Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей работы – рассмотреть, что такое международная экономическая интеграция, какие существуют типы интеграционных группировок, развитие интеграционных группировок в Южной Америке.

Содержание

едение. ………………………………………………………………..2
1.Сущность международной экономической интеграции…………..4
2.Типы интеграционных группировок……….…….………………….5
3.Интеграционные группировки в Южной Америке……………..….7
3.1.Процесс развития латиноамериканских группировок…………7
3.2.Общий рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР)..... …..…….11
3.3.Андское сообщество………………………….. ……...………….15
3.4.Карибское сообщество (КАРИКОМ)…………………………….19
Заключение…….………………………………………………………25
Библиографический список…………………………………..……....27

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Ведение. ………………………………………………………………..2                                                                                                                          

1.Сущность международной экономической интеграции…………..4

2.Типы интеграционных группировок……….…….………………….5

3.Интеграционные группировки в Южной Америке……………..….7

3.1.Процесс развития латиноамериканских группировок…………7

3.2.Общий рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР)..... …..…….11

3.3.Андское сообщество………………………….. ……...………….15

3.4.Карибское сообщество (КАРИКОМ)…………………………….19

Заключение…….………………………………………………………25

Библиографический список…………………………………..……....27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Латиноамериканский континент  на протяжении многих десятилетий развивался преимущественно на побережье, в  силу ряда причин страны имели сильную раздробленность, в том числе:

- историческое прошлое,  природно-географические условия  и рельеф (Кордильеры, экваториальные  леса), отсутствие транспортной сети (по мнению самих южноамериканцев)  сильно отличает данный регион от компактной территории Западной Европы;

- изначально на очень  низком уровне находился взаимообмен,  внутренние национальные экономики  не дополняли друг друга, а  были ориентированы на экспорт;

- переход многих латиноамериканских  стран к модели открытой экономики, через которую надеялись модернизировать структуру, увеличить объемы экспорта, то же не принес особых успехов, так как основным ассортиментом продукции были сырье и материалоемкое производство;

- большие объемы внешнего  долга, низкие цены на сырье и материалы на мировых рынках также не способствовали значительным финансовым потокам.[5,с.106]

В связи с мировым  опытом развития страны Латинской Америки выдвинули новую теорию региональной интеграции, представляющую собой не альтернативу интеграции в мировое хозяйство, а оптимальную, на их взгляд, базу для развития связей Латинской Америки с иными районами мира. В результате чего была поставлена проблема изменения старого стиля интеграции, нацеленной сначала на замену ввоза в рамках региональных рынков, что не отвечало новейшей модели развития латиноамериканских стран. Начала разрабатываться четко сформулированная теория «открытого регионализма», т. е. интеграция, образованная на низких таможенных барьерах и более раскрытая для мирового рынка.

Цель моей работы – рассмотреть, что такое международная экономическая интеграция, какие существуют типы интеграционных группировок, развитие интеграционных группировок в Южной Америке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность международной экономической интеграции.

 

Интеграция (лат.integratio) – восстановление, восполнение, объединение в целое каких-то частей, элементов. Это слово используется в разных областях науки, техники, а также в политике и общественной жизни. В экономическом смысле интеграция подразумевает экономический процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств преимущественно с однотипным общественным строем и одинаковым уровнем развития и рассматривается как качественно новый этап интернационализации хозяйственной жизни. Интернационализация хозяйственной жизни предполагает формирование устойчивых производственно-экономических связей между отдельными странами на основе международного разделения труда. [5,с.78]

Интернационализация хозяйственной  жизни на современном этапе принимает всеохватывающий характер, т.е. усиливает взаимозависимость экономик, социальных процессов – науки, образования, подготовки рабочих кадров, инженерного персонала, использования сырьевых ресурсов, валютных отношений, экономических проблем.

