Этапы и проблемы развития рынка в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение этапов и проблем развития рынка . В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи : 1) по каким причинам замедлялось развитие рыночных отношений. 2)оценить этапы развития рынка. Данная тема особенно актуальна в настоящий момент, поскольку чтобы поддержать дальнейшее развитие рынка, мы должны иметь представление о проблемах, которые могут происходить в процессе развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
I. Теоритические аспекты развития рынка…………………………………………….4
1.1. Понятие рынка………………………………………………………………………4
1.2. Субъекты и объекты рынка…………………………………..8
1.3. Cтруктура рынка……………………………………………11
II. Анализ проблем и этапов развития рынка…………………………...16
2.1. Этапы развития рынка ……………………………………..17
2.2. Проблемы развития рынка…………………………………19
III. Пути решения основных проблем рынка…………………………….21
3.1. Основные проблемы рынка………………………………21
3.2. Пути решения……………………………………………………………………24
Заключение ……………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

rabota.docx

— 200.49 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Петербуржский государственный  университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО ПГУПС)

Кафедра «Экономическая теория»

 

Курсовая работа

на тему:

«ЭТАПЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА В РОССИИ»

 

Работу  выполнила

Студентка 1 курса

Очной формы  обучения

Группы ЛБ-311

Баранчик  А.А.

Проверил

Доц. Д.И. Синицына

 

 

 

 

 

 

Санкт –  Петербург

2013

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

    1. Теоритические аспекты развития рынка…………………………………………….4
      1. Понятие рынка………………………………………………………………………4
      1. Субъекты и объекты рынка…………………………………..8
      2. Cтруктура  рынка……………………………………………11
    1. Анализ проблем и этапов развития рынка…………………………...16
      1. Этапы развития рынка ……………………………………..17
      2. Проблемы развития рынка…………………………………19
    1. Пути решения основных проблем рынка…………………………….21

3.1. Основные проблемы рынка………………………………21

3.2. Пути решения……………………………………………………………………24

Заключение ……………………………………………………………….25

Список используемой литературы……………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

У любых стран с развитой экономикой существует понятие рынка. В экономике есть большое количество определений, дающих представление о рынке, одно из них: рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

Для успешного становления  рынка должны соблюдаться 3 основных условия : одним из важнейших условий является общественное разделение труда, так как оно является причиной повышения общей производительности труда организованной группы специалистов. Вторым немаловажным условием становления рынка выступает экономическая обособленность производителей друг от друга, так как имущественная ответственность за результаты деятельности накладывается на каждого в отдельности, что положительно влияет на трудовые успехи. Также особую роль в условиях становления рынка играет самостоятельность производителя, потому как,  свобода в деятельности производителя влияет на формирование конкуренции на рынке. Предприниматели проявляют соперничество между собой за лучшее условие производства продажи и потребления благ.

Познание рынка не возможно без глубокого анализа его  структуры, то есть элементов, из которых  он состоит, и которые взаимодействуют  между собой.

 Целью данной работы  является рассмотрение этапов  и проблем развития рынка . В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи : 1) по каким причинам замедлялось развитие рыночных отношений. 2)оценить этапы развития рынка. Данная тема особенно актуальна в настоящий момент, поскольку чтобы поддержать дальнейшее развитие рынка, мы должны иметь представление о проблемах, которые могут происходить в процессе развития.

    1. Теоритические аспекты развития рынка

 

1.1 Понятие рынка

Понятие «рынок» многогранно,  многолико,  по мере развития общественного  производства и обращения это  понятие неоднократно менялось.

Первоначально рынок рассматривался как базар,  место розничной  торговли, рыночная площадь. Объясняется  это тем, что появился рынок уже  в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным, лишь приобретая форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов  торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание  рынка сохранилось и до наших  времен как одно из значений слова. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретало все более сложное толкование, которое нашло отражение и в мировой экономической литературе.  Так, французский экономист-математик А.0. Курно считал, что под этим термином следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется пространственная его характеристика, но она не является исчерпывающей, добавляются новые черты.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений  возникает возможность разрыва  купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как  места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура  общественного производства — сфера  обращения, которая характеризуется  обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью  выполнения определенных специфических  для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в отечественной экономической литературе.

Так, в учебнике «Политическая экономия» указывается, что рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения.

 В толковых  словарях Даля и Ожегова приводится  значение рынка как места рыночной  торговли и как сферы товарного  обмена. Здесь важно подчеркнуть,  что рынок — это сфера не  только товарного обмена, но и  обращения, куда включается и  обращение денег, в том числе  современный рынок ценных бумаг. 

Если рассматривать  рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения: « Всякая группа людей, вступающая в тесные деловые отношения и заключающая крупные сделки по поводу любого товара» (А. Маршал), «рынок как совокупность покупателей» (Ф.Котлер). Но это все неполные определения рынка, так как они не охватывают всю совокупность рыночных отношений( производителей, потребителей, посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения. С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства. Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие «рынок» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. Появляется такое определение рынка: «совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме» (Ю.Яковцев)

Между определением рынка как сферы  обращения и как совокупности конкретных экономических отношений есть весомая разница, в первом случае большее внимание падает на объекты рыночных отношений — наличие товарно-материальных ценностей и денежных средств; во втором — на отношение, выражающее сущность категории «рынок».

