Экономическая интеграция стран снг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:53, реферат

Краткое описание

Важнейшим событием конца ХХ в. стал распад экономической системы социализма и построенной на ней системы международных эк. отн. После 50 лет существования развалилась организация Совета Экономической Взаимопомощи, включ. 10 социалистических стран, расположенных на трех континентах. Перед прекращением деятельности СЭВ на долю стран, входивших в эту организацию, приходилось 25% производимого в мире национального дохода.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН СНГ.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН СНГ

Важнейшим событием конца  ХХ в. стал распад экономической системы  социализма и построенной на ней  системы международных эк. отн. После 50 лет существования развалилась  организация Совета Экономической  Взаимопомощи, включ. 10 социалистических стран, расположенных на трех континентах. Перед прекращением деятельности СЭВ на долю стран, входивших в эту организацию, приходилось 25% производимого в мире национального дохода.

Правительство вновь  образованных государств, формируя свои экономические цели и приоритеты, сознавали невозможность ликвидации исторически сложившегося разделения труда между бывшими союзными республиками. Взаимосвязь между бывшими республиками была столь велика, что необходимо было поддержать основные хозяйственные связи.

Интеграционные тенденции  на постсоветском пространстве порождаются  следующими основными факторами:

  • разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;
  • желанием широких масс населения в странах - членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;
  • технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

Однако интеграционные процессы наталкивались и на противоположные тенденции, определявшиеся, прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. 

Немалое значение для  определения реальной позиции стран  по отношению к интеграции в рамках СНГ имели расчеты на помощь Запада в том случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией.

С 1992 по 1998 гг. в органах  СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Центрально-Азиатским экономическим сообществом (ЦАС)  Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан Таможенным союзом, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Евразийского экономического сообщества. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан

 Большая часть из  них «осталась на бумаге» по разным причинам, но главным образом из-за нежелания стран – членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, отсутствие у него контрольных функций. Пока ни одно наиболее крупное решение (о создании экономического союза, зоны свободной торговли, платежного союза) не было выполнено. Прогресс был, достигнут только в отдельных частях этих соглашений.

ВЫВОДЫ:

Интеграция  в СНГ опирается на такие объективные  факторы, как сложившиеся в прошлом  разделение труда, технологическая  взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного пространства.

Главные препятствия интеграции – опасения в странах – членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства новой социально-экономической системы.

Результаты  интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего существования.

 

 

 

 

Геополитика ЕС

Объединение Европы – это одно из самых значительных геополитических  событий XX века. Объединенная Европа – это новое образование, которое еще не похоже на федеративное устройство, но уже и не является простым географическим пространством, где умещаются суверенные государства. Европейский Союз намного превышает возможности отдельно взятой страны, и в то же время он стал организацией большей, чем конфедерация. Это сообщество с неограниченным сроком действия, имеющее свои собственные институты, собственное лицо, реальную власть, которая зиждется на ограничении суверенитета отдельных государств и передачи полномочий Сообществу. В результате масштабной и глубокой интеграции Европейский Союз стал мощным геополитическим центром.

• Территориальный ресурс – в ЕС входят 27 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония. Переговоры о вступлении в ЕС предстоит начать в ближайшее время Хорватии. Давно идут переговоры о вступлении в ЕС Турции, но это событие осложняется рядом проблем. Брюссель требует от Анкары открыть свои порты для судов с греческого Кипра, являющегося членом ЕС, а Турция в качестве предварительного условия выдвигает требование снять экономическую блокаду с оккупируемого ей Северного Кипра. Некоторые страны ЕС, прежде всего Франция, требует принятия Турцией ответственности за армянский геноцид 1915 года, с чем Турция до сих пор не согласна. Кроме того, страны ЕС опасаются огромной миграции граждан Турции в Европу, где и так в настоящее время много проблем, прежде всего социальных.  
 
• Демографический потенциал. В результате расширения союза численность населения ЕС увеличилась до 450 миллионов человек, что почти в полтора раза больше численности населения США. Численность ЕС увеличивается за счет населения вступающих в него стран, что отчасти способствует решению острой демографической проблемы в Европе. Для европейских стран характерно стабильное снижение рождаемости, что увеличивает уязвимость континента по следующим аспектам: (1) бюджетные проблемы (старение населения приведет к увеличению социальных выплат из бюджетов, а это снизит конкурентноспособность страны в геополитике); (2) зависимость от иммиграции (В ЕС проживает 18 млн. эмигрантов, что составляет 4% от населения ЕС. Если иммиграция становится значительной и не ассимилируется, это может порождать и уже порождает в ряде европейских стран социальную напряженность); (3) потеря конкурентноспособности (когда в результате продолжительного падения рождаемости рабочая сила становится редкостью, ее стоимость возрастает); (4) уменьшение способности к культурной экспансии (в результате уменьшения численности населения страна, как правило, теряет способность к распространению своей культуры, иллюстрацией чего может служить факт распространения арабского языка в Европе).  
 
