Циклический характер экономического развития и антициклическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть социально-экономическую сущность циклов;
Рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов;
Раскрыть цели, направления и инструменты антициклической политики государства;
Изучить основные направления антициклической политики Республики Беларусь.

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ЦИКЛИЧНОСТЬ КАК ФОРМА ДВИЖЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………….6
1.1. Понятие цикличности………………………………………………………..6
1.2. Экономический цикл, его виды и стадии…………………………………...9
1.3. Эффект акселератора………………………………………………………..16
2. АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА…………………..19
2.1. Сущность антициклической политики, основные направления и инструменты……………………………………………………………………..19
2.2. Модели антициклического регулирования экономики ………………….24
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика (курсовая).doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

     При этом следует учитывать, что современная  модернизация совсем не предполагает имитацию технико-производственной структуры  ведущих западных стран, а определяет необходимость создания особой  социально-экономической системы, предполагающей индивидуализацию трудовых усилий, повышение роли творческого начала в производственной деятельности и формирование институтов роста.

     В нашей стране ситуация и с изменением экономической активности, и с  массовыми ожиданиями пока очень  далека от стандартной. Политика, точнее, поведение отдельных политических фигур и ожидания, связанные с этим, оказывают несоразмерно большое влияние на макроэкономическую динамику вообще и на финансовый кругооборот в особенности.

     Рассмотренные влияния воздействия физического кругооборота – оживления и спада экономической активности – на финансовый кругооборот имеют тесную связь с такими широко применяемыми понятиями, как инфляция спроса, инфляция предложения, "эффект храповика", "стагфляция".

     Инфляция  спроса представляет собой тенденцию к повышению уровня цен вследствие увеличения совокупного спроса, то есть готовности больше платить за тот же набор благ. Как правило, такая вроде бы нелогичная ситуация возникает в период оживления и ожидания увеличения финансовых доходов в обозримом будущем, объясняемая, например, просто "стадным чувством", изменением его настроя. Текущий спрос на деньги при этом увеличивается и если предложение денег приводится в соответствие с ним, то тенденция закрепляется и тогда увеличение объёмов сделок, то есть реальное оживление, требует дополнительной эмиссии денег.

     Инфляция  предложения представляет собой  тенденцию к повышению уровня цен вследствие уменьшения совокупного  предложения, то есть готовности предлагать тот же набор благ за прежнюю цену. Во многом этот тип инфляции представляет собой естественное следствие инфляции спроса, своего рода бумеранг. Можно в качестве физического аналога привести и явление электромагнитной индукции. Механизм её возникновения весьма прост. Готовность платить больше, проявляемая экономическими агентами, находящимися ближе к конечному потреблению, оборачивается дополнительными доходами их поставщиков и, следовательно, их увеличением их способности платить больше своим поставщикам, росту цен на их продукцию, в конечном счете, за сырьё, материалы, оплату труда персонала. Тем самым растут издержки производства, а вместе с этим сокращается возможность безубыточно продавать продукцию по первоначальным ценам. Понятно, что рост издержек сокращает конечные доходы, что идет в разрез с ожиданиями и может способствовать повороту к пессимистическим ожиданиям и сокращению активности, спаду.

     На  стадии спада инфляция предложения  действует как бы самостоятельно и порождает "эффект храповика" (это тоже метафора, заимствованная из физики, точнее, из механики, и описывает механизм не возврата к прежнему положению, широко используемый в разных приспособлениях, например, в домкратах, с которыми имеет дело каждый водитель автомашин). Его экономический смысл состоит в том, что изменения цен в сторону повышения происходят с гораздо большей легкостью, чем в сторону снижения.

     Импульсный  характер инвестиционной активности, который при описанных выше особенностях российской экономики формируется "сам собой", спонтанно, ведет к большим издержкам приспособления всех макроэкономических потоков и запасов к смене одних фаз цикла другими. Однако самая острая проблема при этом – обеспечение средств существования больших масс людей в периоды пониженной экономической активности. Проблема эта не только экономическая, но и социальная, чреватая взрывами и потрясениями, восстаниями, революциями.

     В частности, восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг. как раз пришлись на фазу кризиса, причем в момент перехода от первого технологического уклада, в котором доминировало текстильное производство, ко второму, где доминантой стала тяжелая промышленность.