Сегодня, рынок  рассматривают как тип хозяйственных  связей между субъектами хозяйствования : 1) натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;

2) товарные связи, осуществляемые  посредством рынка.

 Характерными чертами второго типа отношений являются : взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные (рыночные) связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствуют о деформации рыночных связей. По форме жесткое фондирование или распределение по карточкам скорее приближается к первому типу хозяйственных связей, хотя и сопровождается формальными актами купли-продажи. В последнее время все чаще появляются определения рынка как системы экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. То, что рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.), дает основание рассматривать рынок в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему. Вся экономическая система представляет собой совокупность различных подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости. Экономическую систему можно представить в виде вот такой схемы:

 

 

1 - рынок как самостоятельная  подсистема хозяйствования;

2 - государство как подсистема  хозяйствования;

3 - натуральное хозяйство как  подсистема хозяйствования.

 

Как видно из этой схемы, в экономической системе в целом взаимодействуют три самостоятельных подсистемы, и в зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая система: 1)если преобладает рынок, то и система — рыночная, возникает рыночная экономика; 2)если преобладает государство, то и система административно-командная.

 Обобщающую  характеристику рынка можно представить  в виде схемы:

 

 

Все представленные  определения  рынка свидетельствуют о различных  ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления  и раскрывают его разные стороны.

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Субъекты и объекты  рынка.

Субъекты рынка:

Субъектами  рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи:

во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица;

во-вторых, это юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения,  организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.

Для классификации  субъектов рыночных отношений используются разные подходы. С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на:  продавцов и покупателей.  С позиций форм собственности: на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности;  на субъекты, функционирующие в рамках коллективной и групповой собственности; на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, частной собственности.

В состав рынка  входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг.

Основные субъекты  рыночного  хозяйства принято подразделять на три группы:

домашние хозяйства;

бизнес (предприниматели);

правительство.

Один и  тот же человек может быть в  составе домашнего хозяйства, бизнеса  и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

По субъектам вступающим в обмен рынки делятся на:

1) Рынок производителей (если спрос превышает предложение, то на рынке — дефицит. Производители перестают следить за качеством выпускаемого товара, так как заинтересованные  купить определенный товар люди, приобретут его, если даже качество будет не соответствовать цене)

2) Рынок потребителя (если предложение превышает спрос, то на рынке дефицита нет, производитель беспокоится о качестве производимой продукции, так как потребитель тщательно выбирает товар. В первую очередь смотрит на его качество, и если данный товар не удовлетворяет выбор потребителя, то какая-либо фирма теряет клиента и прибыль. По этому на рынке потребителя весомую роль играет качество товара, а не количество).

3) Рынок промежуточных продавцов ( включает в себя десятки тысяч фирм оптовой торговли и сотни тысяч фирм розничной торговли. Промежуточные продавцы закупают  товары для перепродажи  и товары, и услуги, необходимые для беспрерывного функционирования их собственных предприятий. Закупки для себя они осуществляют промежуточными продавцами в роли производителей. Промежуточные продавцы могут торговать товарами как широкого ассортимента, так и узкого. Также для выбора потребителя предоставляются товары либо одного производителя, либо нескольких. Прибыль промежуточных продавцов во многом зависит от качества товара выпущенного той или иной фирмой, представленного на прилавках потребителям).

4)Рынок  государственных учреждений (Закупки государственных учреждений включают в себя самые разные формы товаров и услуг. В основном, когда закупаются товары, в первую очередь обращается внимание на цену, так как государственные учреждения а это: школы, университеты, детсады и т.п., ищут фирмы с более выгодным для них предложением. Почти все покупается по довольно низкой цене).

 

Объекты рынка :

Объекты рыночных отношений – земля, средства производства,  товары личного  потребления, деньги,  интеллектуальная собственность (проекты по строительству, реконструкции   и т.п.), рабочая сила и капиталы, все то, вокруг чего складываются отношения купли–продажи, идет некая борьба между производителями за внимание потребителей (покупателей) к их товарам и услугам, имеет место выявление цены в соответствии со спросом и предложением, конъюнктурой рынка в целом.

По объектам вступающим в обмен рынки делятся на:

1) Рынки товаров и услуг (- это организованная структура, посредством которой спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса. Самой главной характеристикой данного рынка является переход продукции из собственности производителя в собственность потребителя).

2) Рынки средств производства (- это товарно-денежные отношения в сфере реализации средств производства. Субъектами рыночных отношений являются промышленные предприятия, продающие и покупающие товары производственно-технического назначения. Формами организации рынка средств производства служат товарные и сырьевые биржи, торгово-посреднические фирмы, коммерческие центры, аукционы, ярмарки, страховые фонды. Рынок средств производства контролируется государством, которое принимает меры к устранению его монопольного характера).

Информация о работе Этапы и проблемы развития рынка в россии