Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:36, шпаргалка

Краткое описание

Билет 1. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и установление рыночной цены.

Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.
Виды спроса:
Индивидуальный спрос
Рыночный спрос
Спрос на факторы производства (Спрос производства)
Потребительский спрос

Вложенные файлы: 1 файл

mikroekonomika (1).doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

Предприниматель - основной субъект предпринимательской активности.

В целях получения прибыли, удовлетворения конкретных потребностей, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг предпринимателем или группой создается предприятие как самостоятельный, хозяйствующий субъект.

Предприниматель – не единственный субъект предпринимательства. И потребитель, и государство так же относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если предприниматель не работает в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера). Однако основным контрагентом предпринимателя выступает потребитель, а также государство, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

  • Во взаимоотношениях с потребителем предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе этих взаимоотношений потребитель выполняет своего рода роль индикатора предпринимательского процесса. Поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар.

Цель предпринимательской активности – производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль – это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен неудовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности, поэтому выделяется такая экономическая категория, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Все многообразие предпринимательских структур представляет собой проявление видовых различий трех организационных форм предпринимательства: единоличного предприятия, партнерства, корпорации.

Названные формы условно можно разделить на две группы: частные и общественные. К первой группе относятся единоличные предприятия и партнерства, а ко второй – корпорации.

Для единоличного предприятия и партнерства, во-первых, характерно непосредственное объединение функций владения и управления, в то время как корпорации присуще полное обособление этих функций. Во-вторых, в отношении частных форм хозяйственная ответственность по осуществлению предпринимательской деятельности, как правило, распространяется на самих владельцев. Здесь собственность предприятия не отделена от собственности владельца – в отличие от корпорации, где такое отделение четко зафиксировано и ограничивает ответственность ее владельцев. В-третьих, если корпорации обязаны функционировать в открытой для общества форме, публикуя ежегодно отчет о результатах своей финансовой деятельности, то единоличные предприятия и партнерства вправе сохранять конфиденциальность в этом отношении, предоставляя подобную информацию только уполномоченным органам.

Единоличное предприятие – самая простая и самая распространенная форма бизнеса. Такого рода фирму также называют бизнесом одного человека, или частной собственностью. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимые для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.

Партнерство - это форма организации бизнеса, которая является естественным развитием единоличного владения.

Закон о партнерстве 1890 г. определил партнерство (товарищество) как добровольную ассоциацию от 2 до 20 человек, объединившихся для совместного бизнеса с целью получения прибыли. Однако в некоторых областях деятельности (юристы, бухгалтера, брокеры) теперь разрешается объединяться в партнерства более чем 20 участникам.

По степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях – один или несколько участников могут играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлении ею.

Корпорация - это правовая форма бизнеса, основанное на долевом участии в капитале объединение, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников. Главная экономическая особенность корпорации состоит в том, что она выступает законченной формой обособления собственности от управления и экономически и юридически обособлена от ее учредителей и участников.

 

Основная предпринимательская функция – творческо-поисковая или инновативная, связанная с поиском и использованием новых идей и средств их реализации в процессе производства.

Организаторская функция предпринимательства предполагает организацию собственного дела и управление производственным процессом.

Ресурсная функция предпринимательства проявляется в том, что предпринимательская деятельность вовлекает в эффективное использование материальных и нематериальных ресурсов и факторов производства. Среди них – трудовые ресурсы, земля и другие природные ресурсы, средства производства, научные достижения. Эффективное потребление ресурсов, находящихся в собственности предпринимателя, является одним из важнейших условий предпринимательского успеха. Вместе с тем стремление к максимальной прибыли нередко приводит к хищническому использованию природных ресурсов. Поэтому требуются соответствующие государственные меры, устанавливающие меру ответственности за хищническое отношение к природным ресурсам.

Социальная функция предпринимательства состоит в том, что в предпринимательской деятельности проявляются индивидуальные таланты и возможности; формируется особый слой людей, способных организовать и вести собственное дело.

Общеэкономические функции предпринимательства – производственная, доходная и функция обеспечения занятости.

Производственная функция состоит в производстве продуктов и услуг, удовлетворяющих нужды потребителей. Развитие предпринимательства является одним из высоко значимых условий экономического роста, увеличения объема валового внутреннего продукта.

Доходная функция обеспечивает поступление доходов от предпринимательской деятельности в бюджеты различных уровней и увеличение национального дохода.

Функция обеспечения занятости предполагает рост числа рабочих мест, сокращение безработицы.

 

Билет 31. Товар и его свойства. Альтернативные теории товара и стоимости (ценности).

 

Товар — это экономическая категория, которая может быть представлена результатом производственной деятельности предприятия и продуктом, реализованным на рынке. Иными словами, товар представляет собой способ удовлетворения потребностей экономических субъектов, которые согласно своим предпочтениям и вкусам выбирают его для потребления.

