Формирование тарифов на услуги естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является – исследование явления естественной монополии в России, и роль государства в ценообразовании данной отрасли.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность понятия естественной монополии;
каким образов формируются тарифы на услуги естественных монополий; рассказать о естественных монополиях в России; рассказать о прогнозах тарифной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Ценообразование на услуги естественных монополий................….4
1.1. Понятие, сущность и виды монополий……………………..…………...4
1.2. Ценообразование на услуги естественных монополий………….……..7
Раздел 2. Естественные монополии в России...……………………………....11
2.1. Естественные монополии в России…...………………………………..13
2.1.1 Электроэнергетика……………………………………………………....13
2.1.2 Газовая промышленность…………………………………….…………14
2.1.3 Железнодорожный Транспорт………………………………………….15
2.2. Прогноз тарифной политики субъектов естественных монополий.....16
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованных источников и литературы………………………....23

Вложенные файлы: 1 файл

курсоая эк. теория.docx

— 52.87 Кб (Скачать файл)

Именно так поступили  при установлении тарифов на телефонную связь в Аргентине [1].

Свои тарифные заявки монополисты  в России формируют по старому «советскому» принципу: «проси больше – всё равно дадут меньше». Так вот этого «меньше», как показывает практика, бывает вполне достаточно. Более того, тарифный рост в отраслях естественных монополий оказывается более высоким по сравнению с отраслями рыночного тарифообразования .

Проблема рациональной тарифной политики является наиболее важной и  сложной для предприятий естественных монополий особенно в условиях рыночных преобразований. От решения этой проблемы зависит финансовое состояние любого предприятия, уровень его доходов и прибыли, а также возможность инвестирования в развитие своего хозяйства за счет собственных ресурсов [12].

Правильная тарифная политика также важна для экономики  в целом, поскольку рациональные структура и уровень цен на продукцию, работы, услуги предприятий  – монополистов могут и должны вносить вклад в стабилизацию экономики, расширять налогооблагаемую базу, а следовательно, приносить  дополнительные доходы в государственный, региональный и местный бюджеты. Наконец, сами потребители хотят платить только за то, что получили, и не желают субсидировать других пользователей или другие услуги, как это имело и имеет место при ценообразовании в сфере естественных монополий.

Стоимость работ и услуг  должна регулироваться, так как любая  монополия заинтересована в их завышении. В жилищно-коммунальном хозяйстве  данная проблема особенно обострена  в силу социальной значимости оказываемых  услуг. Отсутствие конкуренции означает, что предприятие может сохранять  неэффективную структуру производства [13].

Процесс формирования тарифа на жилищно-коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса  между техническими задачами и финансовыми  потребностями поставщиков услуг  и платежеспособным спросом потребителей. Утвержденный тариф (цена) должен быть связан с конкретной программой деятельности предприятия.

В рамках муниципальных образований  целесообразно проводить единую тарифную политику при установлении цен на коммунальные услуги, поставляемые по инженерным сетям, находящимся в  муниципальной собственности. На примере, желательно, чтобы стоимость услуги по отоплению была одинаковой по всему  муниципальному образованию внутри каждой из групп потребителей не зависимо от конкретного источника тепла.

Такой подход определяет необходимость  расчета средневзвешенной стоимости  работ и услуг, выполняемых разными  подрядчиками по разным ценам , и включение  ее тариф на данную жилищно-коммунальную услугу.

Для обеспечения баланса  интересов необходимо создать публичную  систему формирования и регулирования  тарифов, в том числе на муниципальном  уровне, с методическим и информационным взаимодействием между отдельными элементами системы, а также нормативную  базу для внедрения такой системы [7].

Важнейший элемент отношений  в системе «производитель – потребитель» - тарифы, по которым оплачиваются продукция, работа, услуги рассматриваемых предприятий  и которые влияют на величину спроса и объем доходов, являющихся основным источником денежных средств для  функционирования и развития как  фирм, оказывающих услуги, так и  отраслей, в состав которых они  входят.

