Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:59, реферат

Краткое описание

Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста.

Вложенные файлы: 1 файл

1 эластичность спроса факторы, влияющие на эластичность спроса.docx

— 87.94 Кб (Скачать файл)

Кривая D (E= 0) выражает нулевую или близкую  к нулевой перекрестную эластичность: изменение цены товара У никак или очень мало отражается на спросе на товар X. Такие товары называются независимыми, или нейтральными, например, рост цен на шляпы вряд ли отразится на спросе на ботинки.

Следовательно, понятие эластичности спроса весьма полезно при изучении реакции  потребителей под воздействием тех  или иных факторов. В зависимости  от степени эластичности спроса предприниматели  могут прогнозировать и определять поведение своих предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4        Эластичность предложения.

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

Степень изменения объема предложения в  зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

  • ΔS — изменение  величины предложения;
  • ΔP — изменение рыночной цены на товар;

Факторы определяющие эластичность предложения.

  1. период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)
  • для мгновенного периода предложение неэластично;
  • для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;
  • для долгосрочного периода предложение эластично;

2. специфика  производства (минимальный объем  затрат на расширение производства); 
3. возможности хранения изготовленной продукции; 
4. максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.

Изучение  эластичности предложения является необходимым условием исследования относительного изменения предложения  в соответствии с относительным  изменением рыночной цены.

Если  предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой  цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же небольшое  изменение цены вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое  увеличение цены обуславливает увеличение предложения то данная ситуация характеризует  абсолютно эластичное предложение.

Таким образом эластичность предложения  изменяется под воздействием технического прогресса, изменения качественного  и количественного состава используемых ресурсов, усиления ограниченности ресурсов применяемых при производстве того или иного товара, что ведет  к уменьшению значения эластичности предложения. 
 
 

2. 5 Эластичность и временной период

При анализе  спроса и предложения важно вы­де­лять продолжительность пе­рио­да вре­ме­ни. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

1. Под  краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции (менее года).

2. Среднесрочный  период достаточен для расширения  и сокращения производства на  уже существующих производственных  мощностях, но недостаточен для  введения новых модностей.

3. Долгосрочный  период предполагает расширение  или сокращение фирмой своих  производственных мощностей, а  так приток новых фирм в  отрасль в случае расширения  спроса или уход из нее при  условии сокращения спроса на  данную продукцию.

Сравнение кратко и долгосрочного коэффициентов эластичности

Для многих  товаров спрос более эластичен  от цены для длительного, а не для короткого. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее.

Пример: Резкое повышение цен на бензин, уменьшает количество его продаж в краткосрочном периоде, но это  влияет на спрос на автомобили, который  может изменяться только в долгосрочном периоде.

Для других товаров спрос более эластичен  для краткосрочного, а не долгосрочного  периода. Это товары длительного  пользования, поэтому суммарный  запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик по сравнению  с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение  в суммарном запасе, которым хотят  обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении  изменению объема покупок.

Эластичность  спроса от дохода также различна для  долгосрочного и краткосрочного периодов. Для большинства товаров и услуг эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров длительного пользования — обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода приводит  к резкому увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это касается деловой активности — спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют “цикличными” — их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в ВНП и национальном доходе.

С понятием эластичности спроса и предложения  связано понятие гибкости цены, которая  может быть определена как величина, обратная эластичности.     Она измеряет влияние данного изменения спроса и предложения на цену. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.6.    Применение теории эластичности

Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение. Несколько примеров продемонстрируют этот факт со всей очевидностью.

1. Переговоры  об уровне заработной платы.

Объединенный  Союз рабочих-автомобилестроителей (ОСРА) однажды пришел к выводу, что руководству  автомобильной промышленности следует  повысить заработную плату рабочим  и одновременно снизить цены на автомобили. Аргументируя это тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4, ОСРА заключил, что снижение цен  поможет затормозить инфляцию, увеличить  суммарную выручку от продаж и  сохранить или даже повысить прибыли  производителей. Однако представитель  компании "Форд мотор" утверждал, что, согласно существующим исследованиям, эластичность спроса на автомобили варьируется  в пределах от 0,5 до 1,5. Он доказывал, что снижение цен поэтому привело бы к сокращению прибылей, или к убыткам производителей. В приведенном случае эластичность спроса на автомобили была центральным вопросом в отношениях между рабочими и управляющими и в переговорах об уровне заработной платы.

