Цена и ценообразование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение цены и ценообразования в рыночной экономике.
Задачи курсовой работы:
- изучение цены как экономической категории с точки зрения различных теоретических подходов;
- изучение функций и видов цен в экономике, а также рассмотрение основных этапов ценообразования;
- рассмотрение особенностей ценообразования в российской экономике.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы цены и ценообразования 5
1.1 Цена как экономическая категория, виды и функции цены 5
1.2 Сущность и методы ценообразования 19
2 Ценообразование в российской экономике 30
2.1 Особенности ценообразования в российской экономике 30
2.2 Государственное регулирование процесса ценообразования 31
Заключение 34
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

obraz.docx

— 204.91 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование цен обычно реализуется на основе сочетания: административного регулирования цен (тарифов), т.е. прямого вмешательства государства в ценообразующие процессы, путем принятия соответствующих законодательных и нормативных актов; экономического регулирования цен (тарифов), т.е. косвенного влияния на цены через кредитно-финансовый механизм и налогообложение.

При административном регулировании цен выделяются следующие ограничения цен:

  • государство само устанавливает цены (фиксированные или регулируемые) введением государственных прейскурантных цен; «замораживанием» свободных рыночных цен; фиксированием цен предприятий-монополистов и предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
  • государство или уполномоченные органы устанавливают правила для предприятий, в соответствии с которыми они самостоятельно устанавливают цены;
  • государство вводит ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка, устанавливая свободные, договорные цены.

Регулирование государственными органами цен осуществляется не только в централизованно управляемой, но и в рыночной экономике и чаще всего распространяет сферу действия на товары и услуги, имеющие жизненное значение для государства и общества (земля, стратегическое сырье, топливо и энергия, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости).

Государств в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования экономических процессов включает три важных средства: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний и т.д.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависит величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений.

Цена влияет на характеристики товара, методы его продвижения и каналы распространения, равно как и все эти факторы влияют на цену. Предприятие не просто устанавливает единую цену, а скорее создает целую систему ценообразования, которая охватывает цены на различные товары их ассортимент. Структура ценообразования изменяется одновременно с тем, как товар проходит свой жизненный цикл. Предприятие корректирует цены на товар, исходя из издержек и спроса, учитывая различные ситуации и потребности покупателей.

В условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

Установление цены - один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

Окончательная цена зависит от многих факторов: различные виды рекламы, скидки покупателям, оборот, доставка, кредитование покупателя и другие формы оплаты, место в объеме продаж (наиболее пользующийся спросом), необходимость в разбивке партии товара, наличие у данного товара торговой марки (фирменная или нет) организационные расходы, и, конечно же, фактическая себестоимость товара. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. Наладить торговлю, занять свое место на рынке, сформировать репутацию компании, предоставляющую самые минимальные цены, приучать покупателей к своим ценам, формировать интерес к своей компании, добиваться роста доходов и расширения дела, поддерживать на должном уровне свое положение на рынке - вот главные задачи фирмы. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему.

Таким образом,  прежде чем установить окончательную цену, фирма должна выбрать метод ценообразования, учесть степень государственного регулирования, издержки производства, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Успех фирмы зависит от грамотного анализа всех ценообразующих факторов и правильного выбора ценовой политики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аносова А.В., Ким И.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: сборник задач и упражнений: практическое пособие. М.: «Юрайт», 2013. – 154с.
  2. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Макроэкономика. Учебник. Высшее образование: Бакалавриат. М.: Инфра-М, 2013. – 202с.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование, 2008
  4. Золоторчук В.В. Макроэкономика. Учебник. М.: Инфра-М, 2012.- 608с.
  5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007
  6. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - М.: КноРус, 2007
  7. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для студентов вузов, обучающихся по финансово-экономическим специальностям. - М.: Норма, 2007
  8. Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - М.: ИТК «Дашков и К0», 2007
  9. Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006
  10. Сидорович В.А. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие для студентов вузов по дисциплине "Экономика". - М.: ДиС, 2008.
  11. Чепурин М.Н., Кисилева Е.А. Курс экономической теории. Гриф МО РФ. М.: АСА, 2012. – 848с.
  12. Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Экономическая теория. В двух томах том первый. М.: Владос, 2010. – 816с.
  13. Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Экономическая теория. В двух томах том второй. М.: Владос, 2010. – 712с.

 


Информация о работе Цена и ценообразование в рыночной экономике