До сих пор тарифы как  на базовые (традиционные), так и  на новые услуги этих производств  разрабатываются на основе принципа формирования стоимости этих услуг, т.е. денежного выражения необходимых  затрат, связанных с предоставлением  конкретного вида услуг, по формуле  «себестоимость +», где в плюсе  кроме прибыли могут также  учитываться в стоимостном выражении  инфляция и повышение качества услуги.

В настоящее время обсуждаются  различные методы ценообразования, а также принципиальные вопросы  понятийного характера, например: вопрос точности оценивания издержек. Учитывая, что издержки, особенно постоянные, основаны на эффективных операциях, обсуждается, какую структуру конкретной отрасли принять за наиболее эффективную  при использовании инженерного  или «снизу-вверх» подхода к определению  издержек на услуги и какой подход более значим, например:

- метод исчисления затрат  в соответствии с видами деятельности;

- метод разработки моделей  для определения полностью распределенных  затрат и выбора наилучшего  метода распределения затрат  и метод относительного выхода;

- метод валового дохода;

- метод чистого дохода;

- метод характерных затрат.

После выбора метода оценки издержек встает ряд других вопросов, связанных с ценой услуги, определением ценовой эластичности различных  услуг, а также ее реалистичности.

Только системный подход к ценообразованию в отраслях естественных монополий государства  с учетом всех особенностей деятельности каждого предприятия и внешней  среды может быть достаточно эффективным [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ  В РОССИИ

 

2.1 ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ.

 

 

2.1.1 ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА.

В  российской  электроэнергетике   естественная   монополия   сложилась исторически. Передающая энергию сеть по  природе  своей  предназначена  быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к.  означала  бы повсеместное сооружение нескольких  параллельных  друг  другу  дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально  одних  и  тех  же  услуг  и отличающихся  друг  от  друга  лишь  тем,   что   они   принадлежат   разным хозяйствующим  субъектам.  Сомнительная  выгода  от  экономии  на  издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами  сетей  не идет  ни  в  какое  сравнение  с  бездумными  затратами   на   строительство передающих сетей.

Но сейчас принимаются  энергичные меры для  развития  конкуренции  между производителями электрической энергии, в частности, вводится,  совершенно   новый   рыночный   механизм   определения   цены электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном  уровне  спроса,  определяемом  на  основе   заявок   на   покупку

электроэнергии; предполагается   завершение   формирования   нормативно-правовой   базы функционирования всего оптового рынка электрической энергии, в том  числе утверждение правил работы  оптового  рынка  на  принципах  конкуренции  и порядка расчетов между субъектами оптового рынка, разработка договоров на поставки электрической энергии и  мощности,  договоров  на  использование межсистемной электрической  сети  оптового  рынка  и  сетей  региональных энергоснабжающих компаний, определение условии взаимоотношений  оператора оптового рынка с его участниками; намечается переход к  конкуренции  электростанций  на  оптовом  рынке  по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей; расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.

Основной целью  образования  РАО  "ЕЭС  России"  в  форме  акционерного общества  (когда  в  ноябре  1992г.  были  объединены  мощности  свыше   700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой  энергосистемы)  было  формирование оптового рынка электроэнергии.  В  федеральное  владение  РАО  "ЕЭС  России" поступили  около  50  новейших  электростанций  (это  более  половины  общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.

В структуре капитала РАО "ЕЭС  России"  государству  принадлежит  52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится  30,7%.  РАО  "ЕЭС  России" контролирует  77,7%  суммарной  мощности  электростанций  страны.   Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО  имеет  50  и более процентов акций, в остальных -  менее  50%.  Основные  фонды  компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная  капитализация  холдинга  составляет около 13 млрд. долл. Владея большей  частью  энергетических  мощностей,  РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач  страны.

Среди станций, не входящих в  РАО,  значительную  долю  составляют  АЭС,  на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Толчком  к  регионализации,  дроблению  единого  рынка  электроэнергии послужило  введение  в   1991г.   дифференцированных   тарифов   по   оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в  зависимости  от  реальных затрат  каждой  энергосистемы,  что  привело   к   нерациональной   загрузке энергетических  мощностей.  Хронически   недогруженными   остаются   крупные высокоэффективные станции при более полной загрузке менее эффективных  малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.

