Экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:06, реферат

Краткое описание

Экономическая интеграция, является исторически сложившейся общностью, которая складывалась на протяжении многих лет. Она представляет собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой. Идея о тесной взаимосвязи между странами находила свое политическое выражение еще в древних странах.

Содержание

|Введение |Стр.1-3 |
|1) Экономическая интеграция. Определение, признаки, |Срт.4-9 |
|задачи. | |
|2) Проблемы экономической интеграции и их решение, на |Срт.10-15 |
|современном этапе | |
|3) Экономическая интеграция стран Европейского Союза. |Срт.16-32 |
|4) Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ в|Срт.24-31 |
|переходный период. | |
|Заключение |Срт.32-34 |

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая интегрлация.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Развивающиеся страны создают интеграционные группировки для преодоления проблем индустриализации. Число группировок в развивающихся странах составляет приблизительно от 35 до 40. Примером может служить

МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят

Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями группировки являются - снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса. 

Типы интеграции и признаки:

|Тип интеграции |Признаки |

|Зона свободной  торговли |Форма соглашения, когда  участники |

| |договариваются  о снятии таможенных |

| |тарифов и  квот в отношении друг друга. |

| |При этом  к третьим странам - у каждого  |

| |своя политика. Примеры: НАФТА, ЕЭС. |

|Таможенный  союз |Единая таможенная политика  по отношению к|

| |третьим странам.  Однако возникают и более|

| |серьезные  внутренние противоречия. |

| |Примером может  служить ЕЭС. |

|Общий рынок  |Полное устранение препятствий  для |

| |перемещений  всех факторов производства |

| |между странами-участницами.  В процессе |

| |решения находятся  такие вопросы, как: |

| |полное согласование экономической |

| |политики и  т.д., выравнивание |

| |экономических  показателей. |

|Экономический  союз |Возникает на этапе высокого |

| |экономического  развития. Проводится |

| |согласованная  (или даже единая) |

| |экономическая  политика и на этой основе |

| |идет снятие  всех препятствий. Создаются |

| |межгосударственные (надгосударственные) |

| |органы. Идут  крупные экономические |

| |преобразования  во всех |

| |странах-участницах. |

|Валютный союз |Форма экономического союза и  одновременно|

| |крупная составляющая  экономического |

| |союза. Характерными  чертами валютного |

| |союза являются: |

| |согласованное  (совместное) плавание |

| |национальных  валют; |

| |установление  по соглашению фиксированных  |

| |валютных курсов, которые целенаправленно |

| |поддерживаются  Центробанками |

| |стран-участниц; |

| |создание единой  региональной валюты; |

| |формирование  единого регионального банка,|

| |являющегося  эмиссионным центром этой |

| |международной  валютной единицы. |

| |В развивающихся  странах под валютным |

| |союзом понимают  клиринговые соглашения. |

|Полная экономическая  |Единая экономическая политика  и, как |

|интеграция |следствие,  унификация законодательной |

| |базы. |

| |Условия: |

| |общая налоговая  система; |

| |наличие единых  стандартов; |

| |единое трудовое  законодательство; |

| |и т.д. | 

Эта система  разработана ВТО и ГАТТ. 

Преимущества: 

1. Увеличение  размеров рынка - эффект от  масштабов производства (для стран  с малой емкостью национального  рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия. 

1. Возрастает  конкуренция между странами. 

2. Обеспечение  лучших условий торговли. 

3. Расширение  торговли параллельно с улучшением  инфраструктуры. 

4. Распространение  передовой технологии. 

Отрицательные последствия: 

1. Для более  отсталых стран это приводит  к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу  более сильных партнеров. 

1. Олигопольный  сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен. 

2. Эффект потерь  от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

Проблемы экономической  интеграции и их решение, на современном  этапе. 

Международное сообщество в любой сфере сотрудничества на основе двусторонних или многосторонних соглашений представляет собой систему отношений (политических, экономических, военных и др.), обусловленную принципами единства интересов отдельного субъекта международных отношений и самой системы. К подобному международному сообществу, как к системе середины 60-х годов, начали медленно продвигаться две группы стран Европы, принадлежавших к различным политическим системам: страны — члены СЭВ и ЕЭС.

Первоначально эти две системы региональных международных объединений формировались, прежде всего, на основе «набора» элементов  совместимости в области экономики и идеологии, наиболее общих интересов развития и защитных барьеров. 

В процессе исторического  противоборства двух идеологических лагерей  наибольшего «успеха» достигло западноевропейское сообщество, в то время как социалистический лагерь ушел с исторической арены. Однако вряд ли международное сообщество выиграло с его утратой. 

Достигнутые за последнее время определенные положительные  политические, экономические и, как  следствие, — социальные результаты в странах — членах Европейского Союза дают основание и часто повод к выводу об уникальности и универсальности тех механизмов и принципов, на основе которых создано западноевропейское сообщество. Нередко складывается иллюзорное представление о магической силе этого западноевропейского союза и его возможностях для каждого, вступившего в это объединение в надежде обеспечения высоких социальных стандартов и стабильных гарантий процветания для своей страны. В то время как в странах Европейского Союза в 1992—1996 гг. валовой внутренний продукт рос на 1—2% в год, в странах СНГ — уменьшался в среднем на 10% в год. 

