Имидж государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель – обобщить практику обеспечения положительного имиджа госслужащего в общественном мнении.
Задача исследования:
- изучить социально-психологические основы имиджа государственного служащего;
- выявить место имиджа государственного служащего в государственной кадровой политике;
раскрыть существующие тенденции в формировании имиджа государственного служащего.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ………………………………… 10
2. МЕСТО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ……………………… 27
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ………………………………… 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …63

Вложенные файлы: 1 файл

контроша.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

 Современные исследователи,  как правило, не разделяют подобные  точки зрения, недооценивающие автономию  и активность политических лидеров,  их многообразное воздействие на общество. Но тем не менее, однозначная концепция лидера на сегодняшний день отсутствует. Основные подходы к трактовке феномен лидерства выглядят следующим образом:

  1. Лидерство - это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителями выступает не большинство, а один человек или группа лиц.
  2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, т.е. это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций, и дает человеку статус лидера.
  3. Лидерство - это постоянное влияние на других людей (на всю общность или группу) в целом, опирающееся на авторитет или признание правомерности руководства.
  4. Лидерство - предпринимательство особого рода, осуществляемое на специфическом рынке, где политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности.
  5. Лидер - символ общности и образец политического поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно, стихийно, и принимается последователями35.

Лидерство основывается на определенных последовательностях сложно организованных систем. К ним относится в первую очередь потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных  элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности.

 Такая упорядоченность осуществляется  через вертикальное (управление - подчинение) и горизонтальное (коррелятивные одноуровневые связи) распределение функций и ролей и прежде всего через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности требуют, как правило, иерархической пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

 Четкость выделения лидирующих  позиций зависти от типа общности, но поскольку в данной работе речь идет о лидерстве политическом, то надо полагать, что в сложноорганизованных коллективах, которыми управляют политические лидеры, спецификация лидерских функций и структурное, институциональное обособление лидера повышаются.

 Институциализация руководящих  функций отражается в понятии  формального лидерства. Оно представляет  собою приоритетное влияние определенного  лица на членов организации,  закрепленное в ее нормах и  правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах, обладании ресурсами влияния.

 В противоположность формальному,  неформальное лидерство характеризует  субъективную способность, готовность  и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы (общества).

 Оба этих аспекта – формальный  и неформальный – характеризуют  политическое лидерство. Но формальный, институциональный аспект является  ведущим, поскольку здесь реализация  потребностей в самоорганизации и упорядочении деятельности огромного количества людей зависти не только от индивидуальных качеств, но и от силы и влияния организации. Однако нельзя и переоценивать это влияние, недооценивая качества личности.

 В.П. Пугачев и А.И. Соловьев  в уже неоднократно цитировавшейся нами книге, утверждают, что определяющим является именно влияние организации: «…находясь в полувменяемом состоянии, такие советские руководители как Л. И. Брежнев и К.У. Черненко, объективно выполняли роль политических лидеров».36

 Мы позволим себе не согласиться  с этим. Никакая общественная  система не существует сама  по себе в некоей абстракции. Любую систему олицетворяют конкретные  люди, индивиды, личности. Брежнев в  последние годы правления и  жизни, умирающий Черненко, поставленный у руля государства были фактически не лидерами, а символами.

 Но, тем не менее, в эти  годы кто-то на самом деле  принимал решения, которые озвучивались  потом Брежневым и Черненко  как собственные. Кого-то очень  устраивало то, что люди, формально  стоящие у власти, не могли реализовывать собственную политику. Следовательно, у власти в это время был скрытый лидер, (или группа лиц), чьи личностные данные позволили им не только дойти до вершин властных структур, но и тайно управлять государством.

 Когда эту роль приписывают, например, КГБ, то опять же забывают, что КГБ это все-таки общность людей, совместно выполняющих определенный вид деятельности, но конкретных людей. Если личностные качества индивида ни в коем случае не позволили бы ему занимать какой-то пост, без поддержки влиятельных сил, следовательно, речь идет о фактическом лидерстве этих сил, состоящих из личностей, чьи качества позволяют им играть роль «серых кардиналов».

