Имидж государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель – обобщить практику обеспечения положительного имиджа госслужащего в общественном мнении.
Задача исследования:
- изучить социально-психологические основы имиджа государственного служащего;
- выявить место имиджа государственного служащего в государственной кадровой политике;
раскрыть существующие тенденции в формировании имиджа государственного служащего.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ………………………………… 10
2. МЕСТО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ……………………… 27
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ………………………………… 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …63

Вложенные файлы: 1 файл

контроша.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.  МЕСТО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

 

 

 Сегодняшний государственный  служащий осуществляет свою деятельность  в условиях крайне изменчивых, которые к тому же усложняются  из-за наличия жесткой конкуренции.  Оценки деятельности госслужащих становятся все жестче. И все большее значение начинают приобретать специфические, ранее не применявшиеся публичные отношения, маркетинг и менеджмент.

Как уже говорилось, оценка личности и деятельности госслужащего производится одновременно его коллегами и вышестоящими лицами, а также теми, кого можно обозначить как объекты управления.

При этом, критерии оценки и сама оценка как таковая зачастую не совпадают по полюсу: то, что оценивается  как положительный момент (черта  личности) начальником госслужащего, может служить поводом для негативной оценки со стороны коллег, управляемой массы (подчиненных и населения).

При этом нельзя однозначно считать какую-то из этих характеристик  более, а другую менее объективной. Обе они продиктованы объективно существующими требованиями которые со своей стороны предъявляет к госслужащему каждая из названных категорий.

Однако, по нашему мнению, вопрос имиджа госслужащего это прежде всего вопрос восприятия его как  личности и как функционера теми, кто относится к управляемой массе, т.е. в первую очередь этот вопрос касается оценки, выставляемой населением. Именно в расчете на эту оценку и должен вырабатываться имидж. Разнополюсность критериев здесь не должна особо мешать (хотя нельзя полностью игнорировать этот фактор тоже не следует, да и невозможно). Имидж понятие прежде всего внешнее, к тому же имидж госслужащего это имидж той власти, которую он представляет.

 Прежде чем подробно  проанализировать этот аспект, мы  должны уделить немного внимания  понятию «государственная служба» и правовому положению государственных служащих.

 Как и в большинстве  стран мира, к государственным  служащим относятся только лица, занимающие государственные должности  в государственных органах. Служащие  государственных вузов, музеев, библиотек, медицинских учреждений и т.д. не считаются государственными служащими.

 Государственные должности  в России разделены на три  категории («А», «Б» и «В»). К  категории «А» относятся должности,  связанные с непосредственным  исполнением властных полномочий (например, Президент РФ, министры, депутаты, судьи, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации).

 Государственные служащие  категории «Б» (например, заместители  министров, начальники департаментов)  призваны обеспечивать исполнение полномочий лицами, замещающими должности категории «А». Их должности учреждаются в порядке, установленном законами.

К категории «В» относятся  должности, которые учреждаются  самими государственными органами. Должности  категории «А» не относятся к государственной службе, хотя эти положения закона вызывают критические замечания в научных публикациях18. Но тема нашей работы не позволяет нам отвлекаться на подобные частности.

 Существуют определенные классификационные требования к различным должностям. Лица, занимающие их, должны иметь соответствующее профессиональное образование, определенный стаж и опыт работы, знать Конституцию РФ и основы права (в субъектах Федерации - их конституции и уставы, важнейшие правовые акты).

При поступлении на государственную службу действует принцип равного доступа к ней. На государственную службу могут быть приняты граждане данного государства, достигшие определенного возраста (в России - 18 лет), обладающие профессиональным образованием, владеющие государственным языком (в России - русским, в других странах государственных языков может быть несколько, например, два - в Финляндии, четыре - в Швейцарии).

