Цена и ценообразование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Ценовая политика предприятия используется им для достижения следующих целей:
максимизации рентабельности продаж, то есть отношения прибыли (в процентах) к общей величине выручки от продаж;
максимизации рентабельности чистого собственного капитала предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетом всех обязательств);
максимизации рентабельности всех активов предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме бухгалтерских активов, сформированных за счет как собственных, так и заемных средств);

Вложенные файлы: 1 файл

МОя.docx

— 79.35 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики  значение цены  огромно. Цена определяет  структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение  товарной массы и, наконец, уровень  жизни общества. Успех коммерческого  предприятия определяют следующие  составляющие: научно обоснованная ценовая  стратегия; разумная ценовая тактика  и правильная  методика установления цен. Цена и ценовая политика для  предприятия – второй после товара существенный элемент маркетинговой  деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и цен должно уделяться самое пристальное  внимание со стороны руководства  любого предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать  свою деятельность на рынке, так как  любой ложный или недостаточно продуманный  шаг немедленно отражается на динамике продаж и рентабельности. Принятие решения в области цен сопряжено  с необходимостью, учитывать многочисленные факторы, в частности такие, как :

  • cебестоимость товара, или вернее, ее стоимостная оценка, насчитанная различными  способами;
  • цена конкурентов и возможность ее изменения;
  • ожидаемая реакция покупателей на возможное изменение цены;
  • прямое и косвенное воздействие со стороны государства на политику цен.

Ценовая политика предприятия используется им для достижения следующих целей:

  • максимизации рентабельности продаж, то есть отношения прибыли (в процентах) к общей величине выручки от продаж;
  • максимизации рентабельности чистого собственного капитала предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетом всех обязательств);
  • максимизации рентабельности всех активов предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме бухгалтерских активов, сформированных за счет как собственных, так и заемных средств);
  • стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции, то есть доли предприятия в общем, объеме продаж на данном товарном рынке (эта цель может приобретать особое значение для предприятий, действующих на рынке, где любые колебания цен порождают существенные изменения объемов продаж);
  • достижение наиболее высоких темпов роста продаж.

Политика цен предприятия, в  свою очередь, является основой для  разработки его стратегии ценообразования, то есть набора практических факторов и методов, которых целесообразно  придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые  предприятием. Активная политика предприятия в сфере ценообразования состоит в установлении цен на продукцию, выпускаемую предприятием, на основе рассмотрения следующих факторов: цены, которые могут обеспечить реализацию продукции; объемы реализации этой продукции, возможные при этих ценах; объемы производства этой продукции, которые необходимы при таких объемах реализации; средние затраты, которые соответствуют этим объемам производства; рентабельность продукции к затратам и активам предприятия, которые могут быть достигнуты при избранных ценах и достигнутых объемах производства.

Ценообразование является важной проблемой  в рыночной экономике. Именно цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма современных экономических  систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового механизма или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное  действие оборачивались большими или  меньшими негативными последствиями  в развитии общественного производства во многих странах на тех или иных этапах их развития.

Объектом исследования выступает  ценовая политика предприятий.

Предметом исследования служит цена.

Целью данной работы является изучение роли цены в системе маркетинга.

Теоретическую основу исследования составили  научные труды отечественных  авторов по данной проблеме: В.Е. Есипова, А. В. Шибайкина,И.А. Минакова, М.С. Абрютиной, Э.А. Уткина, и др.

Структура данной курсовой работы включает: введение, две главы, заключение, библиографический список.

 

 

 

 

ГЛ АВА 1. ЦЕНА – ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1.ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ И ЕЕ ФУНКЦИИ ЦЕН В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Цена – денежное выражение  стоимости товара. Она является единственным элементом маркетинг-микса, который приносит доходы фирме. Она одна из самых гибких легко изменяемых элементов в отличие от других элементов комплекса маркетинга. К числу наиболее часто используемых определений цены можно отнести следующие:

1) цена — издержки производителя  + искусство менеджера:

2) цена — количество  денег, уплачиваемых за данный  товар.

Экономическая сущность цены позволяет выделить следующие ее функции:

1) информационная — предоставление информации об уровне цен для принятия хозяйственных решений;

2) стимулирующая — ориентация предприятий на применение наиболее экономичных методов производства и рациональное использование ресурсов;

3) распределительная — распределение доходов посредством цен;

4) балансирующая — установление рыночного равновесия между спросом и предложением посредством цен.

5) учётная — отражение общественно необходимых затрат труда на выпуск и реализацию продукции.

Цена выступает во множестве  разных лиц, понятий. Например, за жилье  – квартплата, оплата за обучение, проценты за ссуду, тариф за электроэнергию. Цена определяет коммерческие результаты деятельности, конкурентоспособность  товара и фирмы, поведение покупателей.