 Поэтому, на наш взгляд, лидер  – лицо, обладающее определенными  качествами, которые позволяют ему занимать руководящий пост, а не руководящее лицо, только в силу занимаемой должности, считающееся лидером. Профессионализм управленца сродни профессионализму актера или художника: можно «учить на актера», но не каждый способен научиться.

 Феномен лидерства пытаются  объяснить многие теории, но мы  не будем их подробно анализировать,  так как это не входит в  наши задачи. Однако нельзя не  упомянуть о теории черт, старейшей  в этой области, но по сей  день не утратившей своего  значения. Она состоит в том, что, по словам одного из основателей теории Э. Богардуса, «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству»37.

 Добавить к этому необходимо  только, что перечень необходимых лидеру черт должен включать еще и готовность брать на себя ответственность, поскольку сам по себе высокий интеллект не обязательно порождает желание руководить чем бы то ни было. Индивид, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом, может быть обыкновенным лентяем или ярко выраженным меланхоликом, эти черты не могут способствовать задаткам развития лидерства, даже если окружающие оценят интеллект данной личности. Но отсутствие интеллектуального превосходства и некоторых других черт (о них – ниже), тоже сразу же скажется на продвижении индивида к лидерству.

Государственное управление, политическое управление представляет собою своего рода вид творчества. Поэтому и к личным качествам государственного служащего, политика предъявляются особенные требования. Политик призван объединять вокруг себя население, служить для него определенной фигурой защиты. Лидеры высоко оцениваются тогда, когда они не только способны увидеть будущее, но и способны увлечь население именно туда. Особенно важна роль лидера в кризисные периоды, а это означает, что в России лидер всегда будет насущной необходимостью, поскольку история показывает, что кризисы – наши будни.

 Лидер воспринимается прежде  всего на фоне его политической, руководящей, профессиональной деятельности. Но не менее важными с точки зрения воздействия являются дополнительные факторы, формирующие его имидж в глазах населения. Это связано с феноменом, о котором говорит в своей «Имиджелогии» Г.Г. Почепцов, ссылаясь на имиджмейкера бывшего президента США Р, Никсона Р. Прайса: «Политика намного более эмоциональна, чем рациональна, и это особенно верно в отношении президентской политики, Люди идентифицируют себя с президентом таким способом, как ни с одной другой фигурой. Потенциальные президенты сравниваются с идеалом…они хотят, чтобы он был важнее самой жизни, живой легендой и в то же время максимально человечным; таким, кого можно демонстрировать своим детям как модель»38.

 Отсюда следует необходимость  получать выверенные реакции  от населения на те или иные  действия лидера. Имидж это многофакторный феномен. Он является таковым, поскольку, с одной стороны, воздействие на человека осуществляется по ряду каналов, а с другой – человек привык оперировать многослойными структурами, каждая из которых может обрабатываться отдельно, и сосуществовать в человеческом восприятии на отдельной полочке. Имидж политика должен по всем параметрам соответствовать ожиданиям населения.

 Тот же Г.Г. Почепцов считает,  что дело здесь не только  в стремлении лидера к популярности. Для лидера более важно соответствовать духу времени, а значит, ожиданиям избирателей.39 Новое поколение четко сориентировано на имидж. Не только на его основные, но и на дополнительные составляющие. К числу дополнительных составляющих относятся параметры не основной деятельности человека, а скорее его альтернативного функционирования. Это контекст, в котором действует лидер. Основные составляющие этого контекста:

- прошлое,

- семья,

- спорт,

- домашние животные,

- хобби.

