Экономические институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:58, реферат

Краткое описание

Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности из социологии.
Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

to institute.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 

Муниципализация означает передачу государственной властью права собственности на землю, строения, предприятия местным органам самоуправления.

 

Объектами муниципальной собственности  являются: водопроводная и канализационная  сеть, газовое хозяйство, электроснабжение, транспорт, жилой фонд и т.д.

 

7. Акционерная собственность. Разновидность  коллективной формы собственности.  Например, “Дженерал Моторз” собственность  фирмы принадлежит 3 млн. акционеров.

 

Акционерная собственность возникает  на основе добровольного объединения  денежных средств различных слоев населения. Акционерами учредителями выступают обычно банки, торговые и промышленные компании, предприятия, а также страховые компании. Собственность АО образуется путем выпуска в обращение акций. Доход на акцию называется дивидендом. Решающее значение в развитии АО имеет держатель 51 % акций - значить хозяин контрольных пакетов. Этим субъектом может быть государство, предприятие в числе своих работников, а также частные люди.

 

Акционеры несут риск убытков только в пределах своих акций.

 

Открытое акционерное общество имеет право проводить открытую подписку и продажу выпускаемых им акций.

 

Закрытым акционерным обществом  называется такое АО, акции которого распределяются только среди его  учредителей.

 

С известной долей условности можно  выделить 2 существующие сегодня базовые модели акционерной собственности:

 

1) англосаксонскую модель: 20-30% акций  иммобильны, надолго оседают в  руках немногих владельцев, формируют  контрольные пакеты; 70-80% акций подвижны, легко переходят из рук в  руки, становятся объектом торговли на фондовом рынке.

 

2) “континентальную” модель: у  постоянных акционеров сосредоточено  70-80% бумаг, а 20-30% поступают на  рынок и рассматриваются инвесторами  как объект временного помещения  средств.

 

Различие между этими 2-мя моделями в том, какая роль отводится рынку акций. Первая модель допускает, что из бумаг, обращающихся на бирже, можно сформировать новые контрольные пакеты. Биржа выступает здесь в качестве “рынка контроля”, который ставит судьбу каждого открытого акционерного общества в зависимость от присущих этому рынку критериев эффективности, высшим из которых является курс акций.

 

8. В последнее время все большее  значение приобретает интеллектуальная  собственность, представляющая собой  экономические отношения, связанные  с созданием и присвоением информации, изобретений, научных открытий, литературных и художественных произведений, других объектов интеллектуальной деятельности (т.е. плоды созидательного и интеллектуального труда), которая делает на сегодняшний день возможной так называемую “утечку мозгов”.

 

9. Смешанные формы.

 

Современная экономика характеризуется  многообразием изменений экономических  отношений, форм и институтов. Применительно  к собственности усложняется  внутреннее содержание отдельных форм.

 

Внутри отдельных форм соединяются черты разных форм собственности.

 

Например, внутри государственных  предприятий могут образоваться структуры частнопредпринимательского и кооперативного характера, и в  рамках государственных предприятий  образуются черты различных форм собственности. В переходной экономике Азербайджана этот процесс затронул все сферы, например, различные медицинские центры в государственных медицинских учреждениях функционируют на частных или кооперативных началах. Аналогичная структура имеется в государственных высших учебных заведениях.

 

10. Комбинированные формы.

 

Мы рассмотрели выше процесс  усложнения внутреннего содержания отдельных форм собственности. Современная  экономика в поисках эффективного функционирования и реализации проектов приходит к объединению различных форм собственности при сохранении каждой из них своего особого содержания.

 

В результате образуются комбинированные  формы.

 

К ним относятся современные  предприятия, холдинги, финансово-промышленные группы, концерны, тресты и другие формы  с равными правомочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

 

В финансово-промышленных группах  и иных объединениях могут участвовать  частные, государственные и иные формы без утраты своего базового качества.

 

Комбинированными могут быть не только формы собственности, но и отношения собственности. Например, государство обладает правом собственности на природные ресурсы. Субъекты федерации также обладают некоторыми правами. Фирмы также имеют свои правомочия на разработку недр. Сами фирмы могут быть представлены отечественными, зарубежными или совместными предприятиями. Каждый наделен своим кругом полномочий. В совокупности они образуют комбинированные отношения собственности по разработке природных ресурсов.

 

Развитие форм собственности на современном этапе характеризуется процессом интернационализации отношений собственности, в результате чего появляются совместные, смешанные предприятия, а также транснациональные корпорации. Все это дает основание говорить о существовании системы форм собственности.

