Экономические институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:58, реферат

Краткое описание

Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности из социологии.
Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

to institute.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

to institute (англ) — устанавливать,  учреждать.

 

Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в  частности из социологии.

 

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная  для удовлетворения определенной потребности.

 

Определения институтов можно также  найти в работах по политической философии и социальной психологии. Например, категория института является одной из центральных в работе Джона Ролза «Теория справедливости».

 

Под институтами я буду понимать публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности.

 

В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом.

 

Институты — это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом  и личностью и отдельных выполняемых  ими функций; и система жизни  общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.

 

Также под институтами Веблен понимал:

привычные способы реагирования на стимулы;

структура производственного или  экономического механизма;

принятая в настоящее время  система общественной жизни.

 

Другой основоположник институционализма Джон Коммонс определяет институт следующим образом:

 

Институт - коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.

 

У другого классика институционализма  — Уэсли Митчелла можно найти  следующее определение:

 

Институты — господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.

 

В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа  Норта:

 

Институты — это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.

 

Экономические действия индивида протекают  не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому  имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.

 

Чтобы избежать согласования множества  внешних факторов, влияющих на успех  и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы или матрицы поведения индивидов есть ни что иное, как институты.

 

Основоположником институционального направления считается Торстейн Веблен (1857-1929), автор «Теории праздного класса» (1899).

 

Главный тезис работы Веблена: «Институты — основа экономического поведения». Веблен выступил против односторонней  трактовки мотивов поведения  «экономического человека», получившей распространение еще со времен классиков (А. Смита).

 

Веблен считает неправильным, что в экономической науке не рассматривается человеческое поведение, его закономерности, а основное внимание уделяется инструментам рыночного механизма, денежной системе.

 

У Веблена — две основные идеи. Экономика постоянно развивается, эволюционирует. Экономические изменения происходят под влиянием институтов, которые также постоянно меняются. Но нередко институциональные изменения отстают, и институты тормозят развитие. Чтобы отладить институты, странам Запада потребовалось 400-300 лег. Это очень сложный, противоречивый процесс. Отсюда вывод: изменяется не сам рыночный механизм, а институты, институциональная среда, обычаи, законы; у каждой страны свои специфичные институты; экономисты должны изучать не идеальные схемы, а реальные нормы, традиции, структуры.

 

Критикуя классиков, Веблен заявлял: человек не должен трактоваться как  подобие механического шарика или  счетной машины, своего рода «калькулятор удовольствий и тягот». Он руководствуется  не только мотивом прибыли и не строго арифметическим расчетом, соизмеряя величину издержек с размерами выгоды.

 

Поведение индивидуума как потребителя  и участника производства весьма неоднозначно. Его экономические  интересы представляют сложную и  противоречивую систему, поэтому следует  полнее учитывать социальные условия, психологические мотивы.

 

Институты — привычные способы  осуществления процесса общественной жизни. В основе принятого образа жизни лежит система взглядов, которых придерживаются социальные группы. Формирование институтов консервативно. Сложившиеся ранее формы и правила не отвечают сегодняшней ситуации и должны постоянно изменяться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время наблюдается  особый интерес в определенных институтов, в том числе экономических. В  науке сформировалось направление, получивший названия экономического институционализма. За ним экономическую жизнь и экономические категории имеют институциональный характер. Его представители (Т. Веблен, Дж. Митчел) уделяют основное внимание государстве, частной собственности, налоговой системе, монополий и т.д.

 

Проблемы, связанные с функционированием  экономических институтов, в настоящее  время являются наиболее актуальными. Всем понятно, что без восстановления отечественной экономики Украине  не выйти из кризиса. Экономика должна обеспечить производство, обмен и реализацию товаров и услуг, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей и нормальной жизнедеятельности общества.

 

Известный американский экономист-социолог П. Самуэльсон отмечает, что экономическая  ситуация любого типа общества должно предопределять, что и в каком количестве необходимо производить; кто и как, с помощью каких ресурсов и технологий должен производить; для кого предназначено как будет распределено том, что будет производиться.

 

В социологии, что рассматривает  экономику как подсистему общественного целого, ее (экономики) главная функция заключается в обеспечении важнейшей задачи социальной системы - адаптации к социальной и окружающей среды, постоянно меняется, и удовлетворении потребностей индивидов.

 

Адаптация - это обязательное условие выживания любой системы, а тем более такой, как человеческое общество. Именно хозяйственно-экономическая деятельность всех времен обеспечивала нормальную жизнедеятельность общества.

 

Социологическое изучение экономики  имеет свои особенности. Социологи анализируют функционирования экономической системы в ее связях с другими системами общества, экономических институтов - с другими социальными институтами.

 

Экономика как социальный институт - это прежде всего устойчивое комплекс правил, принципов, норм экономического поведения, с помощью которых организуется практическое взаимодействие индивидов и осуществляется адаптация общества к условий его существования. Экономическом поведении присуща рациональность, тщательный учет расходов и доходов.

 

Для обеспечения своего функционирования экономическим институтам нужны  определенные обязательные условия: технологии производства, предусматривающие разделение труда, функций и обязанностей; помещения; средства производства; транспорт; финансовые средства и, главное, трудовые ресурсы - люди.

 

Формы сочетание этих составляющих экономики как социального института, то есть типы экономической организации, соответствуют типу общественного  устройства. Как известно, можно  назвать (в упрощенном виде, конечно) четыре типа экономической организации, которые последовательно сменяли друг друга: примитивная, аграрная, индустриальная и информационная.

