Циклический характер экономического развития и антициклическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть социально-экономическую сущность циклов;
Рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов;
Раскрыть цели, направления и инструменты антициклической политики государства;
Изучить основные направления антициклической политики Республики Беларусь.

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ЦИКЛИЧНОСТЬ КАК ФОРМА ДВИЖЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………….6
1.1. Понятие цикличности………………………………………………………..6
1.2. Экономический цикл, его виды и стадии…………………………………...9
1.3. Эффект акселератора………………………………………………………..16
2. АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА…………………..19
2.1. Сущность антициклической политики, основные направления и инструменты……………………………………………………………………..19
2.2. Модели антициклического регулирования экономики ………………….24
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика (курсовая).doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

         Таким образом, современный механизм  самонастройки  рыночной  экономики через  циклические  кризисы   изменяется   под   влиянием   государственного воздействия.   Происходит    переплетение    стихийно-рыночного    механизма функционирования экономики  в  форме  циклических  кризисов  с  сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

         Нельзя  не  отметить  особенности   современных  циклических   кризисов, которые  связаны  с  кризисом  государственного   регулирования.   Последнее получило   выражение   в    несостоятельности    антициклической    политики государства, в банкротстве теорий  и  практики  воздействия  на  циклическое развитие, в несоответствии официально провозглашенных целей  государственной поли тики фактическим  результатам  регулирования  экономики  (вместо  роста экономики — его падение, вместо полной  занятости  —  массовая  безработица, вместо стабильности цен —  хроническая  инфляция  и  т.  д.).  В  результате экономическая  деятельность  государства   стала   дополнительным   фактором неустойчивости экономики.

         Кризис   государственного   регулирования    экономического    развития потребовал от правительства  искать  выход  из  сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования  циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов.  Антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.

         Инфляция  является  неотъемлемой  чертой  современного   экономического цикла. Она  взаимодействует  с  циклическим  движением  экономики  и  меняет механизм    цикла.     Это     изменение     характеризуется     уменьшением «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного  спроса  и  увеличению этой чувствительности к росту  спроса.  Объясняется  это  тем,  что  крупный капитал, монополии  приспосабливаются  к  сужению  платежеспособного  спроса населения  путем  сокращения  производства  при  сохранении   высоких   цен.

     Государство же помогает крупным фирмам «управлять»  таким путем  кризисом.  В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух  тенденций в  ценообразовании:  повышательной,  связанной  с   деятельностью   крупного капитала   и   государства,   и   понижательной,   порождаемой   циклическим сокращением емкости рынка. Следовательно, современный цикл сочетает  в  себе кризис и инсоляцию.

     Антициклическая  и  антиинфляционная  политика   государства   призвана смягчить отрицательные последствия.

     Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы (далее –  программа) является важнейшим документом, определяющим социально-экономическое развитие страны в текущем пятилетии. В ней определены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны, обоснована система мероприятий правового, организационно-экономического и экологического характера и даны предложения по совершенствованию механизмов их реализации, определены необходимые ресурсы и возможные социально-экономические последствия.

Последовательно проводимая Правительством Республики Беларусь экономическая политика, направленная на достижение основной цели социально-экономического развития республики в 2006-2010 годах – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения, позволила сохранить в 2008 году положительную динамику основных макроэкономических показателей, обеспечить рост реальных денежных доходов населения, достаточно низкий уровень безработицы, социальную стабильность белорусского общества.

     В 2008 году Правительство продолжало работать над достижением параметров и решением задач, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

     В этих целях Указом Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 704 были утверждены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007 год. Постановлением Совета Министров от 28 декабря 2006 г. № 1738 республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству, облисполкомам и Минскому горисполкому были доведены основные целевые показатели прогноза на 2007 год.

     Для обеспечения выполнения важнейших  прогнозных параметров осуществлялась реализация Совместного плана действий Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год, утвержденного постановлением Совета Министров и Национального банка от 26 января 2007 г. № 96/1.

     Выполнение  большинства важнейших параметров прогноза на 2008 год наряду с достигнутыми в 2006-2007 годах результатами способствовало в целом выходу в 2008 году по данным показателям на уровни, определенные программой.

     Одним из важнейших направлений бюджетной  политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита до размера, приемлемого для прогнозируемых темпов инфляции, инвестиций и в целом экономического роста. Программой предусмотрен дефицит республиканского бюджета не выше 1,5 процента к ВВП. По предварительным данным в 2008 году сложился профицит республиканского бюджета на уровне 0,5 процента к ВВП.

     Таким образом, положительная динамика социально-экономического развития страны за 2006-2008 годы позволила достичь значительных результатов по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

     По  итогам социально-экономического развития страны в 2006-2008 годах достигнуто большинство из предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы основных показателей, что создает объективные предпосылки для уверенности в её успешном завершении.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         Кризис экономики  чреват  полной  хозяйственной  разрухой  и   усилением деградации  общества.  Поэтому  требуется  объективный  и  глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование  необходимо  для  того,  чтобы правильно  оценить  эту болезненную  фазу  в  развитии  общественного  производства,  выработать   и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности  и потерь, найти пути выхода из ситуации для  последующего  подъема  экономики. Решению таких  задач  поможет,  в  частности,  выяснение  закономерностей  и взаимосвязей   кризисов    в    производственной,    научно-технической    и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых  отношениях, экологии.

