Эластичность спроса: её измерение и использование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОЧНЫЙ СПРОС: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ. 4
1.1 Рынок 4
1.2 Закон спроса 6
1.3 Кривая спроса 7
1.4 Индивидуальный и рыночный спрос 8
1.5 Детерминанты спроса 10
1. 6 Изменения в спросе 11
1.7 Изменение величины спроса 16
1.8 Состояние спроса и задачи маркетинга 16
2. Спрос, предложение и эластичность. 18
2.1 Спрос, предложение, равновесная цена 18
2.2 Ценовая эластичность спроса 21
2.2.1 Эластичный спрос. 21
2.2.2 Неэластичный спрос. 22
2.2.3 Единичная эластичность. 22
2.2.4 Совершенно неэластичный спрос. 22
2.2.5 Совершенно эластичный спрос. 23
2.3 Формула ценовой эластичности 23
2.3.1 Использование показателей процентных изменений. 24
2.3.2 Отрицательный знак 24
2.3.3 Интерпретация формулы 25
2.4 Формула центральной точки 26
2.5 Оценка по показателю общей выручки 28
2.6 Свойства эластичности. 28
2.7 Факторы ценовой эластичности спроса 29
2.8 Эластичность спроса по доходу 30
3. Применение теории эластичности 31
Заключение 35
Список использованной литературы: 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Эластичность спроса.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Следует подчеркнуть, что, говоря о «неэластичном» спросе, экономисты не имеют в виду абсолютную нечувствительность потребителей к изменению цен. Термин «совершенно неэластичный» спрос означает крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Примером может служить спрос больных острой формой диабета на инсулин. И наоборот, когда экономисты говорят об «эластичном» спросе, они не имеют в виду, что потребители абсолютно чувствительны к изменению цены. В крайней ситуации, при которой самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, спрос является совершенно эластичным. Кривая совершено эластичного спроса представляет собой линию, параллельную горизонтальной. Такая кривая имеет место в случае, когда фирма продаёт продукцию на чисто конкурентном рынке.

2.4 Формула центральной точки

В процессе применения формулы ценовой эластичности возникает одно неприятное затруднение. Проиллюстрируем его конкретным примером. При вычислении коэффициента эластичности спроса на зерно в ценовом интервале от 5 до 4 дол., согласно данным таблицы 2-2,встаёт вопрос, какую из двух комбинаций характеристик цены и количества продукции (5 дол. – 2000 бушелей или 4 дол. – 4000 бушелей) взять в качестве базовой для подсчёта процентных изменений, используемых в формуле эластичности? Исходя из комбинации 5 дол. – 2000 бушелей, обнаружим, что процентное уменьшение цены составит 20%, а процентное увеличение количества спрашиваемой продукции – 100%. Подставив эти данные в формулу, получим коэффициент эластичности, равный 100/20, или 5. Однако, исходя из комбинации 4 дол. – 4000 бушелей, обнаружим, что процентное увеличение цены составит 25%, а процентное уменьшение количества спрашиваемой продукции – 50%. Коэффициент эластичности будет в этом случае равен 50/25, или 2. Хотя и в этом, и в другом случае формула свидетельствует, что спрос эластичен, эти два способа подсчёта дают в результате существенно различную степень эластичности. В иных случаях, если повторить расчёт в ценовом интервале от 3 до 2 дол. – формула может показать слабо эластичный спрос при одной комбинации характеристик цены и количества и слабо неэластичный спрос – при другой комбинации.

 

 

 

 

 

 

(1)

Кол-во спрашиваемой в течение недели продукции

(2)

Цена за бушель (дол.)

 

(3)

Общая выручка по показателю общей выручки

(4)

Оценка по показателю общей выручки

(5) Коэффициент эластичности, Ed (округлено)

2000

4000

7000

11000

16000

5

4

3

2

1

10000             

16000

21000

22000

16000

Эластичность

Эластичность

Эластичность

Неэластичность

Таблица 2-2. Ценовая эластичность спроса, оцениваемая с помощью показателя общей выручки и коэффициента эластичности.

