Человеческий капитал и историческое развитие стран и цивилизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Западная цивилизация на определенном историческом этапе выиграла глобальное историческое соревнование с более древними цивилизациями именно за счет более быстрого роста и развития человеческого капитала, включая образование, в средние века. В конце XVIII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай (и Индию) по душевому ВВП и вдвое - по показателю грамотности населения. Последнее обстоятельство, помноженное на экономическую свободу, а затем и демократию, стали главным фактором экономических успехов европейцев, а также США и других англосаксонских стран.

Содержание

Человеческий капитал и историческое развитие стран и цивилизаций 3
Определения, сущность, виды и типы человеческого капитала 3
Возникновение понятия и социально-экономической категории «человеческий капитал» 3
Индивидуальный, корпоративный и национальный человеческий капитал, определения 4
Узкое и широкое определение человеческого капитала 5
Национальный человеческий капитал 6
Отрицательный, пассивный и положительный человеческий капитал 8
Человеческий капитал и индекс развития человеческого потенциала 11
Человеческий капитал как интенсивный фактор развития и драйвер инновационных волн 12
О роли человеческого капитала в процессах развития 12
Корреляция циклов развития ЧК и циклов развития мировой экономики 12
Инновации и их роль в процессах развития экономики и общества 16
Технологические уклады экономики с позиций теории и практики человеческого капитала 17
Человеческий капитал - главный фактор формирования экономики знаний 18
Измерение человеческого капитала 19
Методы оценки стоимости национального человеческого капитала 19
Измерение стоимости, качества и эффективности национального человеческого капитала 22
Российский человеческий капитал 26
Российский человеческий капитал и проблемы его роста 26
Некоторые пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала 28
Человеческий капитал и перспективы создания инновационной экономики РФ 30
Заключение и выводы 38
Список использованной литературы: 41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-Человеческий капитал.doc

— 433.50 Кб (Скачать файл)

Основной недостаток ИРЧП состоит в том, что этот индекс не отражает качества образования, и качества ВВП на душу населения. В развитых странах качество и стоимость образования много выше, чем в бедных или в развивающихся странах. Значительная доля нефтегазового сектора экономики и доходов от него выталкивает вверх в рейтинге ИРЧП, например, нефтедобывающие арабские страны. А эти страны почти не задействуют свой национальный ЧК даже в добыче нефти и газа. Поэтому для учета высоких экспортных доходов при расчетах эффективности национальных ЧК стран с сырьевыми экономиками используется понижающий коэффициент. Он равен, в частности, для России - 0.75, для Казахстана — 0.56. Для развитых стран и развивающихся стран с диверсифицированной экономикой этот индекс равен 1.

 

 

 

Человеческий  капитал как интенсивный фактор развития и драйвер инновационных волн

 

  • О роли человеческого капитала в процессах развития

 

 

Анализ процессов показывает, что ЧК и циклы его роста  и развития являются главными факторами  возбуждения инновационных волн развития и цикличного развития мировой экономики и общества.

Революционные изменения  в экономике и обществе, крупнейшие инновации осуществлялись на базе накопленного человеческого капитала в каждый исторический период развития народа, страны, цивилизации.

Человеческим обществом  постепенно накапливались знания. На их базе развивались образование  и наука. Формировался слой высокопрофессиональной научно-технической, управленческой и  в целом интеллектуальной элиты, под началом которой и совершался очередной рывок в развитии человечества.

Под ростом ЧК понимается, как обычно, увеличение его стоимости, под развитием ЧК - повышение его  качества.

 

  • Корреляция циклов развития ЧК и циклов развития мировой экономики

 

 

Проведем параллели  между типами экономики, технологическими укладами и уровнем и качеством ЧК.

Первая промышленная революция (табл.2) и первый технологический уклад (1770-1830гг.), введенный Сергеем Глазьевым на базе длинных волн Кондратьева, совпадают по времени. Этот рывок в развитии мировой экономики произошел на основе быстрого роста производительных сил и становления капитализма. Появление машин, технологий, оборудования и сам капитализм необходимо, в первую очередь, определить этапом развития человеческого капитала и его главных составляющих - культуры, воспитания, образования, знаний, медицины, экономической науки, совершенствования религий, развития экономики, общественных отношений и государственности.

Капитализм с его  урбанизацией, с первыми машинами и оборудованием, с соответствующим  ростом производительности труда стал материальным воплощением ускоренного развития человеческого капитала, повышения его производительности за счет нового качества ЧК - интеллектуальной мощи и новых знаний.

Именно креативные, культурные и образованные люди, профессионалы в своих сферах и отраслях совершили промышленную революцию. И позволили им это сделать, точнее, толкали их на научные, инновационные, промышленные и технологические инновации, накопленные предыдущими поколениями и ими самими знания и конкуренция.

Конкуренция - стремление получить большую прибыль, стремление разбогатеть - заставляли капиталистов рисковать, использовать новшества (инновации). Применять в промышленных производствах  новые устройства, машины, оборудование, технологии.

