Экономическое развитие США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 18:56, реферат

Краткое описание

Иммигранты в основном были выходцами их развитых европейских стран, отличавшиеся энергичностью и настойчивостью. Среди них было много способных предпринимателей, талантливых ученых и изобретателей. В этой связи промышленность США получала квалифицированную и недорогую рабочую силу. В то же время с 1870-х гг. в США был ограничен въезд иммигрантов из Южной и Восточной Европы, России, Азии, в большинстве своем составлявших неквалифицированную рабочую силу.

Вложенные файлы: 1 файл

эконом США в последн трети 19 века.docx

— 16.39 Кб (Скачать файл)

Иммигранты в основном были выходцами их развитых европейских  стран, отличавшиеся энергичностью  и настойчивостью. Среди них было много способных предпринимателей, талантливых ученых и изобретателей. В этой связи промышленность США  получала квалифицированную и недорогую  рабочую силу. В то же время с 1870-х  гг. в США был ограничен въезд  иммигрантов из Южной и Восточной  Европы, России, Азии, в большинстве  своем составлявших неквалифицированную  рабочую силу.

Быстрому росту  американской экономики способствовала и эффективная внешнеэкономическая  политика страны. США придерживались жесткого протекционизма: все ввозимые товары облагались высокими пошлинами, в то время как отечественная  промышленность облагалась щадящими налогами. Причем таможенные пошлины постоянно  повышались, что вело к росту цен  и на внутреннем рынке.

Развитию американской экономики содействовала и политика правительства США, стимулировавшая  широкий приток в страну иностранных  капиталов, прежде всего из Западной Европы. В начале XX в. иностранные  инвестиции превысили 3,4 млрд долларов.

Высокие темпы экономического роста обусловливались и небольшими военными расходами, поскольку США  были самой мощной державой на своем  континенте и находились вдали от Европы. В немалой степени этому  способствовало наличие богатых  сырьевых ресурсов - железных и медных руд, угля, нефти, золота.

Уже в 1860-70-х гг., после  Гражданской войны, в США развернулся  индустриальный подъем. А в конце XIX - начале XX в. американская экономика переживала подлинный расцвет, который базировался уже на отечественных достижениях науки и техники. Только за 1860-90-е гг. в США было выдано более 440 000 патентов на самые разнообразные изобретения. В эти годы появились такие технические новинки как пишущая машинка К. Шоулса (1868), телефонный аппарат А. Белла (1876), электрическая лампа накаливания Т. Эдисона (1877), стиральная машина Дж. Кохран (1886), киноаппарат и кинопроектор Т. Эдисона и Дж. Истмена (1888) и фотопленка Дж. Истмена (1889), кассовый аппарат Дж. Ритти (1897), В это время появились и стремительно развивались новые отрасли промышленности, заложившие основу индустриального могущества США - нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, сталелитейная, алюминиевая, электротехническая, машиностроительная, химическая, резинотехническая. Невиданных успехов добилось отечественное машиностроение. В 1870-80-х гг. в стране возникли крупные машиностроительные заводы, выпускавшие экскаваторы, автопогрузчики, локомотивы, новейшую сельскохозяйственную технику. Уже на Всемирной выставке в Вене (1873) США продемонстрировали уникальные образцы различных машин и механизмов.

Во многом отмеченные достижения были связаны с быстрым  ростом производства и широким внедрением электрической энергии в стране. В 1882 г. была введена в строй первая промышленная электростанция, а в 1896 г. - первая ГЭС на реке Ниагара.

В отмеченное время  коренные преобразования происходили  и в традиционных отраслях промышленности. Подъем переживали металлургия, металлообработка, угледобыча.

Во второй половине XIX в. железные дороги в США стали  наиболее эффективным видом транспорта. В 1860-90-х гг. здесь было построено  четыре трансконтинентальных железнодорожных  магистрали, связавших восточное  и западное побережье. В 1890-х гг. почти 80 % путей были оснащены стальными  рельсами, что позволило увеличить  скорость движения поездов с 25 до 65 миль/час. Накануне Первой мировой войны протяженность железных дорог в США уже составляла почти половину всей железнодорожной сети мира.