Главная проблема российской  электроэнергетики  -  неплатежи.  В  силу специфики   производимой   продукции   применение   санкций   в    отношении неплательщиков чрезвычайно  затруднено.  Положение,  вызванное  неплатежами, можно  существенно  улучшить  путем  реализации  значительного   экспортного потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии,  произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно  до  16  млрд.  долл.

Однако  для  передачи  больших  объемов   электроэнергии   на   значительные расстояния  с  сохранением  ее  параметров  требуется   модернизация   линий электропередач  и  вспомогательных  сооружений.  Пока  в   страны   дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.

По мнению  доктора  экономических  наук  А.  Городецкого  и  кандидата экономических  наук  Ю.   Павленко   -   «необходимо   полнее   использовать преимущества единой  централизованной  энергосистемы  как  более  устойчивой формы  организации  энергетического  хозяйства.   Организация   производства электрической энергии, при которой в одних руках сосредоточены  генерирующие мощности,  передающие  и  распределительные   сети,   предоставляет   больше возможностей для экспансии на внешние  рынки.  Не  случайно  подобная  схема успешно работает во  Франции  -  одном  из  крупнейших  в  мире  экспортеров электроэнергии» [4].

 

2.1.2 ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Путем преобразования  Государственного  газового  концерна  в  феврале 1993г. создано РАО "Газпром", в 1999 г. оно преобразовано в ОАО "Газпром"  в соответствии с требованиями законодательства об  акционерных  обществах.  На его долю  приходится  около  25%  всех  поступлений  в  федеральный  бюджет.

"Газпром"  -  крупнейший  кредитор  российской  экономики.   ОАО   "Газпром" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок  в  Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными  активами,  в основном  в  виде  долей  в   компаниях,   владеющих   газотранспортными   и газораспределительными  системами.  "Газпром"  включает   8   газодобывающих объединений  и  13  региональных  газотранспортных  предприятий,   а   также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт";  они  осуществляют  около  95% добычи и 100% транспортировки газа.

Уникальность ресурсной  базы и наличие  развитой  системы  газопроводов определяет устойчивость позиций "Газпрома"  на  мировом  рынке.  В  создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны  Западной  Европы,  где подобная система только начинает формироваться. Так,  в  Германии  "Газпром" имеет мощную систему  газопроводов,  позволяющую  выйти  непосредственно  на потребителя и тем самым существенно повысить  выручку  от  реализации  газа.

"Газпром"  создал  ряд  альянсов  с  крупнейшими   западными   корпорациями, позволивших  объединить  технологический,  финансовый  и  научно-технический потенциал  компаний.  Так,  объединение  с  группой  "Wmtershall"  (дочернем предприятии концерна "BASF") дает "Газпрому" возможность  контролировать  до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

Входящие в систему  "Газпрома"  как  крупные,  так  и  менее  значимые предприятия фактически остаются его производственными  подразделениями,  они не  являются   собственниками   ни   своих   активов,   включая   права   на недропользование, ни своих доходов. С правовой точки зрения - это  унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления [3].

 

 

 

2.1.3 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ.

На долю железных дорог  приходится около 77%  грузооборота  всех  видов транспорта  общего  пользования   страны   и   45%   пассажирооборота,   что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Основная  продукция  отрасли  (перевозки)  создается,   как   правило, несколькими предприятиями - железными  дорогами,  то  есть  на  уровне  всей отрасли.   Отсюда    необходимость    централизованного    формирования    и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов  для развития  железнодорожной  сети,  приобретения  и  ремонта  железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.

В  России  показатели  производительности  российских  железных  дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного  занятого на перевозках в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии н  Китае.

При этом время оборота  вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в  США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные  дороги нерентабельны:  убытки  достигают  50%  и  компенсируются   государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются  за  счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с  прибылью  (притом, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем  в  западных странах) [3].

Информация о работе Формирование тарифов на услуги естественных монополий