Возникла востребованная временем идеология капитализма - протестантизм. Религия креативности, поиска, культуры, науки, свободы и капитализма. Протестантские священники сами занимались научными исследованиями и стимулировали к этому свою паству.

Не случайно первыми  вошли в капитализм наиболее образованные протестантские страны - Англия, Франция, Швейцария, Швеция и другие.

Отстали от них из христианской цивилизации католические и православные страны, а также  Китай, Индия, страны Востока, Латинской Америки и  другие.

Конкурентные «соревнования» цивилизаций и стран той эпохи решил накопленный человеческий капитал, его уровень и качество. У Западной цивилизации он оказался  выше по стоимости и качеству и производительнее. Но в первую очередь по качеству культуры, образования и науки, определяемого более высокими инвестициями в них и процессом накопления и использования на практике знаний.

В конце XVIII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай по грамотности населения. И в два раза - по ВВП на душу населения.

Промышленная революция в научном отношении базировалась на развитии и достижениях математики, механики, физики, химии, экономической науки. На базе крупнейших инноваций были созданы и развивались текстильная промышленность и машиностроение.

Рост величины и качества ЧК (качества культуры, образования, здоровья, науки, предпринимательского ресурса, качества элиты и управления, качества жизни и государственных институтов и т.д.) позволил создать станки и машины, ставшие крупнейшими инновационными продуктами того времени.

Главной причиной промышленной революции стали рост знаний и появление профессионалов, способных изобретать машины и генерировать инновации. Сами машины - следствие выхода в своем развитии человеческого капитала на новую высоту, на новый уровень качества.

Особое значение в  процессах развития имели ментальность и культура народа - база формирования этики труда, предпринимательства, основа качества труда. Ментальность и  культура - одни из важнейших составляющих накопленного народом национального  человеческого капитала.

Новые и быстро развивающиеся  составляющие ЧК - общее образование  и формирующееся профессиональное образование, наука, предпринимательский  ресурс, конкуренция, протестантская культура и идеология жизни и труда - позволили внедрить инновации (ткацкий станок, паровая машина, насосы и другие). В свою очередь, инновации в профессиональном образовании, в экономике, в государственном управлении, в общественной жизни инициировали и обеспечили резкое повышение производительности труда.

В итоге в первой половине 19 века формировались индустриальная экономика и общество. На этом этапе произошли следующие качественные изменения в человеческом обществе:

- произошло накопление  и реализация на практике качественно  нового человеческого капитала, знаний и инноваций (в промышленности);

- произошла индустриализация - механизация производств, переход  от ручного труда к машинному,  от мануфактуры к фабрике;

- в экономике и в  других сферах жизнедеятельности  возникли конкурентные отношения  и рынки, постепенно формировались демократия и гражданское общество;

- повысилось качество  жизни населения; развивались  культура, образование, наука и  постепенно готовилась база для  очередного витка ускоренного  роста экономики, развития промышленности  и технологий;

- происходило опережающее развитие человеческого капитала за счет увеличения в него инвестиций, роста знаний, совершенствования профессионального образования, специализации научных исследований и роста количества и качества научных организаций, увеличения продолжительности жизни, роста экономической и политической свободы,  повышения качества и эффективности элит, за счет процессов урбанизации - положительных перемен в культуре, в семье, религии, политике.

 

Таблица 2 Периоды технических революций2

 

Элементы 

технического 

прогресса

Периоды наибольшей концентрации

качественных сдвигов

Конец 18 - начало 19 вв.

(первая промышленная

 революция)

Последняя треть 19 -

начало 20 века (вторая

промышленная революция)

Середина 20 в. (третья

промышленная революция -

научно-техническая

революция)

Орудия и

 средства 

труда

Возникновение машинного 

производства

Охват машинным

производством

основных рабочих

 процессов; массовое 

производство машин

Формирование систем машин, комплексная 

механизация, автоматизация 

производства

Двига-

тельная

сила и 

энергия

Паровая

машина

Производство 

электроэнергии,

электродвигатель,

 двигатель внутреннего сгорания

Электрификация производства, атомный  реактор, реактивный

двигатель

Предметы 

труда

Массовое 

производство 

железа, чугуна

Массовое 

производство стали

Качественная металлургия,

массовое  производство

 алюминия и пластмасс

Транспорт

Железно-дорожный

транспорт на паровозной

тяге, пароход

Дизельные суда,

 автомобильный 

и авиационный 

транспорт

Развитие транспортных

систем, реактивный

транспорт и ракетная техника

Средства 

связи и управления

Почтовая 

связь

Электросвязь 

(телеграф,

телефон)

Радиосвязь 

и электроника

Сельское 

хозяйство

Возникновение

научных систем земледелия, селекция растений и животных

Механизация

сельского хоз.,

минеральные

удобрения

Комплексная механизация 

и химизация, микробиология,

начало регулирования 

биологических процессов

Строительство и строительные

материалы

Господство ручного 

труда, кирпич и дерево

Первые строительные

 механизмы; цемент и 

железобетон

Индустриальные методы

строительства, использование новых  строительных материалов и 

легких конструкций

Формы организации 

науки

Индивидуальная

 научная деятельность

Возникновение

специализированного

 научного труда

Превращение науки в индустрию знаний,

в отрасль  экономики

Образование

Распространение

грамотности и возникновение 

профессионального

обучения

Массовое общее и 

специальное образование

Значительное повышение

 среднего уровня образования,  быстрое развитие высшего образования


 