     В целом, второй и третий технологический  уклады прошли под знаком необоснованных надежд одних мыслителей на то, что  очередной промышленный кризис станет началом пролетарской революции, и других – на то, что "невидимая рука" рыночных взаимодействий приведёт в должное равновесие без особого вмешательства государства.

     Только  рубеж третьего и четвертого укладов  – Великая депрессия 20-30-х гг. XX в., когда массово пострадали не только собственники рабочей силы, но и собственники капитала в самых развитых странах Запада, особенно в США, стала тем "эндогенным шоком", который резко активизировал участие государства как раз по линии борьбы с циклами, основанными на обновлении активной части основного капитала.

     Тех пятидесяти лет, на которые пришелся четвертый технологический этап – 30–70-е гг. XX в., – оказалось достаточно для того, чтобы практически изжить указанный тип цикличности и  сделать ненужными для практических целей попытки его описания, объяснения и предсказания.

     Пятый технологический уклад, ядро которого составляют наукоёмкая электронная  промышленность и средства программного обеспечения, характеризуется такой высокой скоростью обновления активной части основного капитала, что возобновление циклических колебаний на этой основе оказывается просто невозможным.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Модели антициклического регулирования экономики 

     Антициклическое регулирование экономики имеет  долгую, противоречивую историю, в которой  представлены и успехи, и разочарования. Оно проектировалось в 30-е годы Дж. Кейнсом и - независимо от него - Стокгольмской школой. Цель антициклического регулирования усматривалась ими в том, чтобы не допускать существенного отрыва совокупного спроса от совокупного предложения (считалось, что предложение приблизить к спросу гораздо сложнее, поскольку оно обеспечивается преимущественно частным сектором). В дальнейшем в антициклическом регулировании стало использоваться и воздействие на совокупное предложение.

     Все современные концепции антициклического регулирования тяготеют к одному из двух ведущих направлений: неокейнсианскому, опирающемуся на взгляды Дж. Кейнса; неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы.

     Первое  направление ориентируется на регулирование  совокупного спроса и ставит целью  воздействие на народное хозяйство  в целом (макроэкономический подход). Второе - на регулирование совокупного предложения и создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономический подход). При сглаживании цикла неокейнсианцы уделяют наибольшее внимание бюджетно-налоговой политике. Неоконсерваторы тоже признают важную роль налогов (особо подчеркивая полезность их снижения, которое порождает рост деловой активности), но в целом они рассматривают бюджетно-налоговую политику как дополнение к гораздо более результативной, по их мнению, политике кредитно-денежной. Впрочем, экспансионистскую политику "дешевых денег" в целом поддерживают и кейнсианцы (при традиционной критике ими рестриктивной политики "дорогих денег", вызывающей безработицу), поскольку финансирование рекомендуемого сторонниками теории Кейнса в период экономического спада бюджетного дефицита требует направления дополнительных денег в обращение.

     Антикризисное регулирование экономики США  в период Великой депрессии было построено фактически уже по кейнсианским рецептам. Преодоление этого наиболее глубокого для рыночной экономики кризиса в рамках так называемого "Нового курса" Рузвельта было достигнуто, в частности, за счет:

  1. принятия законов о страховании по безработице, социальном обеспечении, которые были направлены на стимулирование потребительского спроса домохозяйств. На это же были нацелены программы создания новых рабочих мест путем организации общественных работ;
  2. законодательного введения системы федерального страхования банковских депозитов, стимулирующей привлечение сбережений граждан в кредитную систему страны и тем самым наращивание инвестиционного спроса фирм;
  3. разработки и реализации Федеральной программы поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию, которая препятствовала банкротству фермерских хозяйств, в том числе за счет наращивания государственного спроса на их продукцию при угрозе падения цен на рынке, а также посредством предписываемого и субсидируемого государством сокращения производства продовольственных товаров;
  4. снижения бремени долгов на 40% путем обесценения доллара (легче отдать долги обесценившимися деньгами - уменьшение количества банкротств и возможной безработицы);
  5. содействия образованию монополий, означающего во многих случаях принудительное картелирование. В условиях кризисного падения цен лишь крупные предприятия сохраняют возможность получения прибыли путем сокращения издержек производства.

     В 50-60 г.г. в США и многих других странах  продолжалось стимулирование экономического роста, в основном ориентированное  на кейнсианские рецепты. Смена же господствовавшей в мире кейнсианской модели антициклического регулирования в 70-80 гг. во многом была вызвана обозначившейся в этот период стагфляцией, которая проявилась в сочетании повышения общего уровня цен, снижении объема национального производства и занятости.

