Этапы и проблемы развития рынка в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение этапов и проблем развития рынка . В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи : 1) по каким причинам замедлялось развитие рыночных отношений. 2)оценить этапы развития рынка. Данная тема особенно актуальна в настоящий момент, поскольку чтобы поддержать дальнейшее развитие рынка, мы должны иметь представление о проблемах, которые могут происходить в процессе развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
I. Теоритические аспекты развития рынка…………………………………………….4
1.1. Понятие рынка………………………………………………………………………4
1.2. Субъекты и объекты рынка…………………………………..8
1.3. Cтруктура рынка……………………………………………11
II. Анализ проблем и этапов развития рынка…………………………...16
2.1. Этапы развития рынка ……………………………………..17
2.2. Проблемы развития рынка…………………………………19
III. Пути решения основных проблем рынка…………………………….21
3.1. Основные проблемы рынка………………………………21
3.2. Пути решения……………………………………………………………………24
Заключение ……………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

rabota.docx

— 200.49 Кб (Скачать файл)

3) Финансовый рынок (- система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника. На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве).

4) рынок интеллектуальной собственности ( продукты интеллектуальной деятельности выступают в качестве определенных товаров, которые можно продать, приобрести, получать от них прибыль, к ним относятся научно-технические достижения. На эти товары заключаются лицензионные торговые сделки как соглашения о передаче прав или разрешения на использование изобретения. При торговле обычными товарами не оформляются соглашения, и происходит окончательная, безвозвратная передача товара от продавца к покупателю).

 

1.3. Cтруктура  рынка

Классификация структуры  рынка базируется на определении  количества продавцов и природы продукта. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.

 Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентности. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Монополия

Основные черты монополии:  Монополия - наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции.

Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование  конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция  предполагает разделение экономической  власти, наличие у потребителя  выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями  за спрос потребителя, возникает  стремление наилучшим образом удовлетворить  его запросы. В условиях же монополии  потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его  ценовые условия. Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает. Понятно, что сочетание всех этих обстоятельств создает для монополиста исключительно выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти преимущества мгновенно улетучились бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и интересов последнего.  Нынешнее поколение россиян, на своем опыте испытавшее крах государственного монополизма, без труда найдет массу бытовых примеров подобных перемен. Черствый хлеб, например, еще недавно безраздельно господствовавший в булочных, мгновенно стал редкостью, после того как монопольная система снабжения сменилась конкуренцией массы независимых пекарен.  Именно поэтому монополистическая структура рынка там, где она существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов.

Одним из основных барьеров существующих в монополистической отрасли, является  преимущество крупного производства.  В монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия, так как шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках. Это положение теории многократно проверено практическим опытом.  Дело в том, что высокие прибыли монополистов всегда были предметом зависти мелких компаний. В истории многих стран зафиксированы попытки мелких фирм под тем или иным названием создать картель (ассоциацию, объединение, т. к. официально картели запрещены в большинстве стран) и объединенными усилиями диктовать свои условия поставщикам и потребителям. 

В современной России, например, такие шаги предпринимали импортеры  чая и производители соков. Исход  этих попыток, однако, всегда был неутешителен для их организаторов. Поскольку  издержки у этой организации не были ниже, чем у мелких производителей, ничто не мешало новым, независимым  фирмам вступать в отрасль и успешно  конкурировать с картелем, а недовольным  участникам самого объединения (такие  обязательно появлялись) спокойно и  безнаказанно покидать его.

Олигополия 

Основные черты олигополистического  рынка:

 Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру. Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий. Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм производят более половины всей выпускаемой продукции.  Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими. Продукция на олигополистическом рынке может быть как однородной, стандартизированной (медь, цинк, сталь), так и дифференцированной (автомобили, бытовые электроприборы). Степень дифференциации сказывается на характере конкуренции.

Существуют значительные ограничения в доступности экономической  информации в этой рыночной структуре. Каждый участник рынка тщательно  оберегает коммерческую тайну от своих конкурентов. Большая доля в выпуске продукции в свою очередь обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

Характерной особенностью олигополистической структуры является то, что фирмы  при формировании своей ценовой  политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов, т. е. все производители, выступающие на олигополистическом рынке, взаимозависимы.

Олигополистическая взаимозависимость - необходимость учета реакции  фирм-конкурентов на действия крупной  фирмы на олигополистическом рынке. Любая модель олигополии должна исходить из учета действий конкурентов. Это дополнительное существенное ограничение, которое обязательно следует принимать во внимание при выборе схемы поведения олигополистической фирмы. Поэтому стандартной модели определения оптимального объема производства и цены продукции для олигополии не существует. Можно сказать, что определение ценовой политики олигополиста - это не только наука, но и искусство. Здесь не последнюю роль играют субъективные качества менеджера, такие, как интуиция, способность принимать нестандартные решения, умение идти на риск, смелость, решительность.

