Ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:41, реферат

Краткое описание

Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.
Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является, прежде всего, обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ 4
ГЛАВА I. ЦЕННЫЕ БУМАГИ 4
1.1 ПОНЯТИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ 6
1.3 СЕРТИФИКАТ ЦЕННЫХ БУМАГ 7
ГЛАВА II. ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ 8
2.1 АКЦИИ 10
2.2 ОБЛИГАЦИИ 12
ГЛАВА III. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ 15
3.1 ПОНЯТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 16
3.2 ФУНКЦИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 17
3.3 СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 18
3.4 СУБЪЕКТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 19
3.5 РИСК ПРИОБРЕТЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине _Экономическая теория_ на тему_ _Ценные бу.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Различают обыкновенные и привилегированные  акции. Как и обыкновенные акции, привилегированные акции представляют собой ценную бумагу, указывающую на долю участия ее держателя в корпорации.

От обыкновенных акций их отличает следующее:

дивиденды на привилегированные акции, как правило, устанавливаются по фиксированной ставке;

они выпускаются с указанием  номинала и размера дивиденда в процентах или в долларах на акцию;

дивиденды по привилегированным акциям выплачивается до выплат по обыкновенным акциям и не зависит от прибыли корпорации;

держатели привилегированных акций  имеют преимущественное право на определенную долю активов корпорации при ее ликвидации;

как правило, держатели привилегированных  акций не имеют преимущественных прав на покупку акций нового выпуска и права голоса.

2.2. Облигации

Облигация - ценная бумага на предъявителя, дающая владельцу право на получение годового дохода в виде фиксированного процента (в форме выигрышей и оплаты купонов). Облигация подлежит выкупу в течение обусловленного при выпуске займа срока.

В общем плане облигации представляют собой долгосрочные долговые обязательства  с фиксированным процентом. Различают три основных категории облигаций: облигации корпораций, облигации федерального правительства и муниципальные облигации.

Облигации корпораций - это обязательства корпораций перед кредиторами о выплате в установленные сроки суммы долга и процентов по полученным займам.

Как и акции, облигации являются ценными бумагами, но в отличие  от акций, которые представляют собой собственный капитал корпораций, облигации являются выразителями заемного капитала, то есть для корпорации они являются "долговыми бумагами". Держатели облигаций являются кредиторами корпорации, в то время как акционеры - ее совладельцами. В связи с этим права облигационеров отличны от прав акционеров: они не имеют права голоса и не могут участвовать в управлении компанией-эмитентом, но в то же время она обязана выплачивать проценты по облигациям причем делать это до рассмотрения вопроса о дивидендах по акциям. Кроме того, при ликвидации компании облигационеры имеют преимущественные права по сравнению с акционерами.

Облигационные отношения оформляются  специальным договором между  фирмой-эмитентом и инвестором (облигационным  соглашением), по условиям которого корпорация обязуется возместить инвестору предоставленную им сумму в установленный срок, а также в течение всего срока, на который выпущена облигация, выплачивать проценты по установленной ставке. Как и акционер, облигационер получает соответствующий документ, подтверждающий факт его владения облигациями - облигационный сертификат, в котором указываются название компании-эмитента, номинал, ставка процента, а также название "платежного агента" как по процентам, так и по капитальной сумме облигации.

Виды облигаций:

1. Купонные облигации или облигации на предъявителя.

К ним прилагаются специальные  купоны, которые должны откалываться два раза в год и представляться платежному агенту для выплаты процентов. Фактически купон - своеобразный простой вексель на предъявителя. Эти облигации обратимы, а купон и сертификат выступают в качестве титула собственности. Поскольку эти облигации оформляются на предъявителя, корпорация не регистрирует, кто является их собственником. Хотя они больше не выпускаются, старые выпуски все еще обращаются на рынке

2. Именные облигации.

Большинство облигаций корпораций регистрируются на имя их владельца, при этом ему выдается именной сертификат. Эти облигации не имеют купонов, а платежи по процентам осуществляет платежный агент в соответствии с установленным графиком. При продаже или обмене именных облигаций старый сертификат аннулируется и выпускается новый - с указанием нового владельца облигаций.

