Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 12:00, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет экономической теории
В повседн-й жизни люди сталкиваются с необх-ю покупать и продавать, получать денежные доходы, распределять их, формировать личные, семейные и гос. бюджеты, откладывать и использовать сбережения. Мат-е полож-е людей во многом зависит от сост-я дел на биржах, от валютных курсов и банковских процентных ставок.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_ekzamenu_po_ekonomike_-_98_kak_v_konsp.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)
  1. стабилизация экономики с помощью макроэкономической политики:

Уже на стадии становления рыночной экономики велась борьба с инфляцией, с эконом. кризисами. Этого можно достичь с помощью разумного использования налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также тщательно отрегулированной финансовой системы. В последние годы правительства развитых стран осуществляют политику поддержания экономического роста, которая включает:

    • субсидирование и поощрение научно-исследовательских работ;
    • расширение системы образования и обучения;
    • поддержание высокого уровня занятости;
    • политику кредитно-денежной экспансии. Так, путем снижения процентных ставок можно ускорить темпы капиталообразования. В целях стимулирования инвестиций используется также политика ускоренной амортизации, т. е. фирмам предоставляется право устанавливать амортизационные отчисления в размерах, значительно превышающих действительный износ зданий и оборудования. Тем самым снижается сумма налога, ибо амортизация входит в издержки.
  1. представление экономических интересов страны за рубежом.

Правительство представляет интересы своей страны на международной арене и заключает выгодные соглашения с другими странами по широчайшему ряду вопросов. Международные сферы экономической политики можно разделить на четыре группы:

  • уменьшение торговых барьеров. Важная функция экономической политики заключается в гармонизации законов и уменьшении торговых барьеров для установления плодотворной международной специализации и разделения труда;
  • программы помощи бедным странам. Это обусловлено большой дифференциацией населения по получаемым доходам;
  • координирование макроэкономической политики.. С ростом эконом. взаимозависимости стран необходима координация их налогово-бюджетных и кредитно-денежных политик, валютных курсов и т. д., что важно для борьбы с безработицей и инфляцией;
  • защита окружающей среды. Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:
  • государственная налогово-бюджетная и финансово-кредитная политика, обеспечивающая рост страны и социальную стабильность;
  • усиление государственного регулирования в периоды экономических кризисов;
  • развитие рыночных форм организации экономики.

Совр. рыночная экономика явл. гос. регулируемой. Более того, совр-е демократ-е гос-во явл. гарантом цивилизов-ти, оптим-ти и стабильности рыночной экономики.

 

47. Налоговая система: сущность, значение и виды налогов.

Для того чтобы выполнять свои функции, государству необходимы средства. Конкретным их воплощением является бюджет. Основным источником доходов бюджета выступают налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей.

Принято различать две основные функции налогов:

  1. Фискальная функция – выражается в формировании государственных денежных доходов. Они идут на содержание гос. аппарата, армии, здравоохранения, социальной сферы и т. д.
  2. Экономическая функция – состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство.

Значительное повышение налогов может сдерживать или делать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Высокие налоги на сверхприбыль регулируют цены.

Две вышеназванные функции являются взаимосвязанными. Рост налоговых поступлений (фискальная функция) дает материальную возможность для осуществления экономической функции. В то же время достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получить больше средств.

В практике налогообложения большинства государств получили распространение три основных способа взимания налогов:

  1. Кадастровый - основан на использовании кадастров, т.е. Реестров, содержащих классификацию типичных объектов. По ним и устанавливается доходность объектов.
  2. У источника - является наиболее распространенным в нашей стране. Он взимается до получения дохода налогоплательщиком: бухгалтерия до выплаты зарплаты вычитает из нее налог.
  3. По декларации - предполагает заполнение налогоплательщиком декларации о совокупном годовом доходе и подачу его в налоговую инспекцию.

Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему.

В зависимости от степени разделения власти в стране налоговая система может быть двух- или трехзвенной. В странах с федеральным устройством (США, Германия) налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном и местном. В государствах с унитарным устройством (Франция, Беларусь) - на двух уровнях: общегосударственном и местном. 