 

Разгосударствление и приватизация

 

Нередко утверждают, что основой  рыночных отношений может быть лишь частная собственность, под которой  понимают собственность отдельных  лиц или индивидуальную частную  собственность. Мировой опыт показывает, что развитая экономика, цивилизованный рынок опираются на различные формы собственности. Объясняется это тем, что основой рынка является конкуренция, которая требует большого количества рыночных субъектов. Он безразличен к формам собственности. Но не безразличен к тому, насколько самостоятельны рыночные субъекты и насколько они свободны в своей хозяйственной деятельности (в рамках закона), не безразличен к условиям конкуренции.

 

Специфика азербайджанской экономики, определяющаяся тотальным господством  государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основных методов перехода к реальному многообразию форм собственности, как основы формирования рыночного хозяйства, как метода оптимизации структуры предпринимательства.

 

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить одна в другую. Этот процесс осуществляется разными методами. Рассмотрим важнейшие из них.

 

Приватизация - (от лат. privatus - частный) - это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

 

Приватизация может носить скрытый  характер, например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации. Приватизация является составной частью более широкого процесса разгосударствления экономики.

 

Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

 

Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности  в пользу частной и сокращения общественной, во-вторых, меняется экономическая роль и функции государства: государство перестает быть субъектом хозяйствования и начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий; замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

 

Разгосударствление не означает полного  ухода государства из экономической  сферы.

 

Современное производство не может  успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушаются, эффективность общественного производства снижается.

 

Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям:

 

1) разгосударствление процессов  присвоения, признание каждого работника  и трудового коллектива равноправным участником присвоения. Пример - демонополизация;

 

2) создание многообразных форм  хозяйствования, предоставления всем  формам предприятий равных прав  на свободу хозяйственной деятельности  в рамках закона;

 

3) формирование новых организационных  структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.д.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

 

Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это - центральная проблема перехода к рыночной экономике.

 

Различие между приватизацией  и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс  коренной трансформации отношений  собственности, а второе является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики в большей степени независимой от государства.

 

Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, Германия, Япония), тенденция к приватизации проявлялась слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах. Приватизация - длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе - 10-15 лет.

 

Цели приватизации

 

Стран рыночной экономики 

 

1. Сокращение задолженности государственного  сектора

 

2. Развитие рынка

 

3. Стимулирование предпринимательства

 

4. Расширение индивидуальных свобод

 

5. Развитие народного капитализма

 

6. Ослабление профсоюзов.

 

Цели приватизации

 

 Азербайджана 

 

1. Формирование слоя частных  собственников - предпринимателей

 

2. Повышение эффективности деятельности  предприятий

 

3. Создание конкурентной среды

 

4. Содействие демонополизации экономики

 

5. Привлечение иностранных инвестиций

 

6. Социальная защита населения  и развитие объектов социальной  инфраструктуры за счет средств  от приватизации.

 

В странах с развитой рыночной экономикой и переходной экономикой цели приватизации различны.

 

II Государственная программа приватизации  государственного имущества (2000 г.) разработана в соответствии с Законом Азербайджанской Республики “О приватизации государственного имущества” (1995 г.) и другими законодательными актами, а также с учетом опыта и результатов приватизации, осуществленной в стране в последние годы.

 

Главной целью II Государственной программы  является:

 

1) осуществление приватизации государственного  имущества в соответствии с  Законом Азербайджанской Республики  “О приватизации государственного  имущества”;

 

2) повышение эффективности национальной экономики на основе совершенствования структуры экономики и формирования условий для конкуренции;

 

3) формирование широкого слоя  частных собственников, являющегося  экономической основой рыночных  отношений;

 

4) развитие экономики путем привлечения инвестиций, в том числе иностранных инвестиций;

 

5) привлечение максимально широких  слоев населения в процесс  приватизации путем продажи государственного  имущества за государственные  приватизационные чеки:

 

6) завершение приватизации предприятий  и объектов, объявленных открытыми для приватизации в рамках I Государственной программы (на 1995-1998 гг.).

 

II Государственная программа определяет  классификацию предприятий и  объектов для приватизации, порядок  выбора способов приватизации  государственного имущества, использования государственных приватизационных паев (чеков) и т.д.

 

Приватизируемые государственные  предприятия группируются по малым, средним и крупным предприятиям следующим образом:

 

№ 

Отраслевая принадлежность  

Группировка по численности работников  

 

малые 

средние 

крупные 

 

1. 

Промышленность 

до 50 

50 - 150  

свыше 150 

 

2.  

Строительство 

до 50 

50 - 100  

свыше 100 

 

3. 

Транспорт и связь  

до 50 

50 - 100  

свыше 100 

 

4.  

Наука и  техника 

до 30 

30 - 75  

свыше 75 

 

5.  

Торговля, услуги 

до 25 

25 - 50  

свыше 50


Информация о работе Экономические институты