3. "Балансовые" облигации.

Этот вид облигаций приобретает все большее распространение, поскольку их выпуске не сопряжен с такими формальностями, как выдача сертификатов и т.п. просто все необходимые данные об облигационере вводятся в компьютер.

В зависимости от обеспечения облигации  разделяются на:

1. Обеспеченные облигации. Эти облигации имеют реальное обеспечение активами. Их можно разбить на три подтипа:

а) облигации с залогом имущества, которые обеспечиваются основным капиталом корпорации и иным вещным имуществом;

б) облигации с залогом фондовых бумаг, которые обеспечиваются находящимися в собственности компании-эмитента ценными бумагами какой-либо другой корпорации - как правило, ее филиала или дочерней компании;

в) облигации с залогом оборудования. Такие облигации обычно выпускаются транспортными корпорациями, которые в качестве залогового обеспечения используют, например, транспортные средства (самолеты, локомотивы и т.п.).

Смысл залогового обеспечения заключается  в том, что в случае банкротства компании или ее неплатежеспособности держатели обеспеченных облигаций могут претендовать на часть имущества компании.

2. Необеспеченные облигации. Эти облигации не обеспечиваются какими-либо материальными активами, они подкрепляются добросовестностью компании-эмитента, иначе говоря - ее обещанием. В случае банкротства компании держатели таких облигаций не могут претендовать на часть недвижимости. Эти облигации менее надежны, но и на них распространяются преимущественные права при ликвидации компании. В связи с тем же ставка процента по ним более высокая.

3. Другие виды облигаций.

а) Облигации с доходом на прибыль, или реорганизационные облигации предусматривают выплату процентов только в том случае, если у корпорации имеются существенные поступления, то есть в случае выпуска таких облигаций гарантируется погашение ее основной суммы, а выплата процентов зависит от решения совета директоров. Выпуск таких облигаций практикуется при рекапитализации корпорации - как правило, когда ей грозит банкротство.

б) Гарантированные облигации: они гарантируются не корпорацией-эмитентом, а другими компаниями. Чаще всего они используются: транспортными корпорациями, когда эмитент предоставляет какой-либо компании свое оборудование, а взамен эта компания выступает гарантом по облигациям первой фирмы, либо дочерними компаниями крупных фирм, когда дочерняя компания выпускает облигации, а гарантом выступает основное предприятие. Как видно из названия, в случае неплатежеспособности эмитента, все претензии облигационеров удовлетворяются гарантом.

в) Бескупонные облигации. По ним не выплачивается регулярного процента, однако это не значит, что они не приносят дохода. Дело в том, что при выпуске эти облигации продаются с дисконтом, а погашаются по номинальной цене при наступлении срока платежа, причем скидка тем больше, чем длиннее срок, на который выпущены облигации.

Стоит отметить, что в современной  практике различия между акциями и облигациями корпораций постепенно стираются. С одной стороны, происходит узаконивание выпуска "не голосующих" акций, а с другой - появились "голосующие" облигации. Стиранию этих различий также способствует так же эмиссия конвертируемых облигаций и выпуск так называемых "гибридных фондовых бумаг". Это явление отражает в определенной мере тенденцию сращивания промышленного и банковского капитала.

ГЛАВА III. Рынок ценных бумаг

 

В общем виде рынок ценных бумаг  можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг  между его участниками.

Классификации рынков ценных бумаг  имеют много сходства с классификациями  самих ценных бумаг. Так различают:

международные и национальные рынки  ценных бумаг;

региональные рынки ценных бумаг;

рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.);

рынки государственных и корпоративных  ценных бумаг;

рынки первичных и производных ценных бумаг.

Смысл той или иной классификации  рынка ценных бумаг определяется ее практической значимостью.

В той части, в какой рынок  ценных бумаг основывается на деньгах  как на капитале, он называется фондовым рынком. Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть рынка ценных бумаг в силу своих небольших размеров не получила специального названия, и поэтому часто понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считаются синонимами.