2. Небывалый  урожай.

Исследования  показывают, что спрос на большую  часть сельскохозяйственной продукции  крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря  хорошим погодным условиям или росту  эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как  социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что  сбор очень большого урожая может  быть нежелательным! Для политиков  это означает, что повышение доходов  фермеров зависит от ограничения  фермерского производства.

3. Автоматизация.

Характер  воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит  от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.

4. Дерегулирование воздушного транспорта.

Первым  следствием дерегулирования воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибыльности многих авиакомпаний. Объяснялось это тем, что устранение государственных регулирующих мер усилило конкуренцию между авиакомпаниями, снизив, таким образом, плату за поле. Пониженная плата в сочетании с эластичным спросом на воздушные путешествия   привела к росту доходов. Поскольку дополнительные издержки, связанные с перелетом целиком заполненного самолета в отличие от частично заполненного, минимальны, постольку рост доходов опережал рост издержек, и прибыли увеличивались. К несчастью для авиакомпании, эта высокая прибыльность продержалась недолго. Причины были троякого рода. Конкурентная борьба за новые маршруты привела к резкому сокращению прибылей, рост цен на топливо повысил эксплуатационные затраты, длительная "война тарифов" сказалась на прибылях.

5. Акцизный  налог.

Выбирая, какие из товаров и услуг обложить акцизом, правительство принимает  во внимание эластичность спроса на них. Предположим, что на какой-то продукт  установлен налог в 1 дол., а объем продаж составляет 10 000 единиц. Доход от налогообложения, очевидно, равен 10 000 дол. Теперь, если налог будет повышен, скажем, до 1,5 дол, и соответственно более высокая цена приведет к сокращению продаж до 5000 единиц в силу эластичности спроса, доход от налогообложения упадет  до 7500 дол. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги, искать такие продукты, спрос на которые неэластичен, например, алкогольные напитки и сигареты. 
 

6. Героин  и уличная преступность.

Тот факт, что спрос наркоманов на героин крайне неэластичен, создает своеобразные проблемы для борьбы за соблюдением  законности. Обычный метод, применяемый  для сокращения потребления героина, заключается в ограничении его  поставок в страну. Чтобы сделать  наркотик менее доступным, создаются  препятствия на пути его транспортировки  в Соединенные Штаты. Однако что  произойдет, если такая политика окажется успешной? При крайне неэластичном спросе уличная цена наркотиков резко  повысится, тогда как количество покупаемого героина сократится лишь незначительно. С точки зрения продавцов наркотиков, это будет означать рост доходов и прибылей. С точки зрения наркоманов - увеличение суммарных расходов на героин. Поскольку существенная часть денег, затрачиваемых наркоманами, извлекается из преступной деятельности - магазинных краж, ограблений, проституции, карточной игры, количество такого рода преступлений увеличится по мере роста суммы расходов наркоманов на героин. Таким образом, стремление правоохранительных органов поставить под контроль распространение наркомании может привести к росту количества преступлений, совершаемых наркоманами.

7. Минимум  заработной платы.

Федеральный закон о минимуме заработной платы  не позволяет нанимателям пленить  занятым у них рабочим меньше чем 3,35 долл. в час. Критики закона утверждают, что введение минимума заработной платы, превышающего ее равновесный  уровень, толкает найм назад и вверх вдоль нисходящих кривых спроса на труд и приводит к безработице, особенно среди рабочих моложе 20 лет. С другой стороны, рабочие, имеющие минимальную заработную плату, получают более высокие доходы, чем при отсутствии закона. Величина доходи, теряемого в связи с безработицей, и дохода, приобретаемого теми, кто сохраняет занятость, зависит от эластичности спроса на труд молодых рабочих. В целом ряде исследований высказывается предположение, что спрос достаточно неэластичен, коэффициент эластичности, возможно, составляет всего лишь 0.15 и 0,25. Если эти оценки верны, из них следует, что выигрыш дохода, связанный с соблюдением закона о минимуме заработной платы, превышает его потерю. Аргументация критиков закона была бы убедительнее, если бы спрос на труд молодых рабочих был эластичным.

Эти примеры  можно было бы продолжить, но основная идея уже ясна. Эластичность спроса жизненно важна для бизнесменов, фермеров, наемных рабочих, а также  дня разработчиков государственной  экономической политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эластичность спроса