Ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 23:24, реферат

Краткое описание

Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII-начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то серьёзное влияние, которое Л. Фейербах и особенно Гегель оказали на формирование их философских взглядов. Однако созданная Марксом философия существенно отличается от традиционных доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное единство философских идей с политико-экономической и научно-социальноё сторонами марксистского мировоззрения. Целостность многосторонняя взаимообоснованность «составных частей», универсальность марксизма во многом объясняют шроту распространения и влияния этого учения в быстро меняющемся мире XIX-XX веков.

Содержание

Введение
1.Биография Карла Маркса
2.Идеология марксизма
3.Философия на службе истории
4.Философский анализ политической экономии
5. Отчуждённый труд
6.Универсальный человек
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 26.95 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

 Введение

1.Биография Карла Маркса

2.Идеология марксизма

3.Философия на службе истории

4.Философский анализ политической экономии

5. Отчуждённый труд

6.Универсальный человек

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная  с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII-начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то серьёзное влияние, которое  Л. Фейербах и особенно Гегель оказали  на формирование их философских взглядов. Однако созданная Марксом философия  существенно отличается от традиционных доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное единство философских идей с политико-экономической и научно-социальноё сторонами марксистского мировоззрения. Целостность многосторонняя взаимообоснованность «составных частей», универсальность марксизма во многом объясняют шроту распространения и влияния этого учения в быстро меняющемся мире XIX-XX веков.

Учение Маркса вышло на общественную арену в 40 годах, стало  значительным идейно-политическим  движением в Европе в 70-90 годах XIX века. В России марксизм появился  и укрепился в конце XIX века.

Высшая цель марксизма -  разработка и теоретическое обоснование  освобождения порабощённого человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения  всякого рабства, унижения, отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл  исторического процесса реализуется  в философии посредством изучения, анализа, исследования, со одной стороны, всеобщего практического опыта  человечества и , с другой стороны - всеобщего духовного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности. Этот подход - по необходимости весьма обобщённый, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики.

Сердцевину, суть философии  марксизма образуют исследования фундаментальных  классических проблем, концентрирующихся  вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей  между собой и природы (или  сущности) человека вообще. Это мировоззренческое  «ядро» любой философии. На решении  этих проблем в марксистской философии  базируется ряд концепций более  конкретного характера( о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции), которые уже более тесно связанны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.

Чем дальше человечество будет  выходить из состояния господства архаических  и современных видов частной  собственности и отчуждённого труда, чем прочнее будут симптомы и  гарантии приближения к концу  его «предыстории», как назвал Маркс  общество, где сохраняется необходимость  материального производства в его  современной для XIX-XX веков форме, тем очевиднее будет становиться  для людей историческая перспективность, значимость философии марксизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Биография Карла Маркса

МАРКС (Marx) Карл (1818-83), мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Родился в г. Трир (Германия) в семье адвоката. В 1835-41 учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета. С 1842 редактор демократической «Рейнской газеты». В 1843 переехал в Париж, где познакомился с представителями социалистического и демократического движения. В 1844 началась дружба Маркса с Ф. Энгельсом. В 1845 Маркс переехал в Брюссель. В период революционных событий в Европе 1848-49 активно участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Энгельсом написал ее программу «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 – мае 1849 Маркс и Энгельс издавали в Кельне «Новую Рейнскую газету» (Маркс – главный редактор). После поражения революции Маркс выехал в Париж, а в августе 1849 переехал в Лондон, где прожил до конца жизни. Теоретическую и общественную деятельность продолжал благодаря материальной помощи Энгельса. Маркс был организатором и лидером 1-го Интернационала (1864-76). В 1867 вышел главный труд Маркса «Капитал» (т. 1); работу над следующими томами Маркс не завершил, их подготовил к изданию Энгельс (т. 2, 1885; т. 3, 1894). В последние годы жизни Маркс активно участвовал в формировании пролетарских партий. В середине 40-х гг. произошел переход Маркса от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму. Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в конце 19-20 в. Основные труды: «Экономическо-философские рукописи» (1844); «К критике гегелевской философии права» (1844); «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1845-46), обе совместно с Ф. Энгельсом; «Нищета философии» (1847); «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. » (1850); «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852); «Гражданская война во Франции» (1871); «Критика Готской программы» (1875). Маркс был организатором и вождем основанного 28 сентября 1864 в Лондоне 1-го Интернационала. Маркс стремился объединить рабочее движение разных стран, вел решительную борьбу против прудонистов, лассальянцев, бакунистов. В 1867 был опубликован 1-й том «Капитала» основного труда Маркса, в котором дан анализ развития капитализма и его исторических пределов. Работу над 2-м и 3-м томами «Капитала» Маркс не закончил. Их подготовил к изданию Энгельс. В написанной в 1875 «Критике Готской программы» Маркс подверг критике ошибки руководителей германской социал-демократии, разработал вопрос о двух фазах коммунизма. После роспуска 1-го Интернационала (1876) Маркс выдвинул в качестве основной политической задачи создание пролетарских партий в отдельных странах. Продолжателем дела Маркса и Энгельса явился В. И. Ленин, развивший марксистское учение в новых исторических условиях.