Олигополистическая структура  может быть самой различной, каждая ее разновидность накладывает отпечаток  на выработку ценовой политики фирмы. Играет роль количество и величина фирм в отрасли, характер продукции, степень обновления технологии.

Рассмотрим некоторые  из вариантов рыночного поведения фирм-олигополистов:     

Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти  точку устраивающего всех равновесия.

Картель (или сговор) фирм, не ликвидирующий их производственной и сбытовой самостоятельности, но предусматривающий  соглашение между ними по ряду вопросов. Прежде всего картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, по которым участники картеля обязываются продавать свои товары на рынке.  Картельное соглашение предусматривает также разделение рынка сбыта. Это означает, что каждый участник картеля обязуется продавать свои товары, например, только на определенных территориях.  Кроме того, чтобы иметь возможность удерживать высокие цены, часто ограничивается предложение товаров на рынке, а это требует ограничения размеров производства. Поэтому картельные соглашения нередко предусматривают определение доли в производстве различных товаров для каждого члена картеля.  Создание картелей наталкивается на серьезные препятствия. Это не только антимонопольное законодательство. Соглашения часто бывает трудно достичь вследствие большого числа фирм, существенного различия в номенклатуре продукции, уровне издержек. Обычно у участника картеля возникает искушение нарушить соглашение и получить большую прибыль. В силу юридического запрета официально картели в современной России не существуют. Однако практика разовых ценовых сговоров распространена весьма широко. Сговор может быть как тайным, так и легальным.

Например можно вспомнить, как периодически на потребительском рынке возникает дефицит то сливочного или подсолнечного масла, то бензина. И как потом эти товары вновь появляются с сильно повышенными ценами одновременно у всех продавцов.

Чистая конкуренция

Основные черты чистой конкуренции.

Рынок чистой конкуренции  характеризуется следующими показателями:

- наличием множества фирм, ни одна из которых не может  оказать значительного влияния  на уровень текущих цен, поскольку  каждой принадлежит небольшая  доля рынка;

- однородностью и взаимозаменяемостью  конкурирующих товаров;

- отсутствием ценовых ограничений.

В условиях чистой конкуренции  для фирмы спрос полностью  эластичен от цены. Это объясняется  тем, что на рынке действует большое  количество фирм, причем ни одна из них  не контролирует достаточно заметной доли рынка. При расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет. Зависимость между спросом и  ценой на рынке свободной конкуренции  для отрасли - обратно пропорциональная, т.е. снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно  убывает. Если предложение товаров  в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм, независимо от объема их производства.

Что касается рынка  чистой монополии, то он характеризуется наличием одного-единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции. Также характеризуется наличием только одного продавца данного вида продукта или услуги. Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители. Для чистой монополии свойственен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция  – это тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Свойства:

1)Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.

2)Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.

3)Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, которую предлагают фирмы-конкуренты. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);

4)Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

5)Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

Монополистическая конкуренция  характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной  властью над своим товаром: она  может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа  в отрасль других фирм. Например, покупатели предпочитающие  кроссовки фирмы «Пума» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене.

 

 

II. Анализ проблем и этапов развития рынка

 

2.1 Этапы развития рынка 

Рыночные отношения имеют  большую многолетнюю историю, потому как вся история человечества – это развитие рыночных отношений.  Рыночные отношения присущи любым общественно-экономическим формациям:

1)первобытно-общественному  строю (первобытно- общинный строй характеризуется слабой развитостью рынка, так как в тот период были плохо развиты рыночные отношения, не было четкой системы);

2)рабовладению ( что касается этой формации, то здесь не соблюдался равноценный обмен. Так как торговали людьми и человека могли обменять на лодку или какую-либо вещь, что противоречит морали);

 3)феодализму       ( здесь наблюдается принуждение к труду крестьян и распределение продукта на рынке, в итоге отсутствие какой-либо конкуренции);

4)капитализму (Наибольшего развития рыночное общество достигает при капитализме, ибо здесь общественное разделение труда имеет гигантские масштабы, а производители отделены друг от друга прочным барьером частновладельческих отношений. Поэтому здесь единственно возможной формой связи является связь рыночная. Продавец, реализуя товар, теряет на него право собственности, а покупатель, уплатив за него становится его собственником.) ;

5)коммунизму( при коммунизме предприятия были лишены какой-либо хозяйственной самостоятельности, и товарно-денежные связи между ними отсутствовали) .

Информация о работе Этапы и проблемы развития рынка в россии