Для преодоления этого затруднения экономисты условились о рабочем компромиссе, заключающемся в использовании в качестве исходной базы вычислений средних из анализируемых уровней цены и количества спрашиваемой продукции. В случае с ценовым интервалом от 5 до 4 дол. Базовыми являются цена, равная 4,5 дол., и количество, равное 3000 бушелей. Тогда процентное изменение цены составит 22%, а процентное изменение количества – около 67%, так что коэффициент эластичности будет равен 3. Вместо того, чтобы измерять эластичность в одной из крайних точек ценового интервала, от 5 до 4 дол., такое решение позволяет оценить эластичность в центральной точке интересующего нас интервала. Для удобства можно усовершенствовать уже известную формулу эластичности, представив её следующим образом:

Ed =.

2.5  Оценка по показателю общей выручки

Простейший способ проверить, эластичным или неэластичным является спрос, – это определить, что происходит с выручкой, или денежными поступлениями, – совокупными расходами, с точки зрения потребителей, – в случае изменения цены продукции.

 

1. Эластичный спрос (Ed>1). Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.

Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

2. Неэластичный спрос (Ed<1). Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для  компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно,

Если спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

3. Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.

 

2.6 Свойства эластичности.

Эластичность и ценовые интервалы. Во-первых, эластичность, как правило, варьируется в зависимости от ценового интервала, выбранного в таблице или на кривой спроса. Для большинства кривых спроса эластичность оказывается более значительной в левом верхнем углу графика по сравнению с правым нижним. Это – следствие арифметических свойств единиц измерения эластичности. Действительно, в левом верхнем углу процентное изменение количества продукции обычно довольно велико постольку, поскольку мало первоначальное количество, от которого ведётся отсчёт. Аналогичным образом изменение цены в этой части графика обычно невелико, поскольку велика первоначальная цена, по сравнению с которой подсчитывается процент изменения. Относительно больше процентное изменение количества продукции, делённое на относительно небольшое изменение цены, даёт в результате эластичный спрос. Применительно к правому нижнему участку кривой спроса справедливым будет обратное рассуждение. Тогда процентное изменение количества продукции будет, как правило, невелико, поскольку велико первоначальное количество, от которого ведётся отсчёт процентного изменения. Аналогичным образом процентное изменение цены будет, как правило, большим, поскольку мала первоначальная цена, относительно которой подсчитывается изменение цены. Небольшое процентное изменение количества, делённое на относительно большое процентное изменение цены, даёт в результате неэластичный спрос.

Эластичность и наклон кривой спроса. Второе свойство ценовой эластичности спроса заключается в том, что внешний вид графика, а именно наклон кривой спроса, не может служить надёжным основанием для суждения об эластичности последнего. Есть одна хитрость: наклон кривой спроса – его пологость или крутизна – зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с относительными, или процентными изменениями цены и количества. Различие между кривой спроса и его эластичностью можно также вполне выяснить, подсчитав показатель эластичности для различных комбинаций цены и количества продукции, расположенных на прямолинейной кривой спроса. Спрос является эластичным на отрезке высоких цен и неэластичным – на отрезке низких цен.

2.7 Факторы ценовой эластичности спроса

1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. На чисто конкурентном рынке, где, по определению, существует огромное количество идеальных заменителей продуктов, предлагаемых любым продавцом, кривая спроса на продукты каждого отдельного продавца совершенно эластична. Если один из конкурирующих продавцов пшеницы или кукурузы повысит цену, покупателе переориентируются на легкодоступные идеальные заменители, предлагаемые его многочисленными соперниками. Другим крайним случаем является спрос диабетиков на инсулин, несомненно спрос крайне неэластичный. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.

2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него.

3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия общепризнанны в качестве предметов необходимости, повышение цен на них не приведёт к существенному сокращению потребления. Эластичность спроса на эти товары очень низкая. С другой стороны драгоценности являются предметом роскоши, они могут быть исключены из потребления без особых затруднений.

