Государство как институт регулирования экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях остается предметом дискуссий. Как показывает мировой опыт, современная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Роль и значение государственных методов управления экономикой в настоящий период развития экономических отношений в России возрастает, формы управления изменяются. Это объясняется тем, что «стихийный» нерегулируемый переход к рыночным отношениям, характерный для России 90-х годов был чреват тяжелыми социально-экономическими последствиями.

Содержание

Введение
1. Государство как экономический субъект.
2. Функции государства и основные инструменты государственного регулирования экономики.
3. Способы вмешательства государства в экономику. Ограничение государственного вмешательства в экономику страны
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Эссе ТХП.docx

— 44.36 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Брянский филиал

 

Кафедра права


 

 

 

ЭССЕ

по дисциплине: «Теория хозяйства и права»

Тема: « Государство как институт регулирования экономических отношений»

 

 

 

Магистратура (продвинутый уровень)

 

СТУДЕНТКА

Артюхова Ю.С.

КУРС

1

НАПРАВЛЕНИЕ

Экономика

№ ЗАЧ. КНИЖКИ

100.04/120250

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Мартьянова Г.В.


 

 

Брянск — 2013

 

Содержание

 

Введение

1. Государство как экономический субъект.

2. Функции государства и основные инструменты государственного регулирования экономики.

3. Способы вмешательства государства в экономику. Ограничение государственного вмешательства в экономику страны

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях остается предметом дискуссий. Как показывает мировой опыт, современная  экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и  исполнительной власти. Роль и значение государственных методов управления экономикой в настоящий период развития экономических отношений в России возрастает, формы управления изменяются. Это объясняется тем, что «стихийный» нерегулируемый переход к рыночным отношениям, характерный для России 90-х годов был чреват тяжелыми социально-экономическими последствиями. 

Говоря о роли российского  государства в переходный период в рыночных отношениях, нельзя не отметить то, что значительная доля их сегментов ныне вообще не управляется. Поспешная ликвидация административных инструментов воздействия на экономические отношения привела к тому, что они оказались выведенными из сферы рыночного управления в теневой оборот, бартер, неплатежи и т.п.

В современных условиях рыночная экономика заняла лидирующую позицию  практически во всех странах мира и своим потенциалом доказала превосходство по отношению к  другим типам устройства ведения  хозяйства на национальном и глобальном уровнях.

В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы  важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории  своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны и т.п. выполняло  определенные функции в сфере  экономики: организация денежного  обращения, сбор налогов и т.д. В  современных условиях любая развитая рыночная экономика является экономикой смешанной уже в силу существования  наряду со свободным предпринимательством государственного регулирования, государственного сектора в национальном хозяйстве.

Отсюда и возник вопрос о возможном определении степени  влияния института государства  на экономику.

 

1. Государство как экономический субъект

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает как экономический  агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой  политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей  подчинения личных интересов общественным, сводит на нет все преимущества свободного предпринимательства, основанного  на конкуренции и рыночном ценообразовании.

Отношение к государственному вмешательству  в рыночную экономику было различным  на разных этапах ее становления и  развития. В период формирования рыночных отношений в ХVII и ХVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений  набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное  вмешательство и связанные с  этим ограничения как помеху своей  деятельности. Именно поэтому, пришедшие  на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, негативно оценивали  государственное вмешательство  в экономику.

Согласно трактовке идей экономического либерализма, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит “невидимая рука” - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная  сила экономического развития. Последователей этой теории относят к так называемой классической школе. Классическая концепция  не является достоянием истории. Идеи современных неоклассических концепций (монетаризм, теория рациональных ожиданий) исходят из классических воззрений  на рыночную экономику.

Разновидностью хозяйства, в котором  существовала крайне высокая степень  государственного монополизма, была построенная  в нашей стране централизованно  управляемая экономика. В ее основе лежало всеобъемлющее директивное  планирование, т.е. централизованное решение  вопросов о том, в каком количестве и что производить, какие при  этом должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда, и т.д. Задача составления сбалансированного, увязанного по всем статьям, плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности и статичности. Но даже в маловероятном случае появления сбалансированного плана система, где все действия экономических субъектов расписываются на пять лет вперед, оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям. Одна из причин - из сферы экономики исключалась частная инициатива. Все экономические агенты действовали на основе спускаемых сверху плановых заданий, приказов и распоряжений. Жесткая централизация создавала бюрократические ограничения развитию.

В варианте государственного монополизма  в управлении экономикой оказывается  блокированным конкурентный механизм, которому рыночная экономика прежде всего и обязана своей эффективностью.

Таким образом, вне зависимости  от господствующих экономических доктрин  никто и никогда не снимал с  национальных правительств ответственности  за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства. Кроме того, существуют сферы, которые  находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система и т.п.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

Вне зависимости от изменения концепций  государственного регулирования или  применения сразу нескольких из них  в конкретных ситуациях, на протяжении всего периода послевоенного  развития мировой экономики шел  поиск путей, при которых макроэкономическая роль государства обеспечивала бы условия  нормального функционирования рынка  как основы рационального хозяйствования.

Развитие рыночной экономики во второй половине ХХ в. выявило четко  обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства  и усиления его роли в экономической  сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо.

Многообразие задач, которые стоят  перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые  государством экономические функции: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, антимонопольное регулирование, проведение политики макроэкономической стабилизации, воздействие на размещение ресурсов, деятельность в сфере распределения доходов.

В реальных условиях все функции  переплетены между собой и  в комплексе воздействуют на экономическую  ситуацию. Например, антимонопольная  деятельность предполагает наличие  соответствующего законодательства, а  ее результаты будут сказываться  и на размещении ресурсов, и на  распределении доходов.

Прежде всего, на государстве лежит  ответственность за создание законов  и правил, регулирующих экономическую  деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной основы – это установление юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители, само государство. Это законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и многое другое.

Для предотвращения последствий, связанных  с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. За внешними формами коммерческих сделок зачастую стоят сговоры о ценах, дележ рынков сбыта и т.п., не говоря уже о криминальных разновидностях “деловой” активности, в которых также проявляется зло монополизма. Борьба с этими явлениями эффективна лишь на основе строгого государственно-правового регулирования.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики  не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянии экономики в целом.

2. Функции государства и основные инструменты государственного регулирования экономики

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто  не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение в стране. Государство  призвано корректировать те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму, оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству требуется также направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих. Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук, ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. И в этой области требуется вмешательство государства. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращение безработицы. На плечи государства ложатся и внешняя политика, регулирование платежного баланса, валютных курсов.

В целом государство реализует  политические и социально-экономические  принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в  рыночной экономике проявляется  через его функции, важными из которых являются следующие:

- создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов;

-  стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;

- социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;

- обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен.

Государство оказывает воздействие  на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование, государственное предпринимательство.

Государственные расходы  считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так  и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

Существенный элемент  расходов – трансфертные платежи. Сюда, как уже говорилось, относятся  различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов.

Государственное регулирование  способствует формированию хозяйственных  связей и пропорций, координированию  экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различный формах — законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Информация о работе Государство как институт регулирования экономических отношений