Имидж государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель – обобщить практику обеспечения положительного имиджа госслужащего в общественном мнении.
Задача исследования:
- изучить социально-психологические основы имиджа государственного служащего;
- выявить место имиджа государственного служащего в государственной кадровой политике;
раскрыть существующие тенденции в формировании имиджа государственного служащего.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ………………………………… 10
2. МЕСТО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ……………………… 27
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ………………………………… 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …63

Вложенные файлы: 1 файл

контроша.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………  3

1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО  ………………………………… 10

2. МЕСТО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ………………………  27

3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО …………………………………   41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ     …………………………………………………………… 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ     …63


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема имиджа государственной  службы – это проблема восприятия государственного служащего, как со стороны общества, так и со стороны его коллег и вышестоящих лиц. Кроме того, это проблема ассоциативных связей, которые вызывает образ госслужащего в целом у подавляющей части населения страны. Именно имидж еще на бессознательном уровне либо пробуждает желание сотрудничать, либо приводит к отторжению самой мысли о сотрудничестве.

Актуальность темы данного исследования объясняется тем, что она не является в достаточной мере научно разработанной отечественными авторами. В основном статьи по имиджевой тематике посвящены проблемам бизнесменов, да и размещение в периодических изданиях отнюдь не способствует их долговечности, скорее они ставят проблемы, нежели решают их. Об учебных пособиях в этой сфере можно сказать то же самое. В них редко выделяются проблемы имиджа именно государственного служащего, хотя нередко анализируются проблемы имиджа политиков прошлого и современности. Возможность и необходимость проекции этого анализа на проблемы данного исследования тоже говорит в пользу актуальности темы. Укрепление государственности в России и становление гражданского общества предъявили принципиально новые требования к системе государственного управления и ее функциональному ядру – государственной службе. Вопрос о государственной службе как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов приобрел особую актуальность в связи с решением задач по формированию правового, социально ориентированного демократического государства. От государственных служащих во многом зависит судьба реформ в России, формирование гражданского общества и его взаимоотношений с государством.

В массовом сознании россиян сложилось традиционно негативное восприятие государственного служащего и слово «бюрократ» всегда несло в себе отрицательный имидж. Распространено мнение, что государственные служащие некомпетентны, коррумпированы, оторваны от народа. В этих условиях особое значение приобретает завоевание доверия, авторитета, формирование в глазах народа положительного имиджа государственной службы. В данной выпускной квалификационной работе автором сделан вывод, что формирование социально-конструктивного имиджа государственной службы и государственного служащего является фактором изменения отрицательной установки на них. В России необходимо кардинально поменять имидж государственной службы, его восприятия массовым сознанием.

Государственной службе необходимо стать эффективно действующим  механизмом власти, изменить её нынешний имидж в сторону социально-желательного образа, стать социально-ориентированной не декларированно, а фактически. Защищая интересы правового, социального государства, государственная служба вынуждена повернуться лицом к решению социальных проблем гражданского общества, увидеть конкретного человека с его потребностями и интересами. Только установив реальную связь государственной службы с жизнью народа, можно завоевать ее уважение, авторитет, понимание и поддержку в общественном мнении. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо не только совершенствовать профессионализм и компетентность, познать себя, но и «сделать» самого себя, создать позитивный, социально-ориентированный имидж в общественном мнении.

В этом аспекте все  большее внимание исследователей и  практиков управления привлекает социологический, управленческий и социально-психологический феномен, именуемый имиджем. Особое значение имеет социологический аспект, позволяющий рассматривать соотношение взглядов на государственную службу и государственных служащих - населения и самих работников органов государственной власти.

Первоначально понятие  «имидж» возникло в сфере предпринимательства  как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже  имидж стал основным элементом теории и практики «Паблик рилейшнз», прочно вошел в политическую и общественную жизнь. Известный американский экономист К.Болдинг предлагал учредить новое направление, исследующее имидж - имиджеведение.1 В отечественной науке такое направление формируется как новая ее отрасль - имиджелогия (В.М. Шепель).2

В качестве теоретических источников нами использовались следующие работы. В книге Г.Г. Почепцова «Имиджелогия» рассматриваются проблемы создания и смены имиджа, его роли в общественной и политической жизни. В работе В.К. Тарасова  «Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров» исследуются пути формирования имиджа и стиля действий руководителя. В учебном пособии по менеджменту Л.Е. Басовского и В.В. Глухова, а также работе «Введение в политологию»  В.П. Пугачева и А.И. Соловьева раскрыты формы и методы создания имиджа руководителя. При исследовании темы были использованы статьи в периодических изданиях «Закон и право», «Диалог», «Проблемы теории и практики управления». 

Первые работы в нашей  стране (70 -е годы) рассматривали  имидж, на примере США, как средство манипулирования массовым сознанием.3

В 90-годы появились работы, которые с позиций российской действительности внесли значительный вклад в имиджелогию, положили начало преодолению стереотипных представлений  об имидже в социальном знании, обратили внимание теоретиков и практиков управления на эту проблему.4

Определенным шагом  в осмыслении имиджа стал сборник  научных трудов кафедры социальной психологии Российской Академии государственной  службы при Президенте РФ, где впервые  рассмотрен имидж государственной службы, однако лишь как социально-психологический феномен.5

В целом необходимо отметить практически полное отсутствие специальных  работ по имиджу государственной  службы и государственных служащих. Это заставило слушателя обратиться к работам, в которых данная проблема затрагивается косвенно, в отдельных ее аспектах. Эти работы мы объединил в несколько групп.

Прежде всего выделим  работы, посвященные проблеме бюрократии и роли руководителя в управлении.6 Характеризуя эти работы отметим, что на стыке 18-19 веков господствующей тенденцией в философской мысли этого периода становится позитивная оценка бюрократии, связанная с именем Гегеля.