 

Чтобы глубже осознать сущность экономических  институтов, следует рассмотреть  их функции. О основную их функцию  уже шла речь. Она заключается в обеспечении адаптации к окружающей среде, которое постоянно меняется. Такая адаптация возможна при условии производства определенных товаров и услуг для удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом.

 

Экономические институты выполняют стимулирующее функцию, формируя экономический интерес, заинтересованность в уменьшении затрат, повышении производительности труда, улучшении качественных показателей, увеличении дохода. Поэтому особое значение для их нормального функционирования приобретает определение принципов оплаты труда и правильное использование (распределение и перераспределение) средств.

 

Обновление системы стимулирования и организации труда, организации  производственных процессов - это проявление инновационной функции экономических институтов. Успех инноваций в значительной степени зависит от отношения к новых научных достижений самих субъектов хозяйственно-экономической деятельности, их творческой активности.

 

Кроме того, экономические институты  выполняют интегративную функцию, которая не всегда осознается. Функционирования экономики предусматривает специализацию и кооперацию труда, обмен (с помощью денег) результатами труда. Это все интегрирует членов общества в едином процессе общественного производства. Они попадают в экономическую зависимость друг от друга.

 

Эффективность выполнения рассматриваемых  функций зависит от уровня экономической  культуры - совокупности норм, ценностей, традиций, обычаев, с помощью которых  направляется и регулируется экономическое поведение субъектов.

 

Среди составляющих экономической  культуры наибольшую силу влияния на экономическое поведение человека должны прежде всего ценности труда  и трудовая этика (мораль). Под трудовой этикой следует понимать отношение  людей к труду, зафиксированное в мотивах и стандартах трудового поведения. Кроме трудовых, на экономическое поведение влияют также и другие ценности: частная собственность, конкуренция, права человека и т.д.

 

Важной составляющей экономической  культуры является научные и профессиональные знания. Они являются предпосылкой эффективного выполнения профессиональных ролей. Особенно это важно в условиях рыночной экономики, конкуренции. Еще одна составляющая - это нормы и нормативная регуляция поведения, которая формирует потребности, интересы, убеждения, представления человека относительно экономических процессов и явлений, собственного социального или экономического положения и возможности его изменения, видов социальной деятельности, труда, отношение к ней и вознаграждения за труд, возможностей продвижения по службе и экономической свободы, возможностей удовлетворения различных потребностей в процессе экономической деятельности.

 

Основой экономической культуры личности является экономическая сознание, то есть способность познавать, отображать и обобщать экономическую действительность, предвидеть и прогнозировать развитие экономических процессов. В условиях общественного кризиса экономическая сознание является неустойчивой и противоречивой. Она может формироваться как эмпирические, так и научным способом. Особую роль в его формировании играет политика государства в экономической сфере.

 

Успех экономических преобразований в Украине много зависит и  от экономического поведения трудящихся. Анализируя ее, известный специалист по экономической социологии, академик Т. Заславская обнаружила две возможные ситуации:

 

ü первая - требует максимальной интенсификации труда, ориентированная на высокую  прибыль, но не исключает риска;

 

ü вторая - исключает риск, перегрузки, творческий поиск, однако, гарантирует определенный доход, который строго лимитируется.

 

Именно последняя стратегия  преобладала в трудовом поведении  людей советской системы и  именно она сформировала отчуждения от труда, незаинтересованности в ее содержании, в улучшении трудовых результатов.

 

Социологи, анализируя функционирование экономики как социального института, изучают ее социальную структуру. Социальная структура современной индустриальной экономики может быть представлена следующими основными субъектами:

предприниматель;

менеджер;

рабочий;

покупатель (потребитель).

 

В Украине проводятся социологические  исследования по изучению социально-психологического портрета предпринимателя, проблем  мотивации предпринимательской  деятельности, причин, которые тормозят ее развитие.

 

На бытовом уровне понятие «предприниматель» часто ошибочно отождествляется с понятием «менеджер». В деятельности предпринимателя и менеджера действительно много общего, но есть и принципиальные отличия. Предприниматель - это в первую очередь владелец, который распоряжается своим имуществом, нанимает рабочих для производственной деятельности. В малом бизнесе предприниматель имеет определенное количество рабочих, и он может совмещать функции собственника и менеджера-специалиста по управлению и организации производства. Владельцами крупных предприятий чаще всего бывают акционеры, которые сами не выполняют управление и организацию производства, потому что это достаточно сложные процессы, которые требуют надлежащей профессиональной подготовки. Эти функции делегируются высококвалифицированным менеджерам, работающих, как правило, по найму.

 

Менеджер является центральной  фигурой в структуре рыночной экономики. Ему присущи творческий поиск, личная инициатива в решении  проблем управления трудовыми ресурсами, организации эффективного производства. Советский институт экономики не способствовал формированию таких качеств у управленцев и руководителей. Управленцы тех времен часто не имели надлежащих профессиональных знаний, были безынициативными, боялись риска, не умели работать в условиях быстрых изменений экономической ситуации.

 

В рыночных условиях появляется новый  полноправный экономический субъект - покупатель. От его спроса и оплаты им товара напрямую зависит благосостояние производителя. Однако на его экономическое  поведение влияет не только качество, но и цена товара. Немалое влияние на выбор товара производят обычаи, традиции и т.д. Так, например, мусульмане не едят свинину, а американцы культивируют здоровый образ жизни - абсолютное большинство населения не курит, употребляет только обезжиренные и витаминизированные продукты.

Информация о работе Экономические институты