3.1. Понятие рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг - это часть финансового рынка. Другой его частью является рынок банковских ссуд. Коммерческий банк редко дает ссуду более чем на год. Выпуская ценные бумаги, можно получить ссуду на несколько десятилетий (облигации) или в бессрочное пользование (акции). За делением финансового рынка на две части стоит деление капитала на оборотный и основной. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Коммерческие банки предоставляют посредникам РЦБ ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают банкам крупные блоки ценных бумаг для перепродажи.

Важной частью рынка ценных бумаг  является денежный рынок, на котором  обращаются краткосрочные долговые обязательства, главным образом, казначейские векселя. Денежный рынок обеспечивает гибкую подачу наличности в казну государства и дает возможность корпорациям и отдельным лицам получать доход на их временно свободные денежные средства.

Как и любой другой рынок, РЦБ  складывается из спроса, предложения  и уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками (больше занимают, чем одалживают), а чистым кредитором является население, у которого доход по разным причинам превышает расходы на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (например, в недвижимость).

3.2. Функции рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг имеет целый  ряд функций, которые можно условно  разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

К общерыночным функциям относятся:

коммерческая функция, т.е. функция получения прибыли от операций на данном рынке;

ценовая функция, т.е. обеспечение процесса складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д.

информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;

регулирующая функция, т.е. создание правил торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления.

К специфическим функциям рынка  ценных бумаг можно отнести следующие:

перераспределительную функцию;

перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

перевод сбережений, прежде всего  населения, из непроизводительной в  производительную форму;

финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

функцию страхования ценовых и  финансовых рисков.

3.3. Составные части рынка ценных бумаг

Составные части рынка ценных бумаг  имеют своей основой не тот  или иной вид ценной бумаги, а  способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. С этих позиций выделяют следующие рынки:

первичный и вторичный;

организованный и неорганизованный;

биржевой и внебиржевой;

традиционный и компьютеризированный;

кассовый и срочный.

Первичный рынок - это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами, первая стадия процесса реализации ценной бумаги; первое появление ценной бумаги на рынке, обставленное определенными правилами и требованиями. Вторичный рынок - это обращение ранее выпущенных ценных бумаг; совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги.

Организованный рынок ценных бумаг - это их обращение на основе устойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками - участниками рынка - по поручению других участников рынка.

Неорганизованный рынок - это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил.

Биржевой рынок - это торговля ценными бумагами на фондовых биржах. Внебиржевой рынок - это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу. Биржевой рынок - это всегда организованный рынок ценных бумаг, так как торговля на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые тщательно отбираются среди всех других участников рынка.

Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным. Организованный внебиржевой рынок основывается на компьютерных системах связи, торговли и обслуживания по ценным бумагам. Торговля ценными бумагами может осуществляться на традиционных и компьютеризированных рынках. В последнем случае торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников в единый компьютеризированный рынок, характерными чертами которого являются:

отсутствие физического места, где встречаются продавцы и покупатели, и, следовательно, отсутствие прямого контакта между ними;

полная автоматизация процесса торговли и его обслуживания; роль участников рынка сводится в основном только к вводу заявок на куплю-продажу ценных бумаг в систему торгов.

Кассовый рынок ценных бумаг - это рынок с немедленным исполнением сделок в течение 1-2 рабочих дней.

Срочный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором заключаются разнообразные по виду сделки со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня. Чаще всего срок исполнения сделок составляет 3 месяца.

3.4. Субъекты рынка ценных бумаг

Субъекты рынка ценных бумаг - это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, т.е. вступают между собой в экономические отношения по поводу ценных бумаг.

Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг  в зависимости от их функционального  назначения:

эмитенты - организации, выпускающие ценные бумаги в обращение;

инвесторы - покупатели ценных бумаг, выпущенных в обращение;

фондовые посредники - торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг;

организации, обслуживающие рынок  ценных бумаг - организации, выполняющие все другие функции на рынке ценных бумаг, кроме функции купли-продажи;

государственные органы регулирования  и контроля.

В качестве эмитентов обычно выступают  государство, коммерческие предприятия и организации.

Информация о работе Ценные бумаги