 

2.Идеология марксизма

Теоретическими источниками марксизма являются немецкая классическая философия, английская классическая политэкономия и французский утопический социализм. Познание марксистской идеологии должно начинаться с марксистской философии. Марксистскую философию составляют диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения и взаимодействие человека с окружающей действительностью, и наиболее общие принципы ее познания. Диалектический материализм воссоздан в 19 веке К. Марксом и Ф. Энегльсом, развит Г. Плехановым, В. Лениным и другими выдающимися мыслителями. Теоретическими источниками диалектического материализма явились идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Исторический материализм – марксистская наука об обществе, исследующая общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. Исторический материализм утверждает материальную основу общественной жизни, определяющую развитие всех других её сторон. Взяв за исходный пункт добывание средств к жизни, марксизм поставил в связь с ним те отношения, в которые люди вступают в процессе производства своей жизни, и в системе этих производственных отношений увидел основу – реальный базис каждого определенного общества – которая облекается политико-юридическими надстройками и различными формами общественного сознания. Каждая система производственных отношений, возникающая на определенной ступени развития производительных сил, подчинена как общим для всех формаций, так и особым, свойственным лишь одной из них, законам возникновения, функционирования и перехода в высшую форму. В работе «Нищета философии» (1847 год) – изложены основы исторического материализма. С точки зрения Маркса материалистическое понимание истории заключается в том, чтобы исходя, из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе – и политическое устройство обществ, право, мораль, религиозные и другие явления. Установление зависимости сознания людей от их общественного бытия и главного вида – материального производства – позволило Марксу переосмыслить роль духовной деятельности человека. По мнению Маркса идеи и теории даже самые радикальные не могут служить причинами исторических изменений реальности. Они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в этой реальности создадутся благоприятные возможности. Сознание есть ничто иное, как отражение и осознание людьми своего общественного бытия, способа производства материальных благ, деятельности и межчеловеческого общения. Основные философские идеи Маркса:

 

 Бытие определяет сознание. То есть развитие производства, развитие ресурсов, науки, приводит  установлению определенных производственных  отношений, которые формируют  основу общественно-экономической  формации. – Роль личности и  масс в истории соразмерны. Историю  вершат массы, историческая личность  появляется, когда в ней возникает  необходимость. Она может влиять  на конкретные проявления исторического  развития, но не может определять  ход развития истории. – История  развивается не по кругу, а  по спирали. Каждый виток внешне  повторяет предыдущий, но на более  высоком уровне. – Все законы  диалектики очень четко проявляются  в развитии истории. Центральное  место в историческом материализме  занимает категория общественно-экономической  формации. Общественно-экономическая  формация – это исторически  определенный тип общества, представляющий  собой особую ступень в его  развитии. Выработка этой категории  отличала исторический материализм  от абстрактных рассуждений об  обществе вообще. Каждая общественно-экономическая  формация представляет собой  социальный организм, отличающийся  от других. Маркс писал «выяснение  тех частных законов, которым  подчиняется возникновение, существование,  развитие и смерть данного  социального организма и замена  его другим высшим определяет  общественно-экономическую формацию».  В отличие от таких категорий  как государство, право, производительные  силы, общественно-экономическая формация  охватывает все стороны общества  и взаимосвязи. В основе каждой  формации лежит определенный  способ производства. Производственные  отношения, взятые, как совокупность  образуют сущность данной формации.

