействовать конструктивному диалогу с людьми, ответственность которых распространяется на другие сферы (СМИ, политика, экономика и т.п.), чтобы облегчить общественное признание моральной ценности научно-технических достижений;  
- создавать, использовать и распространять знания, как индивидуально, так и сообща, благодаря контактам и сотрудничеству - прямая обязанность научных работников перед будущими поколениями;  
- обеспечивать свою роль собственной научной деятельностью. Здесь имеется в виду: доверие в процессе работы и признание достижений в научной и общественной деятельности ко всем научным работникам и особенно к молодежи и женщинам; возможность для научных работников, мужчин и женщин, строить свою научную карьеру независимо от семейных и родительских обязанностей, создание равных условий и возможностей для их профессионального роста; вознаграждение в соответствии с квалификацией и результатами работы; - изменять социальное окружение людей и природную среду, считая развитие человека и охрану природной среды определяющими критериями при выборе форм использования научного знания.

Права и обязанности научного работника должны быть четко определены законодательными документами и  посредством коллективного договора между работодателями и профсоюзными организациями работников науки.

Научные работники должны уметь демократическими методами определять условия труда и стиль сотрудничества, принятый в научных организациях.

Продвижение по служебной  лестнице должно быть обеспечено такими факторами как знания, квалификация, опыт, продуктивность и эффективность.

Развитие науки должно полностью основываться на демократических методах, обеспечивающих создание иерархических структур, организаций и научных учреждений.

Права ученых на получение  выгоды от своих оригинальных идей, открытий и изобретений, а также  на прибыль от их реализации должны быть защищены законом.

Раздел 2. Научная  честность.

Научная честность обусловливает  этические ценности, которыми должны руководствоваться работники науки.

Благодаря достижениям науки, человечество больше узнает о мире, открывает новые истины, исправляет ошибочные представления и концепции. Благодаря процессу обучения и свободным  научным дискуссиям работники науки  стараются поддерживать стремление к обучению и содействовать ему, распространять знания, преодолевать невежество.

Поскольку стремление к знанию и поиск истины жизненно важны  для научной и научно-педагогической деятельности, то сознательная нечестность - чрезвычайно опасна для развития человечества. Даже тогда, когда нечестность  не причиняет серьезного материального  ущерба, она подрывает значение проведенных  исследований и создает негативный имидж ученых в глазах общества.

Правила и положения о  честности в научных исследованиях  и научном творчестве действительны  для всех работников науки, причастных к научной и научно-педагогической деятельности. Они следующими основными  дефинициями.

Авторское право: Авторами признаются только те работники науки, которые внесли весомый интеллектуальный вклад в определенный научный труд.

Нарушениями этики  в научных исследованиях считаются: фальсификация, переделка и плагиат; непризнание авторства или весомого интеллектуального вклада в научный труд; использование новой информации, идей или данных из конфиденциальных рукописей или приватных бесед; использование архивных материалов с нарушением правил использования архивных документов; несоблюдение государственного законодательства, уставов и коллективных договоров академий, высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций; условий безопасности научного труда.

Не считаются  нарушениями этики в научных  исследованиях деяния, свойственные исследовательским процессам, а также несфальсифицированные (неосознаваемые) исследовательские ошибки, конфликт данных, разные толкования и интерпретация полученных результатов и экспериментальных разработок.

Каждый работник науки  имеет право на продукт - результат  собственного интеллектуального труда, при этом он не должен ограничивать доступ к результатам для тех, кто помогал ему при проведении исследования.

Работник науки должен быть открытым для критики, советов  и пожеланий.

Необходимо, чтобы научный  коллектив должным образом относился  к информации, которая считается  конфиденциальной. Однако нормы конфиденциальности не должны выступать препятствием для  распространения информации об объективности  оплаты научного труда в коллективе.

Раздел 3. Честность  в управлении научными коллективами.