• По экономическому потенциалу ЕС можно сравнивать с США. В ЕС входят страны в основном преуспевающие в экономическом развитии страны. В 2002 году до вхождения в ЕС десяти стран европейская экономика составляла 82% от американской. Десять стран, вошедших в ЕС, не увеличили серьезные совокупные показатели. На ЕС не только приходится несколько большая доля всего мирового экспорта (20% по сравнению с 18% у США); у него имеется даже небольшой активный торговый баланс. ЕС не находится в такой зависимости от притока иностранного капитала, как США. По сути, ЕС является чистым экспортером капитала. Создание Европейского валютного союза привело к быстрому росту на рынке европейских ценных бумаг. По данным Банка международных расчетов, около 47% всех международных облигаций, выпущенных с первого квартала 1999 года, составляли облигации в евро по сравнению с 45% в долларах. С февраля 2002 года доллар упал по отношению к евро на 27%.  
 
• В военной сфере Европейскому Союзу трудно конкурировать с США. Более того, происходит увеличение разрыва в военной мощи между Соединенными Штатами и Европейским союзом. поскольку совокупные расходы европейских стран составили всего 40% от расходов США в 1989 году, 30% - в 1990 году и менее 23% - в 2000 году. Оборонные бюджеты всех стран ЕС вместе взятые вдвое меньше, чем оборонный бюджет США. Соединенные Штаты вкладывает в НАТО на 30% средств больше, чем европейские члены. Но совокупные военные расходы стран ЕС (175 млрд. долл.) превышают военные расходы России, Японии или Китая вместе взятые. С точки зрения численности вооруженных сил, страны ЕС сейчас опережают США (1,8 миллиона человек в ЕС против 1,5 миллиона в США) и отстают только от Китая (2,5 миллионов человек). В ЕС входят две державы (Великобритания и Франция), имеющие ядерный потенциал. В 2000-2001 годах войска стран-членов ЕС принимали участие в миротворческих операциях ООН в семь раз чаще, чем войска США. Ожидается, что через десять лет Евросоюз будет способен развертывать в операциях за рубежом до 200 тыс. военнослужащих – это в 4 раза больше его нынешних возможностей. 
 
• Франция и Великобритания – ведущие страны ЕС - являются постоянными членами Совета безопасности ООН, где принимаются важные геополитические решения и как члены Совета безопасности имеют право вето; 
 
• Политический потенциал. ЕС постепенно складывается в полноценный политический союз демократических государств с сильными институтами правления, что свидетельствует об углублении интеграции (уже не конфедерация, но еще не федерация). Но в некоторых отношениях ЕС уже имеет квазифедеральный характер. Это наиболее заметно в правовой сфере.

Геополитическая перспектива  в отношениях США – ЕС – скорее не соперничество, а партнерство, не лишенное проблем. Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз понимают, что способны извлечь намного больше пользы от трансатлантического сотрудничества. Их союз имеет длительную историю. В настоящее время Северная Америка и Европа в совокупности составляют единое цивилизационное, геоэкономическое и геополитическое пространство, именуемое «Запад». У них больше общего, чем различного во всех сферах жизни. Они нуждаются друг в друге и зависят друг от друга. Это наиболее очевидно в экономической сфере. Почти четверть экспорта ЕС идет в США, а пятая часть импорта ЕС поступает из США. Не менее 45% общих прямых иностранных инвестиций приходится на ЕС. Значительная часть федерального долга США и долгов американских корпораций принадлежит европейским инвесторам и институтам. Укрепление атлантического союза, оживление и укрепление партнерских отношений с США – это геополитическая задача, которая входила в избирательную программу президента Франции Н. Саркози и канцлера Германии А.Меркель. Европейская поддержка Соединенных Штатов при решении геополитических проблем придает легитимность американской политике, помогает более равномерно распределить бремя сохранения международной безопасности, распространения демократии и решения гуманитарных проблем. «Представляя более 15 процентов мирового населения, но производя более половины мирового валового продукта, государства Северной Атлантики и в самом деле обязаны содействовать облегчению глобальных проблем, для решения которых у большей части мира нет ни материальных, ни технологических ресурсов. Сама природа предмета требует от этих стран, чтобы они подошли к нему, объединив усилия, разработав институты и процедуры, без которых невозможно достигать невоенных целей, прежде всего не стоявших на повестке дня атлантического сообщества» .

Благоприятное геополитическое значение для Европейского Союза имеет тот факт, что развивающиеся страны более позитивно относятся к нему, нежели к США. Причиной этого является то, что ЕС стремится обрести геополитическое влияние и авторитет не с помощью «жесткой» силы, а используя такие инструменты, как договоры, соглашения и законы, связывающие государства общими стандартами. Такой тип геополитического влияния работает в масштабе довольно длительных временных периодов и направлен больше на демократическое переустройство мира, чем на достижение сиюминутных тактических успехов. По данным лондонского Центра европейских исследований, 80 государств с населением 1,3 млрд. человек тесно связаны с ЕС: для них он является крупнейшим торговым партнером, основным источником внешних кредитов, зарубежных инвестиций и экономической помощи, - таким образом, треть населения земного шара живет в европейской зоне влияния. Страны ЕС заметно опережают США в оказании помощи развивающимся странам. При рассмотрении официальных бюджетов помощи с учетом множества соответствующих факторов оказывается, что совокупные бюджеты помощи стран-членов ЕС почти втрое больше бюджета помощи США. Кроме того, ЕС оказывает большую помощь через Бюро гуманитарной помощи Европейской Комиссии, Европейское агентство по реконструкции и Европейский банк реконструкции и развития.