     С 30-х г.г. во время спада использовались увеличение государственных расходов и одновременно сокращение налоговых  изъятий, а также экспансионистская  денежно-кредитная политика. Поскольку  государство полагалось в основном на инфляционные методы антициклического регулирования, то во многих странах оказались расшатанными денежные системы, возникли хронические бюджетные дефициты, а рост цен стал постепенно выходить из-под контроля. А неуправляемая инфляция ослабляет действенность экономических регуляторов, делает неуправляемым все народное хозяйство. Бюджетные трудности вызывают необходимость выпуска государственных ценных бумаг и роста процентных выплат по ним, а значит, увеличения государственного внутреннего долга (в начале 80-х гг. он составил в промышленно развитых странах 10 трлн. дол.). Подобные размеры бюджетного дефицита и государственного долга вместе с нарастающей инфляцией должны были в определенный момент побудить правительства отойти от сугубо кейнсианских рецептов краткосрочной стабилизации. К тому же характерная для инфляционной экономики неопределенность величины прибыли порождает вялость инвестиционного процесса даже в фазе подъема. На рубеже 70-80-х гг. в мире проявились резкое замедление темпов экономического роста, возросла безработица, проявился спад деловой активности.

     Как следствие, к власти в большинстве  развитых стран пришли неоконсерваторы, которые перенесли акцент на кредитно-денежные инструменты антициклического регулирования. В сфере же бюджетно-налогового регулирования  экономической конъюнктуры они подчеркнули необходимость резкого сокращения государственных расходов. По мнению монетаристов, бюджет не может быть инструментом серьезного государственного регулирования по причине существенных дефицитов. В этих условиях инфляционные методы антициклического регулирования (денежная экспансия и наращивание бюджетных расходов) ушли в прошлое, уступив место стимулирующей налоговой политике. Причем основной расчет делался на устойчивое сокращение налогообложения прибыли, расходуемой в целях накопления, что повышает спрос на инвестиционные товары. Выступая против "государства благосостояния", неоконсерваторы доказывали, что высокие налоги губительно влияют на экономическое развитие. Но если в 50-60 гг. уменьшение ставок налогов и степени прогрессивности налоговой шкалы рассматривалось кейнсианцами как способ расширения совокупного спроса, то в 80-е гг. формально те же меры оцениваются неоконсерваторами как метод увеличения совокупного предложения.

     Особенность экономических циклов последних  десятилетий - их синхронизация в связи с интернационализацией хозяйственной жизни. Учет этой особенности породил и синхронизацию антициклических мероприятий в разных странах, единство их методологии. В противном случае результаты внутренней стабилизации неизбежно оказываются нулевыми. Например, Франция в начале 80-х гг. продолжала использовать кейнсианские рецепты антикризисного регулирования, расширяя размер государственных расходов - в то время, как в других странах практиковалась экономия бюджетных средств. Эти действия французского правительства привели к бессмысленному росту бюджетного дефицита без сколько-нибудь заметного стабилизирующего эффекта.

     Антициклическое регулирование применяется везде, где функционирует рыночная экономика. Десятилетиями занимаясь краткосрочной стабилизацией, государство накопило громадный опыт, построило разнообразные механизмы управления совокупным спросом и совокупным предложением. Результатом явилось уменьшение глубины и продолжительности падений производства. Но с течением времени на положительные результаты все больше стали накладываться негативные эффекты антициклического регулирования, свидетельствующие об его внутренней противоречивости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

        

     Мы  уже  знаем,  что  современная  рыночная  экономика  функционирует  в условиях  активного  воздействия   на   нее   государства.   Государственное воздействие   на   экономику   способно   существенно   повлиять   на    ход экономического цикла,  меняя  характер  экономической  динамики:  глубину  и частоту кризисов, продолжительность фаз  цикла  и  соотношение  между  ними.

     Государственное   регулирование   направлено   на   смягчение    циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими  методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл,  выступают кредитно-денежные   и   бюджетно-налоговые   рычаги.   Во   время    кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а  во  время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева»  экономики государство в фазе  подъема  способствует  дальнейшему  удорожанию  кредита, вводит новые налоги, повышает  старые,  отменяет  ускоренную  амортизацию  и налоговые  льготы  на  новые  инвестиции.  В  условиях  кризиса,   наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение  налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Информация о работе Циклический характер экономического развития и антициклическая политика