Однако проблемы эффективного взаимодействия служащих получили освещение  лишь при разработке М.Вебером концепции  «идеального типа бюрократии» как рационального институализированного устройства при определении основных социально-профессиональных характеристик «идеального чиновника». В современных работах определяются требования, которыми должен обладать современный государственный служащий, критерии оценки деятельности, компетентности, моральные принципы, лежащие в основе этики государственного служащего.

Вторую группу составляют работы, анализирующие состояние  государственной службы, проблемы ее гуманизации, развития творческого потенциала государственных служащих.7 Принципиально важными для нашего исследования стали в частности идеи и выводы Г.В. Атаманчука о кризисном состоянии государственной службы, путях повышения ее эффективности, преодоления иллюзорных стереотипов, роли чиновника в решении государственных задач; А.В. Оболонского об общественном мнении и общественном настроении во взглядах на государственное управление, аппарате как системе формальных и неформальных групп, о ценностных ориентациях государственного служащего.

Третью группу составляют работы, раскрывающие проблемы духовного  мира, особенности русского характера, гетерогенность русской культуры.8 Достоинство этих работ с точки зрения нашего исследования заключается в выяснении влияния на государственное управление в России объективных (социально-институциональных) факторов, формирование менталитета государственного служащего, восприятие образа государственного чиновника массовым сознанием.

Наиболее значительную пятую группу работ, использованных в выпускной квалификационной работе, представляют труды, раскрывающие глубинные причины поведения человека в обществе, дающие возможность выдвижения основных подходов к рассмотрению имиджа как образа личности в массовом сознании.9

Особо выделим труды, анализирующие процессы восприятия и установки,   позволяющие   рассматривать   имидж   государственного служащего как один из методов разрушения отрицательного стереотипа во взглядах на государственную службу.10

Таким образом, сделаем  обобщающий вывод, что при кажущемся  обилии литературы, затрагивающей с тех или иных позиций проблему имиджа, явно недостаточно фундаментальных исследований. В отечественных литературных источниках по сути нет работ, специально посвященных формированию и восприятию имиджа государственного служащего. Рассмотрение этой проблемы с социологических, социально-управленческих позиций обусловило выбор темы, объекта и предмета исследования, определило его цели и задачи.

Престиж современной  российской государственной службы невысок. Для того чтобы поднять престиж профессии государственного служащего в общественном сознании, необходимо его поднять и в сознании самих государственных служащих.

Имидж государственного служащего складывается под влиянием ряда объективных факторов, связанных  с его жизненной средой и сферой служебной деятельности. К ним мы относим, прежде всего, состояние общества, государства и его функциональной основы – государственной службы. Указанные социальные институты в свою очередь находятся под воздействием специфических для современного общества факторов, таких как идеология, господство инверсионной логики, противоречивость русского характера, гетерогенность русской культуры.

В условиях реформирования российского общества и государства  важное значение в формировании имиджа государственного служащего оказывает фактор профессиональной востребованности.

Изученные материалы  показывают, что профессионализм  государственных служащих является одним из ведущих факторов, участвующих  в формировании имиджа государственной  службы и ее руководителя. Практически все составляющие этого фактора относятся к категории субъективных и, следовательно, являются поддающимися сознательному развитию.

Объект исследования – государственные гражданские  служащие.

Предмет исследования –  формирование имиджа государственного служащего  в современных условиях.

Цель – обобщить практику обеспечения положительного имиджа госслужащего в общественном мнении.

Задача исследования:

- изучить социально-психологические  основы имиджа государственного  служащего;

- выявить место имиджа государственного служащего в государственной кадровой политике;

  • раскрыть существующие тенденции в формировании имиджа государственного служащего.

Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников и  литературы.

 

 

 

 

 

§ 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

 

Понятие власти возникло тогда, когда  появилась потребность регулирования  взаимоотношений граждан и достижения их общих интересов. Власть зародилась как насильственная деятельность, выражающая интересы и волю тех или иных субъектов и оказывающая при этом регулирующее воздействие на поведение людей.

В современном понимании власть – одно из фундаментальных начал  общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей. Сложность и многоаспектность этого явления отражают многочисленные варианты определений, существующие в научной литературе, однако в рамках данной работы сложность этого понятия имеет значение постольку, поскольку в любом случае конкретные действия по реализации власти совершаются определенным человеком или группой людей.

Личностные характеристики этих людей  играют роль гораздо более значительную, чем это кажется на первый взгляд. И не меньшую роль в развитии событий  может сыграть то, как приняли реализацию этих властных полномочий группы людей, представляющие собою объекты управления.

Границы отношения объекта к  субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного повиновения. В принципе, подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, от наличия или отсутствия у него авторитета, иными словами, не в последнюю очередь, от его имиджа.

 Имидж государственного служащего, как субъекта власти, рассчитан, в первую очередь, на восприятие и оценку его объектами властных действий, с тем, чтобы их в числе прочих факторов обеспечивать подчинение этим действиям. В свою очередь, реализация субъектом власти своих полномочий должна проводиться с соблюдением определенных правил или принципов управления.

Принципы управления были объектом внимания всех известных мыслителей на протяжении истории человечества. Одну из первых теорий в этой сфере  создал Конфуций (551 – 478 до н. э.). Он разработал концепцию человека, благородного не по происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию. Конфуций считал, что этот человек должен отличаться в первую очередь гуманностью, быть справедливым, верным, искренним, стремиться к знаниям и особо почитать родителей и стариков. Закон идеальных отношений по Конфуцию выражается принципом: «Чего не желаешь себе, того не делай другим».

Информация о работе Имидж государственного служащего