 Не могут быть приняты  на государственную службу лица, признанные судом недееспособными  или ограниченно дееспособными, если они лишены судом права занимать государственную должность. Препятствует принятию на государственную службу наличие определенного заболевания (это должно быть подтверждено заключением медицинского учреждения), близкое родство или свойство с другими непосредственно подчиненными государственными служащими, иностранное гражданство, отказ от прохождения процедуры допуска к государственной тайне (если работа связана с этим), отказ от представления сведений о доходах и имуществе.

 Различаются общие права и обязанности, установленные для всех государственных служащих, независимо от должности, а также права и обязанности, связанные с конкретной должностью. Общие права и обязанности в России распространяются на лиц, занимающих должности категорий «Б» и «В». Одни из числа этих прав и обязанностей имеют «внутренний» характер, регламентируются в данном органе или внутри службы (например, право государственного служащего на ознакомление со всеми материалами своего личного дела или на продвижение по службе), другие связаны с «внешними» отношениями (например, посещение в установленном порядке для исполнения своих обязанностей предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности).

 К общим обязанностям относятся:  поддержка конституционного строя, защита прав и законных интересов граждан, своевременное рассмотрение обращений граждан, общественных объединений, предприятий, организаций и принятие по ним решений, обязанность хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь граждан, и др.

Поступающий на государственную службу добровольно принимает на себя установленные  законом запреты и ограничения. Они призваны обеспечивать моральный  облик государственного служащего, его политическую беспристрастность при исполнении служебных обязанностей, независимость, препятствовать злоупотреблениям, коррупции.

Ряд запретов связан с социально-экономической  сферой. Государственному служащему  запрещается заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой. Он не вправе получать гонорары за выступления, интервью, публикации, если это делается при исполнении государственной службы, заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе через доверенных лиц и для получения прибыли без привлечения наемного труда), состоять членом управления коммерческой организации любой формы собственности и организационно-правовой формы (например, кооператива). Он может состоять в таком управляющем органе, только если это ему поручено по службе (например, государственные служащие входят в органы управления «Газпрома», Волжского автомобильного завода, КамАЗа и других крупнейших предприятий). Государственному служащему запрещено участвовать в забастовках.

Этот ряд запретов имеет целью  пресечение коррупции. Государственный служащий не вправе быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в своем государственном органе или в том, который ему непосредственно подчинен. Он обязан представлять данные о принадлежащей ему доле в уставном капитале коммерческих предприятий. Ему запрещено получать вознаграждение (взятки, подарки, услуги, организацию отдыха, оплату развлечений и др.) от физических или юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию, выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц. При поступлении на государственную службу, а затем ежегодно, государственный служащий представляет сведения о доходах и имуществе.

Существуют и политические ограничения. Государственный служащий должен быть политически нейтральным. Он не может состоять в политических партиях, использовать свое служебное положение в интересах тех или иных политических партий, других общественных объединений, религиозных организаций, не может их пропагандировать, заявлять о том или ином отношении к ним. (Ниже мы вернемся к этому вопросу)

Однако политические ограничения  не относятся, как правило, к должностным  лицам категории «А». Поэтому  некоторые министры — руководители партий в России.

Некоторые ограничения и требования имеют преимущественно моральный характер. Своим поведением служащий не должен ронять собственное достоинство, порочить государственную службу, ибо это отражается и на отношении граждан к государству.

Государственному служащему запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового, информационного обеспечения (например, автомашину для поездок членов семьи, служебный телефон для звонков личного характера).

Без разрешения Президента РФ, возглавляющего государственную службу, служащий не может принимать награды, почетные звания от иностранных государств и международных организаций.

Все сказанное можно рассматривать  и как определенные моменты формирования должного имиджа государственного служащего. Соответствие /несоответствие конкретной личности тому образу, который формируется в сознании при знакомстве с требованиями, предъявляемыми к госслужащему, выявляется путем своеобразного наложения должного «трафарета» на реальность и влияет на отношение электората к субъекту управления.

Кроме этого, в настоящее время  более высокие требования предъявляются  к качествам личности управленца.