 Что касается прошлого, то  одни и те же факты биографии лидера могут сработать по-разному в зависимости от ситуации, в которой они будут озвучены, и конечно, от интерпретации этих фактов. Так, во время выборов в первые постсоветские парламенты многим депутатам мешал факт, связанный с их членством в КПСС. Позже он перестал играть сколько-нибудь значимую роль, так же как и диссидентское прошлое, которое было как бы лакмусовой бумажкой первых выборов.

Во время войны Джордж Буш  был морским летчиком. Его имиджмейкеры встали перед вопросом: стоит ли акцентировать внимание на героическом прошлом? Образ летчика, конечно, изрядно романтизирован в массовом сознании, с этой профессией ассоциируются такие понятия как мужество, быстрота реакции, собранность. Но время постепенно отдаляет нас от событий той войны. И подчеркивание того факта, что Буш был ее участником, может сакцентировать внимание только на его возрасте. Да еще и на вопросе, действительно ли он участвовал в боевых действиях, или был тыловиком.

В советском обществе семейные характеристики были как бы отделены о характеристик официальных. В жизнь Ленина была, правда, вписана Крупская, но не столько как жена, сколько как товарищ по партийной работе. Полностью система «бессемейного» существования наших лидеров была разрушена только Р.М. Горбачевой. Что вызвало, кстати, активное неприятие как массового сознания, так и ближайшего окружения генсека40.

Здесь явно столкнулись две модели: западная и восточная. Если на Западе жены лидеров совершали самостоятельные  поездки и экскурсии, освещаемые в СМИ, т.е. считались признанными помощницами в политической деятельности своих мужей, то в рамках нашей модели жене политика была отведена роль, скорее, домостроевская.

Но Раиса Максимовна проложила  путь своим последовательницам, и  позже уже никто не удивлялся  и не раздражался при виде Наины Ельциной или Людмилы Путиной, сопровождающих своих супругов или совершающих самостоятельные акции. Западная модель прижилась в сознании постсоветского общества.

Использование информации о семье  в предвыборной кампании является элементом  честной игры в глазах публики. Но и здесь многое зависит от того, как эта информация будет подана. Так не способствует общественным симпатиям в нашей стране информация о том, что дети того или иного лидера учатся в престижных учебных заведениях за рубежом, поскольку у обывателя этот факт прежде всего связывается с материальным достатком политика, позволяющим ему отправить ребенка в Оксфорд или Гарвард, а отнюдь не с выдающимися способностями отпрыска.

 Но при всем том нейтральная  информация о семье, по большей части эмоционального характера способствует повышению доверия.

 Джону Мейджору наряду с  другими характеристиками помог  прийти к власти спорт. Имиджмейкеры  активно использовали его спортивные  фотографии, чтобы подчеркнуть относительно  молодой возраст претендента. Наряду со спортом важным параметром политической карьеры становится здоровье. Вспомним, как много внимания уделяли этому вопросу, обсуждая возможность переизбрания на второй срок Б. Ельцина.

Большое значение для привлечения  симпатий публики имеет любовь политика к животным, а наличие домашнего любимца делает его более близким и человечным в глазах избирателей.

Специальный сюжет посвятило российское телевидение девочке Кате, которой  сам Президент России подарил  щенка, да еще и приехал с ним  лично, чтобы проинструктировать Катю, как ухаживать за питомцем. Естественно, что если бы не вопросы имиджа у Президента нашлось бы множество более важных дел, но данная акция резко повысила и без того не низкий рейтинг Путина.

 Если нам сложно поменять  основную функцию лидера, то остальные могут иметь более или менее выгодные для его характеристики аспекты. Но главным правилом имиджмейкера, работающего на лидера, должно стать обязательное заполнение этой информационной ячейки, в противном случае она будет заполнена массовым сознанием произвольно. Если же ею займется имиджмейкер, то оппонентам будет труднее внедрить в массовое сознание новую информацию или ее интерпретацию, поскольку придется преодолевать барьер уже существующей установки.

Информация о работе Имидж государственного служащего