Анализ показывает, что по уровню валового внутреннего  продукта и валового национального  продукта на душу населения Россия сопоставима с

Уругваем, где  соответствующие показатели составили 6070 и 3470 долл.,

Панамой — 5600 и 2470 долл., Бразилией — 5240 и 2810 долл. соответственно, а в России 6140 и 2820 долл. Другие страны бывшего СССР находятся далеко позади от показателей уровня ВВП и ВНП  на душу населения в России, хотя, в настоящее время экономика Казахстана заметно выросла по сравнению с

Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Общество этих стран  сегодня оказалось за критической  чертой национальной безопасности, которую  в геополитическом плане можно  охарактеризовать как «закритическую». 

Так, например, по объему внутреннего валового продукта как основному показателю экономического развития, Россия в 10 раз уступает США, в 5 раз —

Китаю, вдвое  — Германии и Индии.[1] 

На пути интеграции развивающихся стран всего мира можно выделить четыре основных препятствия: 

1. Интегрирующиеся  страны слабо дополняют экономики  друг друга, что сдерживает  процесс интеграции; отсюда следует,  что необходимы структурные изменения; 

1. Не развита  инфраструктура; 

2. Различия уровней  и потенциалов развития; 

3. Политическая  нестабильность. 

Экономическая интеграция центрально-азиатских государств, в том числе в рамках Центрально-азиатского Экономического Сообщества (ЦАЭС), идет очень медленно. Основной причиной низких темпов интеграционных процессов в странах Центрально-азиатского региона и странах бывшего СССР является

"слабая взаимодополняемость"  экономик государств, ориентированных,  в основном, на экспорт сырьевых  материалов, которые нередко конкурируют  между собой на внешних рынках, что тормозит региональную торговлю. Нехватка капитала в центрально-азиатских республиках не позволяет им также развивать активное сотрудничество в актуальной для них инвестиционной сфере. 

Нельзя и не сказать о том, что с момента  развала Советского Союза, за сравнительно длительный промежуток времени было подписано много документов, которые теоретически способствуют развитию отношений между странами, развитию экономик. Но все подписанные документы на практике ничего не значат и как мы видим интеграционные процессы протекают очень медленными темпами. 

Например: Более  чем сто договоров, подписанных  между Украиной и

Белоруссией, в  том числе те, которые были ратифицированы Верховной Радой, как сообщил  спикер парламента Александр Ткаченко, оказывается, "не работают". 

Другой сдерживающий фактор - проведение странами разной экономической стратегии. Если Казахстан и Кыргызстан осуществляют политику ускоренных рыночных реформ, то в Узбекистане и, особенно, в Туркменистане до сих пор сохраняются многие элементы экономики советского периода, что существенно затрудняет выработку "единых правил" ведения взаимной торговли.

В этой связи  в ближайшие несколько лет  экономическое сближение республик  будет происходить в замедленном  темпе. Однако этот процесс значительно  ускорится после выхода стран региона из экономического кризиса. 

В настоящее  время индустрия многих стран  СНГ работает лишь на 10% своих мощностей. Проблемы, с которыми сталкиваются страны, одинаковы на всем постсоветском  пространстве и решать их гораздо  проще, объединив свои усилия в рамках СНГ. И, по-видимому, не случайно, что в настоящее время идет поиск новых путей взаимоотношений. 

Решить проблемы экономической интеграции стран, не так легко как кажется. Казалось бы, для преодоления всех барьеров нужно решить 4 основных проблемы экономической интеграции, проблемы, также характерные тому или иному региону или стране, в результате чего решаются все противоречия.

Однако это  не так, нужно создавать и соблюдать  соглашения, договора, нужно учитывать  геополитическое положение страны, экономическое развитие и главное-желание к объединению в единый механизм. 

В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых

Государств подписали  Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция  трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках

Содружества Независимых  Государств с учетом сложившихся  в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками  необходимости формирования общего экономического пространства, основанного  на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно- кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей. 

За восемь лет  существования договора об экономическом  союзе, и сотрудничестве, мало, что  изменилось с момента его подписания. Хотя государства понимают необходимость  создания единого экономического пространства, они не могут, объединится из-за таких факторов как, единая налоговая и таможенная система, единая валюта, свободное перемещение капиталов, услуг и рабочей силы. Эти вопросы должны решаться более серьезно. Хотя в настоящее время и есть идеи объединения, они очень слабы, и порой, кажется, что государства просто хотят, насладится своей независимостью, тем самым тянут всю экономику на более низкий уровень. 

Можно предположить, что государства просто еще не созрели для такого объединения, но все же оно произойдет. Развитие экономического роста стран идет, хоть и медленными темпами. Различие в развитии стран уже сейчас видно

«на лицо», так  некоторые страны вырываются вперед и начинают развиваться более  быстрыми темпами по сравнению с  другими странами. Так, например,

Россия, Белоруссия, Казахстан уже сейчас поднимаются на более высокий уровень, чем Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан. 

29 марта 1996 года  Республика Беларусь, Республика  Казахстан,

Информация о работе Экономическая интеграция