В государственном служащем, а тем  более, в государственном деятеле  современному общественному сознанию видится прежде всего яркая человеческая индивидуальность, обладающая всеми необходимыми качествами, как вытекающими из общих требований закона и морали, так и выделяющими эту личность среди прочих. Причем выделяющие черты даже больше работают на имидж, нежели традиционные представления, закрепленные в законе и моральных нормах. Примером тому может служить популярность В.В. Жириновского.

Также использовал  свои личностные характеристики Б. Ельцин, еще не будучи Президентом, но уже  строя свою политическую карьеру: «Здесь же, в ЦК, механизм подчинения, строгой партийной иерархии доведен до абсурда, все исполнительно, все предупредительно…Конечно, для моего вольного и самолюбивого характера такие холодно-бюрократические рамки оказались тяжелым испытанием. Отдел строительства был в подчинении секретаря ЦК Долгих, и ему первому вплотную пришлось столкнуться с моей самостоятельностью».19

 В  качестве примера самостоятельности  Ельцин приводит только тот  факт, что он не записывал все,  что говорил Долгих, несмотря  на то, что так поступали все остальные. Тем не менее, важно, что здесь «педалируются» такие качества, как самостоятельность, независимость, составляющие классическую основу характера «настоящего мужчины», к тому же в данном контексте они позволяют дистанцироваться от партийного аппарата советского периода. Именно это и помогло ему стать Президентом России: Ельцин сумел подать себя как сильную личность, для которой борьба (и победа) – естественные и необходимые условия существования.

 Ельцин  сменил Горбачева с одновременной полной перестройкой структуры общества. Общество нуждалось в таком выборе и сделало его.

 Г.Г.  Почепцов в своей книге «Имиджелогия»,  ссылаясь на К. Юнга, высказывает  мнение, что «тот или иной период  активирует в массовом сознании  коллективное бессознательное, которое постоянно записано в нем».20

Если  принять это как факт, то можно  сделать вывод, что от личностного  потенциала зависит такая немаловажная вещь как доступ к власти. Ожидания общества так или иначе оправдываются, поэтому личность, умеющая убедить большинство сограждан в том. Что именно она является воплощением их ожиданий, обязана этим своим индивидуальным и индивидуализирующим характеристикам.

 Дальнейшая  реализация власти и управленческих  полномочий также тесно связана  с личностными характеристиками. Законная власть, т.е. власть, которой наделен государственный служащий или субъект управления призвана удовлетворить в числе прочего и потребность управляемого в защищенности и принадлежности.21

 Но  при этом управляемый уже должен  осознать, поверить, что руководитель способен эти потребности удовлетворить. Понятие «эталонная власть» или власть примера обозначает в теории менеджмента власть, построенную на силе личных качеств или способностей лидера.

 Власть  примера, харизматическое влияние  определяется личным влечением к лидеру, отождествлением личности управляемого с лидером, а также потребностью управляемого в принадлежности и уважении. Управляемый ищет в себе сходство с лидером или сравнивает черты личности лидера с людьми, которые кажутся ему близкими к идеалу. При этом он подсознательно ждет, что подчинение сделает его похожим на лидера, вызовет одобрение и уважение.

 Л.Е.  Басовский указывает некоторые  характеристики так называемой  харизматической личности:

«- обмен энергией (впечатление, что лидер излучает энергию и заряжает ею окружающих);

- внушительная внешность - не обязательно красота, но привлекательность;

- независимость характера;

- хорошие риторические способности;

- восприятие восхищения своей личностью без надменности или себялюбия, но как должное;

- достойная и уверенная манера держаться;

- собранность и владение ситуацией.»22

Указанные черты могут быть заявлены как личностные характеристики как для политического, так и для бизнес-лидера. Если они соединяются в имидже лидера, который к тому же пользуется репутацией эксперта, т.е. знатока в определенной области, ценность знаний которого не оспаривается, а принимается на веру, то такая личность может оказывать влияние на ход событий, даже не являясь формальным лидером, как это было, например, с академиком Сахаровым в последние годы жизни.

Информация о работе Имидж государственного служащего