По степени и характеру удовлетворения все экономические блага могут быть распределены на три группы.

1. Товары, которые могут заменять  друг друга. Иными словами, если потребитель на рынке не может найти необходимый ему тип товара, его предлагают заменить аналогичным, с теми же свойствами, но, может быть, иной формой и величиной стоимости.

2. Товары, взаимодополняющие друг  друга. Их потребление представлено единым процессом, поэтому потребность в них растет или снижается параллельно.

3. Независимые товары, которые на  данном рынке не имеют аналогов и дополнителей. Они сочетают в себе все необходимые свойства и приобретаются индивидом или группой в отдельности для текущего потребления.

Товар как элемент рыночного механизма и торгового обмена имеет основное свойство. Это потребительная стоимость единицы блага, которая создается непосредственно в процессе производства. Конечная стоимость включает в себя все издержки организации: стоимость затрат на покупку необходимых материальных ресурсов, факторов производства (труд, капитал, предпринимательство и пр.), а также налог на прибыль и другие косвенные налоги. В частности, в стоимость товара входит налог на добавленную стоимость, НДС. Такое формирование стоимости единицы товара, т. е. с учетом его себестоимости, позволяет фирме наиболее рационально вести производственно-хозяйственную деятельность.

Готовый товар, как правило, прямо с производства поступает на рынок товаров и услуг, где он становится объектом покупательной способности экономических субъектов. Здесь стоимость продукции трансформируется в ее цену, которая чрезвычайно подвержена колебаниям в результате движения рыночных величин спроса (D) и предложения (S). Таким образом, колебания уровня цен вокруг потенциального значения могут быть описаны тремя возможными вариантами.

1. Если D > S, наступает дефицит. Производители не могут обеспечить товаром всех желающих, не могут полностью удовлетворить спрос на продукцию сразу всех экономических субъектов. В условиях дефицита цены начинают расти, и вопреки закону убывающей предельной полезности каждая отдельная единица товара имеет все большую степень полезности, поскольку при каждой покупке их остается все меньше.

2. Если D < S, это значит, что на рынке  сделок купли-продажи значительно меньше, чем было поставлено продукции. В этом случае наблюдается кризис перепроизводства, когда готовая продукция не может быть полностью реализована. Это грозит снижением реальных возможностей производственного сектора, так как предприятия за непроданный товар не получают выручки, и, следовательно, не имеют средств к дальнейшему развитию. Кроме того, на самом рынке наблюдается жесткая конкуренция между продавцами за потребителя, что оказывает сильное давление на производителя.

3. Вариант, когда D = S, — идеальное состояние  рынка, характеризующееся совпадением  спроса и предложения. Иными словами, все потребности и запросы общества могут быть удовлетворены за счет производства необходимых благ. Так устанавливается цена равновесия, которая устраивает две основные группы торгового оборота: и покупателей, и товаропроизводителей.

Идеалистическая теория (учение о «справедливой цене») изложена теологом, философом Фомой Аквинским (1225–1274). Согласно этой теории, обмен продуктов только тогда удовлетворяет требованиям справедливости, когда они обмениваются в соответствии с трудом, затраченным на производство товаров. В соответствии с воззрениями Ф. Аквинского равенство обмениваемых товаров означает греховность получения торговой прибыли.  
Относительная трудовая теория изложена Д. Рикардо, который полагал, что стоимость «продуктов регулируется не одной, а двумя причинами: относительным количеством труда, необходимого для производства продукта, и суммой прибыли, которая должна получиться с затраченного капитала за время до продажи продукта».  
Абсолютная трудовая теория стоимости разработана К. Марксом. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.  
Потребительная стоимость – это полезность вещи, ее способность удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Все товары как потребительные стоимости делятся на средства производства и предметы потребления. Первые выступают в виде станков, машин, вторые – в виде предметов, удовлетворяющих личные потребности людей. Некоторые предметы потребления выступают и как средства производства, и как предметы потребления.  
Меновая стоимость есть количественное отношение, в котором различные потребительные стоимости обмениваются между собой в определенных пропорциях. Потребительные стоимости различных товаров являются качественно разнородными и количественно несоизмеримыми.  
Чтобы количественно соизмерить различные товары, они должны обладать общим свойством, которое делает их сравнимыми между собой при обмене. Таким общим свойством является труд. Отсюда следует, что в основе определения стоимости товаров лежит затраченный на их производство общественный труд.  
Стоимость – это воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей. Затраты труда служат общей основой определения меновой стоимости. Исходя из двух свойств товара – потребительной стоимости и стоимости – К. Маркс вывел двойственный характер труда. Товары как потребительные стоимости создаются различными видами труда: костюм – трудом портного, сапоги – трудом сапожника. Труд, затрачиваемый в определенной форме, есть конкретный труд, который создает потребительную стоимость. Но при обмене разнообразные товары, созданные разными видами конкретного труда, приравниваются друг к другу. Приравнивание осуществляется за счет того, что различные конкретные виды труда содержат нечто общее, присущее всякому труду – и труду портного, и труду сапожника. Труд товаропроизводителей, выступающий как затраты рабочей силы вообще, представляет собой абстрактный труд, который создает стоимость товара. Абстрактный труд – это основа, которая делает товары однородными и соизмеримыми. Следовательно, конкретный и абстрактный труд – две стороны воплощенного в товаре труда. Конкретным трудом создается потребительная стоимость, а абстрактным трудом – стоимость.