Таким образом, международная экономическая интеграция – процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. [5,с.79]

 

 

 

 

 

 

  1. Типы интеграционных группировок

 

I тип.  Зона свободной торговли (ЗСТ) - страны-участницы договариваются между собой о снижении ими таможенных пошлин во взаимной торговле. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы, т. е. на стадии зоны свободной торговли страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но при этом сохраняют полную свободу действий в экономических связях с третьими странами: отмена или ввод новых пошлин, заключение торгово-экономических соглашений. В этой связи между странами-участницами зоны свободной торговли сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие "происхождение товаров", пересекающих их государственные границы, особенно льготный провоз товаров третьих стран. [5,с.82]

II тип.  Таможенный союз (ТС). Здесь также сохраняются принципы свободной торговли, но принимается единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. В рамках данного интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Это дает возможность более надежно защитить свое единое региональное рыночное пространство и усилить позиции на международной арене. Негативным моментом при этом является то, что участники экономической интеграции в отдельности определенно теряют свой суверенитет на внешнеэкономическом пространстве. Но таможенный союз представляет собой более совершенную, чем зона свободной торговли интеграционную структуру. Проводя единую внешнеторговую политику по отношению к торговым тарифам, страны таможенного союза регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и итоговых цен. Это, в свою очередь, способствует переориентированию ресурсов в рамках ТС, рационализирует производство в соответствии с теорией сравнительных преимуществ. [5,с.83]

III тип  экономической интеграции. Общий  рынок, при котором сохраняются принципы свободной торговли, таможенный комплекс плюс свободное перемещение рабочей силы, капитала, услуг между странами. Общий или единый рынок рассматривается как качественно более высокая степень экономической интеграции. По мнению специалистов для формирования зрелого рыночного пространства необходимо достигнуть еще ряд параметров:

- выравнивание  уровня налогов;

- устранение  бюджетных субсидий отдельным предприятиям;

- преодоление  различий в национальных трудовых  и хозяйственных законодательствах;

- координация  национальных кредитно-финансовых  структур

Соблюдение приведенных  параметров и дальнейшая координация  налоговой, кредитной, валютной, промышленной и сельскохозяйственной политики в итоге подводит к образованию действительно единого общего рынка и дает импульс для перерастания интеграционной группировки в качественно новую ступень - Экономический союз.

Экономический союз (ЭС) сохраняет принципы первых трех типов интеграционных объединений и добавляет создание системы межгосударственного регулирования и проведения единой экономической политики. Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем таможенного союза или общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - Политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм [5,с.85]

 

 

 

  1. Интеграционные группировки в Южной Америке

 

    1. Процесс развития латиноамериканских группировок

 

Для стран Латинской  Америки, как и для большинства  других развивающихся государств, характерно однобокое развитие экономики, полностью зависимой от колебаний мирового капиталистического рынка.

В настоящее время  страны Латинской Америки, пройдя путь от колониальной зависимости до политической и экономической самостоятельности, занимают промежуточное положение между высокоразвитыми и развивающимися странами мира. По темпам и уровню развития, степени участия в международном разделении труда особенно выделяются три латиноамериканских гиганта – Мексика, Бразилия, Аргентина.[5,с.225]                                                                                                                      

Процесс латиноамериканской интеграции начался в 1960-е гг., когда были подписаны первые соглашения об интеграционных группировках.

Первой интеграционной группировкой стала Латиноамериканская зона свободной торговли – ЛАСТ (Latin America Free Trade Agreement – LAFTA), созданная на основе Договора Монтевидео, поставившего цель формирования зоны свободной торговли в западном полушарии. В ее состав вошли 11 стран: Мексика, Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла. Группировка объединила 85% стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Это – крупные и средние по объему ВВП страны. Они преследовали чисто экономические цели по содействию индустриализации экономик и расширению рынков сбыта. Огромная экономическая дифференциация между странами не позволила полностью реализовать проект. В его рамках была создана система взаимных торговых преференций, основу которых составляли, прежде всего, товары, не являвшиеся предметом взаимного экспорта. Страны проводили протекционистскую торговую политику, положенную в основу концепции импортного замещения. Были  подписаны торговые соглашения в субрегиональных рамках, призванные снизить экономическую дифференциацию, повысить уровень экономического развития на основе проведения политики импортозамещения. 