С точки зрения развития человеческого капитала, можно выделить следующие этапы промышленной революции:

1) развитие и повышение  эффективности образования, науки,  управленческой элиты и создание  идеологии капитализма, позволившие  в совокупности генерировать  инновации и создавать машины, востребованные экономикой;

2) появление профессионального  образования и профессиональных  научных организаций;

3) появление и развитие  предпринимательского ресурса и  свободной конкуренции, то есть  капиталистических отношений в  экономике.

На этом и последующих  этапах промышленных и научно-технических  революций происходило повышение  мощности триады драйверов роста  и развития экономики, общества и  качества жизни: накопления знаний, роста интеллекта (профессионализма), генерация инноваций.

 

 

                           

Вторая промышленная революция (последняя треть ХХ  - начало ХХ веков) вершилась на базе нового витка роста качества и уровня накопленного человеческого капитала. Углубилось и приняло массовый характер профессиональное образование, развивалась и специализировалась наука, развивалась и повышалась культура народов. Вторая промышленная революция на базе развития человеческого капитала сформировала 2-4-е технологические уклады экономики, создала развитое индустриальное общество с высокой производительностью труда. Породила массовую генерацию инноваций, которые непрерывно повышали производительность труда. На базе научных исследований постепенно зарождалась в передовых странах индустрия знаний.

Третья научно-техническая революция началась с середины ХХ века и продолжается до сих пор. Она продолжила формирование 4-го уклада, сформировала в развитых странах мира 5-й технологический уклад экономики и начало 6-го, осуществила переход развитых стран к постиндустриальной экономике. Началось формирование в передовых странах экономики знаний и информационного общества. Происходит глобализация мировой экономики. Создана в развитых странах индустрия знаний, которая стала ведущей отраслью экономики.

Сергей Глазьев дал  в своих работах классификацию  технологических укладов экономики, приведенную в таблице 3.

Каждый очередной уклад  экономики был связан с соответствующим  этапом развития человеческого капитала и с его новым высоким качеством. Прежде всего, в образовании, в науке и в инновациях.

 

Табл.3. Технологические уклады (ТУ) (макроциклы, длинные волны) Н.Д. Кондратьева

 

1

2

3

4

5

Период домини-

рования ТУ

1770-1830

1830-1880

1880-1930

1930-1980

1980-2040 (?)

Лидеры 

ТУ

Голландия,

 Велико-

британия,

Франция,

Бельгия

Те же +

Германия 

и США

Те же

Те же + ЕС +

Канада +

 СССР +

Япония +

Австралия

Те же (включая 

всю Европу) + 

Сингапур +

Китай +  Корея +

 Индия + Бразилия +

 Мексика + РФ(?)

Ядро ТУ

Текстиль,

каналстрой,

водян. И

 ветрян.

двигатели,

чугун

Паровой

двигатель,

ж/д, машино-

и пароходо-

строение,

станкоинстру-

ментальная

 пром., черная 

металлургия

уголь

Электро-

техника,

тяжмаш, ЛЭП,

неорганическая

 химия, авиа-

и автостроение,

сталь

Авиа-, авто-,

тракторо-

строение,

цветмет,

органическая 

химия,

синтети-

ческий 

каучук

нефть

Электроника,

робототехника,

биотехнологии,

лазерная и 

иная оптика,

 фототехника, 

дистанционное

 управление,

космос.

газ

Ключевой фактор

развития

Текстильное

машино-

строение

Паровые

двигатели,

станки

Электро-

двигатель,

сталь

Двигатель

внутреннего

сгорания,

нефть

Биотехнологии,

микроэлектроника,

ядерная физика,

вычислительная 

техника


 

  • Инновации и их роль в процессах развития экономики и общества

 

 

Основы теории современного инновационного развития заложил еще  в начале ХХ века выдающийся австрийский  экономист Йозеф Шумпетер. Он ввел и сам термин «инновация». В молодости  Шумпетер мечтал стать великим экономистом. И по собственному заказу, собственными трудами им и стал.

Главный научный труд Шумпетера "Теория экономического развития" вышел в свет в 1911 году на немецком языке. В 1926 году Шумпетер издал существенно  доработанное второе издание в Германии, а в 1934 году - в Англии. В своих  работах он определил экономический рост как увеличение производства и потребления традиционных товаров. Экономическое развитие - как повышение уровня и качества жизни, смены его образа за счет крупных новшеств - инноваций, а также сопутствующих им средних и мелких полезных новшеств, которые, как правило, подкреплены патентами и изобретениями.

Информация о работе Человеческий капитал и историческое развитие стран и цивилизаций