     Цикличность  —  это  всеобщая  норма   движения   рыночной   экономики, отражающая ее  неравномерность,  смену  эволюционных  и  революционных  форм экономического  прогресса,   колебания   деловой   активности   и   рыночной конъюнктуры,  чередование  преимущественно  экстенсивного  или  интенсивного экономического  роста;  один  из  детерминантов  экономической  динамики   и макроэкономического  равновесия  и  один   из   способов   саморегулирования рыночной экономики, в том числе и изменения ее отраслевой структуры.

       Вообще говоря, термин экономический цикл  означает  следующие  один  за другим  подъемы  и  спады уровней экономической   активности   в   течение нескольких лет.

     Циклический характер развития присущ всем отношениям: экономическим, социальным, политическим и т.д.

     Сущность  теории циклического развития экономики связано с тем, что экономика, как открытая система, находиться в состоянии перманентного отклонения от состояния равновесия. Все отклонения приводят к тому, что цикличность в экономическом развитии имеет свою специфику.

     Цикличность есть система циклов с жесткими причинно-следственными связями.

     Эпицентр  циклического движения – это экономический  кризис, в котором обозначается предел и, в то же время, обнаруживается импульс роста экономики. Глубинным процессом циклических колебаний является движение инвестиций.

     Для рыночной экономики характерны малые и  большие  циклы. Это форма экономического движения.

     Циклические колебания тесно связаны с  инвестиционной деятельностью для  цикличности характерны: инвестиционный мультипликатор и акселератор. Цикличность – это важнейшая закономерность экономического развития.

     Отдельные экономические циклы существенно  отличаются друг от  друга  по продолжительности  и интенсивности. Тем не менее, все  они имеют одни и те  же фазы, которые по-разному именуются  различными исследователями.  Несмотря  на общие для  всех  циклов  фазы,  отдельные  экономические  циклы  существенно отличаются друг от  друга  по  продолжительности  и  интенсивности.  Поэтому некоторые экономисты предпочитают говорить об  экономических  колебаниях,  и не  о  циклах,  потому  что  циклы  в  отличие  от  колебаний   предполагают регулярность.

          В цикле экономика  проходит  определенные  фазы  (стадии),  каждая  из которых характеризует конкретное  состояние  экономической  системы.  Это  — фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема. 

       При анализе реальных причин, вызывающих цикличность развития экономики, можно выделить три основных подхода.

         Во-первых, природу экономических  циклов объясняют  факторами,  лежащими вне рамок экономической   системы.  Это  —  природные   явления,  политические события, психологическая заданность и т.п. Речь идет, в частности, о  циклах солнечной активности, войнах, революциях и других политических  потрясениях, об открытиях крупных месторождений ценных ресурсов или территорий, о  мощных прорывах в технике и технологиях.

         Во-вторых,  цикл  рассматривают   как   явление   внутреннее,   присущее экономике.  Внутренние  факторы  могут  вызвать  как  спад.  так  и   подъем хозяйственной активности через определенные  промежутки  времени.  Одним  из решающих факторов является  цикличность  обновления  основного  капитала.  В частности, начало экономического бума, сопровождающегося резким  увеличением спроса на машины и оборудование, очевидно  позволяет  предположить,  что  он повторится через определенный период времени, когда  эта  техника  физически или морально износится, устареет.

         В-третьих, причины  циклов  усматривают  во  взаимодействии  внутренних состояний экономики  и внешних факторов. Согласно  такой точке зрения  внешние  факторы  рассматриваются   в  качестве  первичных  источников,  провоцирующих вступление  в   действие   внутренних   факторов,   которые   трансформируют получаемые импульсы от внешних источников в фазовые колебания  экономической системы. К внешним источникам нередко относят государство.

     Различные взгляды на  причины  циклических  колебаний  обусловливают  и различные  подходы  к  решению  задачи  по  их  регулированию.  Несмотря  а многообразие точек зрения на  проблему  антициклического  регулирования,  их можно свести к двум основным подходам: кейнсианскому и классическому.

       Антициклическое регулирование заключается в системе способов и  методов воздействия  на  хозяйственную  конъюнктуру  и  экономическую  деятельность, направленных  на  смягчение   циклических   колебаний.   При   этом   усилия государства имеют противоположное направление  складывающейся  экономической ситуации на каждой фазе экономического цикла.

     Однако  следует подчеркнуть два принципиальных  положения.  Несмотря  на все  усилия,  государству  не  под  силу  преодолеть  циклический   характер экономического развития;  оно  в  состоянии  только  сглаживать  циклические колебания  в  целях   поддержания   экономической   стабильности.   Наконец, необходимо  осознать  и  принять  цикличность  с  ее  кризисной  фазой  как неизбежность не только  разрушения,  но  и созидания,  ибо с ней связано восстановление макроэкономического равновесия  в обновление  экономического организма народного хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

Информация о работе Циклический характер экономического развития и антициклическая политика