Строительством железных дорог в США занимались крупные  частные компании, получавшие от государства весомую поддержку:

Настоящую революцию  в американской промышленности произвело  создание новой транспортной отрасли - автомобилестроения, которое в  начале XX в. стало наиболее перспективной отраслью американской экономики. Как известно, в 1892 г.Г. Форд создал первый автомобиль в США. А в 1903 г. он основал свою компанию "Форд мотор" и начал промышленное производство автомобилей, заложив основы американского автомобилестроения.

Следует заметить, что  индустриальный подъем в США базировался  в основном на отечественных достижениях  науки и техники. Здесь наука  действительно являлась производительной силой. Научные лаборатории и  небольшие экспериментальные мастерские зачастую становились ядром будущих  компаний. Изобретатели продукции, пользовавшейся спросом у населения, могли рассчитывать на финансовую поддержку и быстрое  внедрение своих проектов, а зачастую и сами становились предпринимателями. Так, в 1876 г. изобретатель-самоучка Т. Эдисон основал первую в США промышленную лабораторию, сыгравшую огромную роль в разработке технических изобретений. С его именем связано появление  в США электростанций, электрического освещения, усовершенствование телефонной связи, создание кинематографа и  индустрии грамзаписей. Среди других знаменитых изобретателей выделяются Г. Форд, из простого механика превратившийся во владельца крупнейшей автомобильной  компании, фотограф-любитель Дж. Истмен, положивший начало известной компании "Кодак", продавец К. Жиллет, основавший производство безопасных бритв. Богатейшим человеком стал простой аптекарь Дж. Пембертон, разработавший в 1886 г. рецепт кока-колы.

В конце XIX - начале XIX в. большие изменения происходили  в сельском хозяйстве США. Вторая американская революция решила важнейшие  социально-экономические вопросы: во-первых, уничтожила рабство, а, во-вторых, законом  о гомстедах решила аграрный вопрос в пользу свободного "фермерского  пути" развития. В итоге к 1890 г. завершился переход свободных земель из государственного фонда в частную  собственность. За 1870-1900 гг. площадь  обрабатываемых земель и число фермерских хозяйств увеличилась более чем  вдвое. Отмеченные перемены имели решающее значение, поскольку создали максимально  благоприятные условия для прогресса  американского сельского хозяйства.

Кроме того, успешному  развитию аграрного сектора США  содействовал и ряд других факторов: плодородие почв, быстрый прирост  сельского населения, высокий уровень  агрикультуры и агротехники, устойчивый спрос на продовольствие и сельскохозяйственное сырье быстро

Бурное развитие экономики США на рубеже веков  сопровождалось ускоренной концентрацией  производства и капитала и активной монополизацией. Крупные акционерные  компании создавались, в первую очередь, в сфере железнодорожного строительства  и в новых отраслях промышленности. Это способствовало формированию огромных состояний, ставших впоследствии основой  мощных монополий. В конце XIX в. на крупных предприятиях США производилось 67 % всей промышленной продукции страны.

В 1880-х гг. в американской промышленности начали возникать тресты, устанавливавшие свое господство в  различных отраслях производства. Одной  из первых крупнейших монополий стала  "Стандарт ойл компани", созданная в 1882 г. Дж. Рокфеллером-старшим в нефтеперерабатывающей отрасли.

Таким образом, в 1870-1914 гг. в экономике США происходили  глубокие структурные изменения, связанные  с переходом на качественно новую  техническую базу. Ежегодный прирост  ВНП составлял в среднем 4,3 % (в  Германии - 3 %, Великобритании - 2,4 %, Франции - 1,1 %). Национальное богатство за эти  годы выросло почти в 7 раз. В 1913 г. на долю США приходилось 47 % мирового производства стали и 82 % нефти. Благодаря  стремительным темпам экономического роста в начале XX в. США превратились в самую мощную индустриальную державу, что позволило им занять ведущие позиции в мировой экономике.


Информация о работе Экономическое развитие США