4. Фактор времени. Чем длиннее период времени для принятия решений, тем эластичнее спрос. Это зависит от привычек потребителя, долговечности продукта.

2.8 Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным изменением дохода потребителя.

 

 

Ei=

 

Для большинства товаров этот коэффициент будет иметь положительное значение (для товаров высшей категории). Значение коэффициента будет значительно варьироваться от товара к товару. Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о товаре низшей категории.

Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в  экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

 

3. Применение теории эластичности

Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение. Несколько примеров продемонстрируют этот факт со всей очевидностью:

1. Переговоры об уровне заработной платы.

Объединенный  Союз рабочих-автомобилестроителей (ОСРА) однажды пришел к выводу, что руководству автомобильной промышленности следует повысить заработную плату рабочим и одновременно снизить цены на автомобили. Аргументируя это тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4, ОСРА заключил, что снижение цен поможет затормозить инфляцию, увеличить суммарную выручку от продаж и сохранить или даже повысить прибыли производителей. Однако представитель компании "Форд мотор" утверждал, что, согласно существующим исследованиям, эластичность спроса на автомобили варьируется в пределах от 0,5 до 1,5. Он доказывал, что снижение цен поэтому привело бы к сокращению прибылей, или к убыткам производителей. В приведенном случае эластичность спроса на автомобили была центральным вопросом в отношениях между рабочими и управляющими и в переговорах об уровне заработной платы.

2. Небывалый урожай.

Исследования показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным! Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства.

3. Автоматизация.

Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.

4. Дерегулирование воздушного транспорта.

Первым следствием дерегулирования воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибыльности многих авиакомпаний. Объяснялось это тем, что устранение государственных регулирующих мер усилило конкуренцию между авиакомпаниями, снизив, таким образом, плату за поле. Пониженная плата в сочетании с  эластичным спросом на воздушные путешествия  привела к росту доходов. Поскольку дополнительные издержки, связанные с перелетом целиком заполненного самолета в отличие от частично заполненного, минимальны, постольку рост доходов опережал рост издержек, и прибыли увеличивались. К несчастью для авиакомпании, эта высокая прибыльность продержалась недолго. Причины были троякого рода. Конкурентная борьба за новые маршруты привела к резкому сокращению прибылей, рост цен на топливо повысил эксплуатационные затраты, длительная "война тарифов" сказалась на прибылях.

5. Акцизный налог.

Выбирая, какие из товаров и услуг обложить акцизом, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Предположим, что на какой-то продукт установлен налог в 1 дол., а объем продаж составляет 10 000 единиц. Доход от налогообложения, очевидно, равен 10 000 дол. Теперь, если налог будет повышен, скажем, до 1,5 дол, и соответственно более высокая цена приведет к сокращению продаж до 5000 единиц в силу эластичности спроса, доход от налогообложения упадет  до 7500 дол. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги, искать такие продукты, спрос на которые неэластичен, например, алкогольные напитки и сигареты.

6. Героин и уличная преступность.

Тот факт, что спрос наркоманов на героин крайне неэластичен, создает своеобразные проблемы для борьбы за соблюдением законности. Обычный метод, применяемый для сокращения потребления героина, заключается в ограничении его поставок в страну. Чтобы сделать наркотик менее доступным, создаются препятствия на пути его транспортировки в Соединенные Штаты. Однако что произойдет, если такая политика окажется успешной? При крайне неэластичном спросе уличная цена наркотиков резко повысится, тогда, как количество покупаемого героина сократится лишь незначительно. С точки зрения продавцов наркотиков, это будет означать рост доходов и прибылей. С точки зрения наркоманов - увеличение суммарных расходов на героин. Поскольку существенная часть денег, затрачиваемых наркоманами, извлекается из преступной деятельности - магазинных краж, ограблений, проституции, карточной игры, количество такого рода преступлений увеличится по мере роста суммы расходов наркоманов на героин. Таким образом, стремление правоохранительных органов поставить под контроль распространение наркомании может привести к росту количества преступлений, совершаемых наркоманами.

Информация о работе Эластичность спроса: её измерение и использование в рыночной экономике