 

3.Философия на службе истории

Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получения  доктора философии) Маркс осознаёт как своё призвание защиту интересов  «бедной, политической и социально  обездоленной  массы. Этой цели и  должна служить философия. Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял тогда многие установки немецкой классической философии, и в частности представление  о роли философии в обществе. Философия- « духовная квинтесенция своего времени» - призвана вносить в общество мудрость и разум и тем самым содействовать общественно- историческому прогрессу. Но традиционные формы философской деятельности- университетское преподавание и сочинение учёных трактатов - Маркса не удовлетворяли. Он решил обратиться к философской публицистике. Недолгая работа в газете- статьи о свободе печати и цензуре, о сословном представительстве, о притеснениях сельского малоимущего населения, о бедственном положении крестьян, о бюрократизме чиновников- вызвала преследование правительства. Марксу пришлось уйти с поста редактора и отказаться от надежд работать в подцензурной прессе в Германии.

В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка. Пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности, который, как отмечал впоследствии Энгельс, необходимо следует за развитием  крупной промышленности и росте  городов. Борьба с этим положением - призвание пролетариата; уничтожение  частной собственности- путь к освобождению. Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества. Поэтому Маркс оценивает пролетариат как практическую силу, в союзе с которой философия может осуществить своё призвание: «Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, и как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую народную почву, свершится эмансипация «немца» в человека.

Для этой цели Маркс поначалу, в 1843-1844 годах, считал пригодным идеи Л. Фейербаха, лидера немецкой философии 40 годов. Значение его идей для философских  поисков Маркса заключалось кроме  материалистической общей установки  ещё ив том, что Фейербах соединил традицию гуманизма (человек- высшая ценность) с атеистическим отрицанием религиозных иллюзий, с реабилитацией чувственного начала в человеке и мыслями о гуманизации отношений человека к природе и к людям.

 

4.Философский анализ политической экономии

Соединение философской  основы фейербаховского гуманизма с критическим анализом доктрин - таков путь, избранный Марксом в 1844 году для достижения союза философии и пролетариата. Но приблизительно в тоже время эта исследовательская программа значительно расширилась. Побудительной причиной стало влияние молодого Ф. Энгельса, к 1844 году самостоятельно пришедшего к коммунизму, материализму и также увлечённого философией Фейербаха. Но, в отличие от Маркса, Энгельс, проживавший с 1842 по 1844 годов Англии, уже был хорошо знаком с организованным массовым рабочим движением- чартизмом, с английской социалистической и коммунистической литературой и, что самое важное, с политической экономией великих англичан А.Смита, Д. Рикардо. В журнале «Немецко-французские ежегодники» рядом со статьями Маркса была опубликована критическая работа Энгельса об английской политической экономии («наброски к критике политической экономии», 1844). Энгельс критиковал эту науку с позиции защитника интересов пролетариата. Для Маркса в этой небольшой статье открылась новая область знания, освоить которую он посчитал совершенно необходимым для создания нового мировоззрения.

Так в 1844 году соединились  в творчестве Маркса важнейшие компоненты для создания единой, целостной философско-мировоззренческие  концепции. Политико-экономический  анализ действительности Маркс соединил с философской традицией немецкой классики и с критической переработкой теорий утопического коммунизма и социализма. Таким образом, источники марксизма- наиболее передовая общественная мысль Европы. Маркс сознательно ориентируется на создание интернационального, всемирно-исторического учения.

Информация о работе Ценные бумаги