По объекту обложения налоги делятся на:

  • Прямые - это налоги на доходы физических и юридических лиц (подоходный налог, налог на прибыль) или на отдельные виды имущества (налог на недвижимость, земельный налог).
  • Косвенные - относят те, которые включаются в цену товара или услуги (акцизы, налог с оборота и др.)

По принципам построения различают:

    1. Пропорциональные – ставка не зависит от величины доходов;
    2. Регрессивные – ставка уменьшается по мере увеличения дохода;
    3. Прогрессивные – ставка увеличивается по мере роста дохода.

В зависимости от характера использования налоги бывают:

      • Общими
      • Специфическими - относится чрезвычайный налог, взимаемый в РБ. Направляется он на ликвидацию катастрофы на Чернобыльской АЭС

Различают:

        1. Государственные - взимаются правительством и покупают в центральный бюджет
        2. Местные - взимаются местными органами власти и пополняют местные бюджеты

 

48. Государственный и  местный бюджеты: источники доходов  и основные направления расходов.

Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства.  На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Денежное обращение – это показатель экономического и социального состояния и политического положения государства.

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Особенности государственного бюджета:

  • является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных образований;
  • с помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами страны, сферами общественной деятельности;
  • пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на конкретном этапе его экономического развития;
  • область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением государственного бюджета по сравнению с другими финансовыми звеньями.

Основными функциями государственного бюджета являются:

  • перераспределение ВВП;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
  • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения, а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Расходы государственного бюджета:

  1. фонд оплаты труда служащих органов публичной власти;
  2. другие операционные расходы органов публичной власти;
  3. расходы на образование, науку, культуру и искусство, здравоохранение, спорт, социальную защиту, охрану окружающей среды;
  4. поддержка отдельных программ фундаментальных научных исследований;
  5. инвестирование государственных программ  развития  отраслей национальной экономики, утвержденных Правительством;
  6. трансферты органам местного публичного управления, учреждениям, финансируемым из бюджета, государственным предприятиям;
  7. инвестирование в публичную инфраструктуру и в основные фонды, принадлежащие Правительству или обществу;
  8. обеспечение обороны страны, общественного  порядка  и национальной безопасности; обслуживание государственного долга;
  9. уплата членских взносов в международные организации;
  10. реализация в соотв-ии с законод-вом  др.  стратегий и  программ.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Доходы местных бюджетов включают:

  1. местные налоги и сборы, предусмотренные Законом о местных налогах и сборах;
  2. отчисления от общегосударственных налогов и сборов, предусмотренные законом о бюджете на год;
  3. трансферты из бюджета  вышестоящей  административно-территориальной единицы, осуществляемые согласно законодательству;
  4. поступления  от  продажи   собственности    административно-территориальных единиц;
  5. прочие поступления, предусмотренные законодательством.

Расходы местных бюджетов включают:

    • расходы на осуществление ф-й, мероприятий и услуг,  возложенных на органы местного публичного управления законод-вом;
    • расходы на осущ-е иных функций, мероприятий и услуг, опред-х органами местного  публичного  управ-я  и  допускаемых законод-вом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49. Международная торговля  и закон сравнительных преимуществ. Политика протекционизма.

Производ-е возм-ти разных стран сильно отлич-ся друг от друга. Конечно, каждая страна может попытаться производить все виды товаров. Однако очевидно, что если это ей и удастся, то лишь при огромных издержках производства. Так, виноград, вероятно, можно было бы выращивать (в теплицах) и в Шотландии. Но стоимость его была бы в этом случае непомерно велика. Более того, даже если две страны могут производить одни и те же товары, то каждая из них легко обнаружит, что ей выгоднее сосредоточить свои усилия на производстве каких-то определённых товаров и торговать ими в обмен на другие товары.

Междунар-я торговля взаимовыгодна даже в том случае, если одна из двух стран может производить все виды товаров дешевле, чем другая. Дело в том, что если между странами сущ-т различие в относит-й эффект-ти при произв-ве разных товаров, то каждой из них выгоднее специализироваться на произв-ве тех товаров, где она располагает сравнит-м преимуществом.

Какова ж сущность закона сравнительного преимущества?

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"