В настоящее время  Европейский Союз озабочен проблемой  энергетической безопасности и считает, что в ближайшей перспективе  предстоит обострение конкурентной борьбы на рынке энергоресурсов. Как считает политическая элита ЕС, дело осложняется тем, что эта борьба окрашивается в политический цвет, ибо уже очевиден переход от «прозрачного» и понятного свободного рынка к принципу межгосударственных соглашений, использование добывающими странами нефтегазовых ресурсов для продвижения своих геополитических целей. Особенно громко об этом заявляют Иран и Венесуэла. Но и Россия, по мнению ЕС, дает понять, что централизация ее нефтяной индустрии – это политический рычаг. После украинского и белорусского трубопроводных кризисов европейцы задумались о надежности российской «трубы», ибо боятся зависимости от России (Россия – основной поставщик газа в страны ЕС и занимает второе место по поставкам в ЕС нефти) и с недоверием относятся к допуску Газпрома на свой внутренний рынок, потому что это монополия, более того, монополия государственная. Обеспечить энергетическую безопасность Евросоюз намерен с помощью диверсификации путей получения энергоресурсов.

 

 

ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ

 

Типология конфликтов – это попытка классификации объектов в науке конфликтологии. В настоящее время существует множество способов структуризации конфликтов по их признакам, однако ученые так и не пришли к общему мнению, которая из классификаций наиболее универсальна и может применяться в любой сфере. В социальных науках типология и классификация весьма затруднительны из-за сложности компонентов, которые имеют разные оттенки значений и зачастую взаимосвязаны между собой. Именно поэтому в данной статье мы рассмотрим несколько вариантов типологии конфликтных ситуаций.

 

Типология конфликтов по количеству участников

Итак, здесь  существует 4 вида конфликтов:

*Межгрупповой. Это такой конфликт, который возникает между двумя или более группами людей. Количество участников здесь не ограничено. Яркий пример межгруппового конфликта – элита и массы или националисты и космополиты. Здесь группы преследуют несовместимые цели, имеют разную систему ценностей и образ жизни, что приводит к противоречию.

*Конфликт между личностью и группой. Он возникает, когда поведение отдельной личности в группе не соответствует ее правилам, интересам, ценностям и потребностям.

*Конфликт между личностями. В этом случае люди являются участниками одной группы, однако они имеют противоположные взгляды на какие-либо важные для них явления или процессы. Также здесь представлен и такой вариант отношений, когда две личности стремятся к достижению цели при условии, что достичь желаемого может только одна из них.

*Внутриличностный. Он возникает, когда в личности возникает противоречие между двумя интересами, которые одинаково важны для нее. Примеры личностных конфликтов зачастую ярко изображены в психологических романах.

Типология конфликтов по длительности

*Кратковременный. Это категория острых конфликтов, которые имеют яркую эмоциональную окраску. В этом случае люди выражают свое негативное отношение аффективно, что иногда приводит к трагическим результатам. Здесь большую важность имеет не столько радикальность позиций, сколько проявление характера оппонентов.

*Длительный. Такой тип конфликтов также, как и предыдущий, является острым, однако их отличие в том, что данный тип обладает устойчивым противоречием в позициях оппонентов.

*Вялотекущий. Это слабовыраженный тип, характерен для ситуаций, в которых между людьми возникает небольшое противоречие. Он часто возникает, если одна из личностей не заинтересована в открытой конфронтации.

*Быстротекущий. Это одна из самых «удачных» форм конфликтов, поскольку чаще всего ситуация разрешается примирением оппонентов.

Типология конфликтов по причинам возникновения

*Идеологический. В его основе лежит противоречие в установках личностей на государственные, коллективные, ценностные и социальные вопросы.

*Экономический. Здесь присутствует проблема обеспечения, когда одна личность (или группа) заинтересована в материальном обеспечении с помощью другой.

*Семейно-бытовой. Он обусловлен дисгармоничностью родственных отношений. Причинами таких конфликтов могут быть как мелкие бытовые проблемы, так и идеологические расхождения.

*Социально-психологические. Здесь причиной конфликта выступает, в первую очередь, психологическая несовместимость личностей, которые могут осознавать причины неприязни либо не иметь уместных аргументов.

По направленности конфликты  делятся на "горизонтальные", "вертикальные" и "смешанные". К "горизонтальным" относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу. К "вертикальным" конфликтам от- носятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и "вертикальные" и "горизонтальные" составляющие. По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Неконструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его. 

Информация о работе Экономическая интеграция стран снг