Экономические учения классической школы после А. Смита: Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй, Т. Мальтус, Дж. С. Милль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:20, реферат

Краткое описание

Своего наивысшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823). Научные идеи классической школы, представителями которой являлись Адам Смит и Давид Рикардо, в дальнейшем были взяты на вооружение и развиты марксистской политической экономией.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1.Первое течение классиков .…………………………………………….. 4
1.1. Жан Батист Сэй ………….…………………………………………. 4
1.2. Давид Риккардо ………….…………………………………………. 5
2. Второе течение классиков ……………………………………………... 6
2.1. Томас Мальтус ………….…………………………………………... 6
2.2. Джон Стюарт Милль ………………………………………………... 8
Заключение …………………………………………………………………… 16
Список литературы …………………………………………………………... 17

Вложенные файлы: 1 файл

эк учения.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

    Экономический прогресс, согласно Миллю, связан с научно-техническим прогрессом, ростом безопасности личности и собственности. Растёт производство и накопление, налоги становятся ещё более либеральными, улучшаются деловые способности большинства людей, совершенствуется и развивается кооперация. Всё это приводит к росту эффективности, т.е. к снижению издержек производства и уменьшению стоимости (за исключением стоимости продуктов и сырья).

    Эволюция  капитала у Милля близка к теории Рикардо. Норма прибыли уменьшается, достигая постепенно  минимума, который все еще побуждает осуществлять накопления и производительно использовать накопленные средства. Движение к минимуму можно замедлить ростом экспорта и вывозом капитала. Этим удаляется часть избыточного капитала, понижающая прибыль; причём капитал не теряется, а используется для создания новых рынков и ввоза дешёвых товаров. Устранение части капитала, повысив прибыли и норму процента, даёт новый импульс к накоплению. Он полагает также, что тенденция нормы прибыли к понижению ослабляет аргументацию против роста государственных расходов.

    Конечным  итогом рассматриваемого движения является состоянием застоя когда прекращается борьба за экономическую преуспевание. К состоянию застоя, однако, Милль относится положительно, если он достигается при высоком уровне производства. “Только в отсталых странах мира увеличение производства является наиболее важной задачей. В более развитых странах экономически необходимым считается усовершенствование распределения”. По его мнению, наилучшим существованием для людей является такое состояние общества, когда никто не беден, никто не стремится стать богаче и “нет никаких причин опасаться быть отброшенным назад из-за усилий других протолкнуться вперёд”. При таком застое ничуть не уменьшится простор для роста всех форм духовной культуры, для морального и социального прогресса, состоящего в обеспечении “для всех людей полной независимости и свободы действия, кроме запрета на причинение вреда другим людям”.

    Милль выступает против обычной критики частной собственности, считающей несправедливым право человека на вещи, им не созданные. Например, рабочие на фабрике создают весь продукт, но большая его часть принадлежит другому. “Ответ на это возражение состоит в том, что труд на фабрике является является всего-навсего одним из условий, которые необходимо объединить для производства товара. Работу нельзя выполнять ни без материалов и оборудования, ни без сделанного заранее запаса средств к существованию для снабжения рабочих во время производства. Все эти вещи являются плодами предшествующего труда. Если бы рабочие имели эти вещи, им не было бы необходимости делить продукт с кем-нибудь, но, поскольку этих вещей у рабочих нет, им следует отдать некоторый эквивалент тем людям, которые располагают этими вещами, - как за предшествующий труд, тик и за бережливость, благодаря которой продукт этого предшествующего  труда... сохранен для производительного использования”. Из сферы частной собственности, однако, должна быть исключена земля (поскольку она не является продуктом труда).

    Абстрактным коммунистическим идеалам Милль  противопоставляет естественную эволюцию капитала, приводящую к тому, что в некоторых случаях произойдет объединение работников с капиталистами, в других - объединение работников между собой. В любом случае возникает кооперация, предоставляющая всем работникам право на участие в прибылях. Постепенно владельцы капитала будут всё больше убеждаться в том, что выгоднее предоставлять свой капитал ассоциациям, чем действовать самостоятельно.  Капитал будет предоставляться под всё более низкий процент. В конце концов “капитал, возможно, будет предоставляться в обмен на обязательства выплачивать его владельцу определённую сумму в течение определённого времени. При помощи такого... способа вся масса накопленного капитала может честно и естественно... превратиться в конечном итоге в общую собственность всех тех, кто участвует в его производительном использовании. Осуществлённая таким образом трансформация капитала... кратчайшим путём привела бы к достижению социальной справедливости и наиболее выгодной с точки зрения всеобщего блага организации промышленного производства, какую мы только можем себе представить в настоящее время”. Однако при этом надо заботиться о сохранении конкуренции между ассоциациями.

    Поддерживая принцип “каждому по труду”, Милль  с подозрением относился к социалистическим планам переустройства общественной жизни. Он опасался (и, как оказалось, справедливо), что социализм несовместим с индивидуальной свободой каждого отдельного гражданина. “Идеалом и общественного устройства, и практической морали было бы обеспечение для всех людей полной независимости и свободы действий, без каких-либо ограничений, кроме запрета на причинение вреда другим людям”.

    Таким образом, Милль был скорее либералом, чем социалистом.  Возникающие острые социальные противоречия он приписывал не частной собственности на средства производства, как это делают социалисты, а злоупотреблениями частной собственностью. Злоупотребления следует устранить, а частную собственность оставить, по крайней мере, до тех пор, пока она создаёт значительные возможности для экономического роста.

    Творчество  Милля означало завершение становления  классической экономической науки, начало которой было положено Адамом Смитом. 
 

    Заключение      
 

      Классическая школа относится  к числу зрелых направлений  экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических учений. Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Классическое направление зародилось в XVII веке и расцвело в XVIII и в начале XIX века. Величайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центр экономики и экономических исследований труд как созидательную силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Классическая школа стала провозвестницей идей экономической свободы, либерального направления в экономике. Представители классической школы выработали научное представление о прибавочной стоимости, прибыли, налогах, земельной ренте. В недрах классической школы, по сути, зародилась экономическая наука. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список литературы: 

    1. Аникин А. В. Юность науки:  Жизнь и идеи мыслителей - экономистов  до Маркса. - 3-е изд.-М.: “Политиздат”, 1979.

    2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд.-М.: “Дело Лтд”, 1994. – 720 с.

    3. Ядгаров Я.С. История экономических  учений. – М.: 1997.

    4. Кен Ховард, Галина Журавлева.  Принципы экономики свободной  рыночной системы (экономикс). –М.: “Златоуст”, 1995. – 326 с.

    5. Костюк  В.Н.  История экономических учений.  Курс лекций.   М: Центр. 1997.

    6. Ядгаров Я.С.   История экономических учений.  М: Экономика. 1996.                

Информация о работе Экономические учения классической школы после А. Смита: Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй, Т. Мальтус, Дж. С. Милль