Руководители научных  и научно-педагогических коллективов  имеют значительные административные обязанности. Наряду с этим они обязаны  создавать и поддерживать климат доверия и взаимного уважения, но прежде всего, сами подавать пример подобных отношений в коллективе. Руководители должны создавать и  поддерживать открытую и прозрачную систему деятельности, быть доступными, с пониманием относиться ко всем, на кого влияет и кого касается их деятельность. Они обязаны своевременно и в полной мере информировать членов коллектива о характере и природе проблем, с которыми сталкивается коллектив, и которые препятствуют его нормальной деятельности. Руководители должны приобщать членов коллектива к решению этих проблем и пределах своих полномочий действовать ответственно, честно и справедливо. При разрешении тех или иных проблем они обязаны осуществлять надлежащие правовые процедуры, руководствуясь коллективными соглашениями, принципами честности и коллегиальности.

Руководители должны четко  определять для подчиненных требования и объем работы. Прежде всего, им следует тщательно ознакомиться с правами и обязанностями  работников науки, с нормативными документами, определяющими научную и научно-педагогическую деятельности, с Кодексом научной  этики и довести все это  до сведения подчиненных. Кроме того, руководители должны четко формулировать, чего ожидают от работы. В обязанности  руководителя входит постоянное поддержание  обратной связи с работниками  науки, обеспечение своевременной, объективной и обоснованной оценки их работы. Обязанность руководителя - определение и нахождение путей  к разрешению конфликтов, которые  возникают в отдельных коллективах. К открытому обсуждению этих проблем  следует привлекать как отдельных  лиц, так и коллегиальные органы (советы).

Раздел 4. Конфликт интересов. Конфликт интересов - это ситуация, при которой на суждения, выводы и действия отдельного лица влияют многочисленные конфликтные, противоположные по форме и содержанию интересы. В таких ситуациях необходимо найти способы поддержания равновесия между личной автономией (независимостью), профессиональной честностью и подотчетностью. Существуют различные типы конфликтов интересов. Основными из них являются:

Конфликт интересов  на почве личных отношений. Для обеспечения объективности и ограничения влияния личных отношений (интересов как позитивных, так и негативных) особы, обязанные принимать решения, должны отказываться от участи в их принятии, если имеют личные отношения с теми, кого эти решения касаются (члены семьи, родственники, друзья)

Практика свидетельствует, что не следует принимать участия  и в одобрении решений относительно деловых партнеров - настоящих или  бывших (кроме случаев чрезвычайной важности). Следует также избегать таких решений (не объясняя открыто  причин и мотивов), участие в принятии которых может негативно повлиять на их объективность.

Конфликт интересов  по причине совмещения нескольких должностей в научном коллективе. Такие конфликты интересов руководства (подлинные, вероятные и воображаемые) устраняются путем отказа от одобрения того решения, которое могло бы помешать взвешенным объективным оценкам и выводам. Конфликтов в руководстве также можно избежать, обратив внимание коллектива на возможную предвзятость и необъективность.

Конфликт интересов, возникающий на почве использования  ресурсов научной организации. Научно-исследовательский институт или высшее учебное заведение обладает разнообразными ресурсами (компьютерами, приборами, материалами, средствами связи и т.п.). В том случае, когда цели и задачи научной организации и отдельного члена коллектива совпадают (например, научная публикация, аналитическая записка и т.п.), ресурсы организации могут быть использованы.

Если члены организации  используют ее ресурсы не в процессе основной профессиональной деятельности (например, в случае работы по индивидуальному  заказу или гранту), научная организация имеет право требовать оплату за пользование ресурсами. Сумма и порядок оплаты определяется отдельно для каждого случая.

При необходимости использования  в работе (публикация, докладная  записка и т.п.) названия научной  организации или высшего учебного заведения следует обращаться за рекомендацией к органу коллегиального управления (ученому или научно-техническому совету) независимо от цели использования  названия организации и занимаемой в ней должности.

Информация о работе Кодекс научной этики