Цена относится к категории  контролирующих факторов маркетинга, поэтому существует множество методик  ее определения, с помощью которых  цена приспосабливается к факторам окружающей среды. Все действующие  в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая состоит из отдельных блоков и элементов. Они находятся в постоянном развитии и взаимосвязи по принципу «сообщающихся» сосудов. Ведущими ценами являются цены в топливно-энергетическом  комплексе, в металлургии, цены на сельскохозяйственную продукцию.

1.2. КЛАССИФИКАЯ   ЦЕН

Действующие в экономике  цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества  факторов. Эта система состоит  из отдельных взаимозависимых взаимодействующих  блоков цен, таких как оптовые  цены, тарифы транспорта и связи  и др.

Блоки цен, в свою очередь, состоят из более мелких блоков или  подблоков. Так, блок оптовых цен делится на два подблока — оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности. Блок тарифов транспорта и связи состоит из нескольких подблоков: тарифы железнодорожного транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы автотранспорта и т.д. Все блоки взаимосвязаны между собой.

Взаимосвязь и взаимозависимость  цен, входящих в единую систему, определяется двумя важнейшими условиями:

    • во-первых, все цены формируются на единой методологической         основе — на законах стоимости, предложения и спроса;
    • во-вторых, все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны.

Взаимосвязь и взаимозависимость  цен в единой системе не исключает  самостоятельного движения отдельных  блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков.

Необходимо отметить тесную связь между системой цен и  экономической средой, включающей в  себя товарное производство, различные  формы собственности, конкуренцию  и т.д., т.е. составные части рыночной экономики.

По ряду экономических  признаков все цены разделяются  на виды и подвиды.

1) в зависимости от  обслуживаемых ими отраслей и  сфер экономики цены классифицируются  следующим образом:

а) оптовые цены;

б) закупочные цены;

в) цены на строительно-монтажные  работы и услуги;

г) тарифы грузового и  пассажирского транспорта;

д) розничные цены;

е) тарифы на оказываемые  населению платные услуги;

ж) цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;

з) надбавки, скидки, наценки  в сфере обращения.

а) оптовые цены — цены, по которым реализуется и соответственно закупается продукция предприятий, фирм и организаций. Как уже было сказано, оптовые цены подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности. Оптовые цены предприятия — цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям — другим предприятиям и организациям, а также сбытовым и оптовым органам. Реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить издержки производства и реализации и получить нормальную прибыль. На основе оптовых цен предприятия производятся анализ и расчеты стоимостных показателей работы. Таким образом, оптовая цена предприятия обращена к производству, тесно связана с ним. Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена. Она применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одного и того же предприятия и может ис-пользоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и применительно к услугам, в том числе к управленческим платежам и процентам за кредит. За последние годы трансфертные цены получили большое распространение, поскольку внутрифирменная торговля становится важным элементом международной торговли. Трансфертные цены могут существенно влиять на конкурентоспособность предприятия на рынке. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспособность данного предприятия. Пониженные цены иногда применяются для уменьшения таможенных пошлин, однако это противоречит антимонопольному законодательству. Оптовые (отпускные) цены промышленности — цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию сбытовым (оптовым) организациям. Эти цены применяются во многих отраслях экономики. Если оптовые цены предприятия более тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны с оптовой торговлей. Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Она формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок, с нее в зависимости от качества товаров, расстояния от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом;

б) закупочные цены — это  цены (оптовые), по которым сельскохозяйственная продукция реализуется сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительным организациям, на рынке и др.);

в) цены на строительно-монтажные  работы и услуги. Эти работы и  услуги оцениваются по двум видам  цен:

- сметная стоимость —  предельный размер затрат на  строительство каждого отдельного  объекта;

- прейскурантная цена  — усредненная сметная стоимость  единицы конечной продукции типового  строительного объекта;

г) тарифы грузового и  пассажирского транспорта — плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения;

д) розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.  Разновидностью розничной цены является аукционная цена. Аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше или ниже ее) и в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.

2) цены также классифицируются  в зависимости от территории действия:

а) цены, единые по стране (Единые цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции и услуги, при этом цены регулируются (фиксируются) государственными органами (энергоносители, электроэнергия, квартплата и др.).

б) цены региональные (зональные, местные) - региональные цены могут быть оптовыми, закупочными, розничными. Они устанавливаются предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются также цены и тарифы на подавляющее число жилищно-коммунальных бытовых услуг, оказываемых населению лавной характеристикой, определяющей соотношение спроса и предложения, является рыночная цена на продукцию.     

Ценообразование и цены - одна из наиболее сложных  проблем, в которой перекрещиваются  большинство экономических, социальных и политических проблем государства. Цена - количество денег, в обмен на которое продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Цена - это превращенная форма стоимости, ее денежное выражение. В процессе межотраслевой конкуренции капиталов стоимость превращается в цену производства, которое обеспечивает среднюю норму прибыли на авансированный капитал. В этих условиях действие закона стоимости проявляется через колебание рыночных цен вокруг цены производства, поэтому динамика движения последней на национальных рынках взыскивает определяющее влияние на динамику рыночных цен.

Информация о работе Цена и ценообразование в рыночной экономике