Спустя два десятилетия (1980 г.) ЛАСТ была переименована в Латиноамериканскую Ассоциацию интеграции (ЛАИ – Association of Latin American Integration– ALAI), более гибкое соглашение, позволявшее заключать торговые соглашения между 2/3 партнерами, но зона свободной торговли, так и не была создана. [1,с.1]                                                                                                                      

Второй интеграционной группировкой Латинской Америки стал Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР / Central American Common Market – CACM), образованный в 1960 г. в составе 5 стран Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа, Коста-Рики). Страны члены намеревались сформировать таможенный союз, но достигли только зоны преференциальной торговли в период до 1990-х гг. В первые годы функционирования ЦАОР снижение пошлин способствовало росту взаимной торговли, но в дальнейшем доля взаимного товарооборота в совокупной торговле снизилась. В целом, за 1990-2002 гг. взаимный экспорт группировки увеличился с 667 млн.долл. до 2598 млн.долл., а удельный вес снизился с 15,3% до 11,5%. В 1993  г. страны предприняли попытку возродить группировку на основе подписания нового соглашения. Хотя в 1990-е гг. интеграционные мероприятия в ЦАОР стагнировали, но с началом нового века удалось преодолеть неблагоприятные тенденции и сформировать таможенный союз. В 2000г. страны ввели общий таможенный тариф со ставками пошлин 0,15%. Одновременно активизировалась деятельность ЦАОР в формировании зон свободной торговли с другими странами – США (о создании Центральноамериканской зоны свободной торговли – КАФТА), с Доминиканской республикой. Страны Северного треугольника (Сальвадор, Гватемала, Гондурас) подписали соглашение с Мексикой в 2000г. Есть соглашения о двусторонних зонах свободной торговли – между Никарагуа и Мексикой (1997г.), между Коста-Рикой и Мексикой (1994г.). 

Третья старейшая группировка в регионе объединила страны Карибского бассейна. В 1968 г. создана Организация Восточнокарибских государств - ОВКГ(б.название - Восточнокарибский общий рынок, Organization of Eastern Carib bean States – OECS) и в 1973 г. – Карибское сообщество (КАРИКОМ) в составе 14 стран. В настоящее время КАРИКОМ – таможенный союз. [1,с.3]

 Еще одна ведущая  группировка в Латинской Америке – Андское сообщество (1969г.) в составе 5 стран – Боливии, Колумбии, Эквадор, Перу и Венесуэлы на рубеже двух веков также достигла такой формы экономической интеграции как таможенный союз.

Намеченные цели по интеграционному сближению и созданию зон свободной торговли или таможенных союзов в период 1960-1980 гг. так и не были выполнены по объективным и субъективным экономическим и политическим причинам.

В целом, по данным Всемирного банка, в Латинской Америке выделяют 21 соглашение о достижении той или  иной формы интеграции. Условно все соглашения можно подразделить на две группы. Первая группа – соглашения «первого поколения», созданные по модели Латиноамериканской Ассоциации интеграции, а вторая группа – соглашения «второго поколения», взявшие в качестве модели соглашение НАФТА.

Первая модель нацелена на ликвидацию торговых ограничений  во взаимной торговле, ее основой стали  принципы Договора Монтевидео, своего рода «Хартии» ЛАИ. Подобная модель положена в основу 8 зон свободной торговли – между Чили и Мексикой (1992г.), между Чили и Венесуэлой (1993г.), между Боливией и Чили (1993г.), между Колумбией и Чили (1994г.), между Чили и Эквадором (1995г.), между Меркосур и Чили (1996г.), между Меркосур и Боливией (1997г.), между Чили и Перу (1998г.).

Информация о работе Международная экономическая интеграция