 

 

Билет 32. Условия и причины возникновения товарного производства и его эволюция. Общественное разделение труда и обособленность товаропроизводителей.

 

Товарное производство определяют как тип организации общественного производства, при котором экономические отношении между людьми проявляются через рынок, куплю-продажу продуктов их труда. 
 
Основными признаками товарного производства являются: 
 
1) общественное разделение труда; 
 
2) экономическое обособление хозяйствующих субъектов; 
 
3) производство продукта на продажу, а не для собственного потребления; 
 
4) обмен товарами; 
 
5) эквивалентность обмена. 
 
Товарное производство имеет общие черты, свойственные различным историческим эпохам. В то же время в каждой общественно-экономической формации он приобретает особые, специфически исторические особенности и зависит от господствующего способа производства, формы собственности и всей системы производственных отношений данного общества. 
 
Основным условием возникновения и существования товарного производства является общественное разделение труда. Общественное разделение труда - это обособление различных видов трудовой деятельности, которые способствовали повышению производительности труда и создали материальные предпосылки для регулярного обмена. С развитием общества появляются новые отрасли производства, благодаря чему углубляется общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, что хозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее на свои нужды и, в то же время удовлетворить ею все свои потребности. Это обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним и товарного производства. 
 
Однако для возникновения товарного производства общественного разделения труда недостаточно. Общественное разделение труда существовало и в первобытной общине. Одни изготовляли орудия труда, другие - предметы быта, но продукты их труда не поступали в обмен (продажу). Собственником всех продуктов была община. Другое дело, когда речь идет о взаимоотношениях различных общин. С появлением частной собственности и прибавочного продукта, производимого сверх необходимого для поддержания жизни производителей, их обособление усилилось, возможности для развития товарного производства возросли и сфера товарно-денежных отношений расширилась.

Таким образом, причиной возникновения товарного производства является экономическое обособление производителей. Экономическое обособление применительно к товарному хозяйству предполагает наличие сильно выраженного экономического интереса хозяйствующего субъекта (физического или юридического лица), свободу выбора или хозяйственной деятельности, собственности на произведенный продукт, определенные обязательства перед обществом, государством и партнерами. Различными, обособленными собственниками средств производства и продуктов могут быть и общины, и частные лица, и кооперативы, и государство. Понимание экономического обособления товаропроизводителей важно для оценки современных экономических процессов, перехода к рыночным отношениям, составной частью которых является укрепление экономической самостоятельности предприятий (объединений). 
 
Экономическое обособление производителей есть такое их состояние, которое позволяет им относительно свободно распоряжаться производимой продукцией, отчуждать ее, владеть ею и использовать ее по своему усмотрению, т.е. быть ее собственником. Стало быть, экономическое обособление неотделимо от собственности на средства производства и производимую продукцию. Поскольку формы собственности многообразны, различна по своей социально-экономической природе и экономическая обособленность. Нет экономической обособленности вообще, как нет и собственности вообще, а есть исторически определенная форма собственности, которая и определяет специфически историческую природу экономического обособления. 
 
Разложение натурального производства, возникновение и укрепление товарного ознаменовало собой экономический прогресс. Благодаря товарно-рыночному механизму, производительные силы продвинулись в своем развитии гораздо дальше, чем за всю предшествующую историю. 
 
Товарное производство обладает высокой адаптивностью к разным экономическим системам. В каждой из них оно обслуживает реализацию тех форм собственности, которые им свойственны. 
 
Типы товарного производства. Истории общества известны два основных типа товарного производства: простое и крупное капиталистическое. Простое товарное производство - это хозяйство крестьян и ремесленников, основанное на частной собственности и на собственном труде. Капиталистическое товарное производство базируется на наемном труде. 
 
Простое и капиталистическое товарное производство имеют общие черты и различия. Их общими чертами являются частная собственность на средства производства, стихийный характер развития, конкурентная борьба, продукты производства, предназначенные для рынка. Различия между ними состоят в следующем: при простом товарном производстве средства производства принадлежат самим производителям, при капиталистическом товарном производстве они находятся в собственности предпринимателя.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"