Формирование тарифов на услуги естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является – исследование явления естественной монополии в России, и роль государства в ценообразовании данной отрасли.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность понятия естественной монополии;
каким образов формируются тарифы на услуги естественных монополий; рассказать о естественных монополиях в России; рассказать о прогнозах тарифной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Ценообразование на услуги естественных монополий................….4
1.1. Понятие, сущность и виды монополий……………………..…………...4
1.2. Ценообразование на услуги естественных монополий………….……..7
Раздел 2. Естественные монополии в России...……………………………....11
2.1. Естественные монополии в России…...………………………………..13
2.1.1 Электроэнергетика……………………………………………………....13
2.1.2 Газовая промышленность…………………………………….…………14
2.1.3 Железнодорожный Транспорт………………………………………….15
2.2. Прогноз тарифной политики субъектов естественных монополий.....16
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованных источников и литературы………………………....23

Вложенные файлы: 1 файл

курсоая эк. теория.docx

— 52.87 Кб (Скачать файл)

2.2 ПРОГНОЗ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ 

Инвестиционные программы  субъектов естественных монополий на 2011-2013 годы и размеры их финансирования пересмотрены в сторону снижения по сравнению с первоначальными планами в связи с сокращением спроса основных потребителей, а также со снижением темпов роста инвестиционных затрат вследствие более низких дефляторов в капитальном строительстве и индексов цен на используемые в строительстве материальные ресурсы по сравнению с предусматриваемыми ранее.

В условиях кризиса при  общем падении совокупного спроса инвестиции естественных монополий  будут благоприятно сказываться  на экономике – поддерживать строительную индустрию и обслуживающие ее отрасли, сдерживать безработицу и  снижение реальных доходов населения, что позитивно отразится как  на доходах, так и на расходах бюджета. Сокращение инвестиций в инфраструктурные проекты, доля которых в общем объеме капитальных вложений составляет, по оценке, на 2010 год 27,2%, может негативно сказаться на экономической динамике российской экономики в период выхода из мирового кризиса.

Субъекты естественных монополий  в меньшей степени страдают от кризиса, чем остальные отрасли  экономики в силу относительной  стабильности спроса на реализуемые  товары и услуги и снижения стоимости  закупаемого топлива, строительных работ, материалов и оборудования по сравнению с их запланированной  стоимостью. Субъекты естественных монополий, за исключением генерации электрической  энергии, в отличие от других отраслей экономики, не испытали падения цен  на производимую продукцию и оказываемые  услуги. В результате финансовые результаты деятельности монополий оказались  значительно лучше, чем в других секторах экономики.

Параметры роста внутренних цен на газ в прогнозный период определялись, исходя из необходимости  сокращения разрыва между доходностью  поставок газа на внутренний и внешний  рынок, а также покрытия экономически обоснованных издержек на добычу и  транспортировку газа и минимально необходимого объема инвестиций.

Также учитывалась необходимость  постепенного выравнивания образовавшихся перекосов между ценами на газ, уголь, мазут и улучшения структуры  топливного баланса с целью стимулирования роста потребления угля и других видов топлива в условиях дефицита газа на внутреннем рынке.

Исходя из вышеуказанных  факторов, рост регулируемых оптовых цен на газ на 2011-2013 годы предполагается в размере 15% в год (с января) для всех категорий потребителей, кроме населения. Для населения планируется проводить повышение цен два раза в год: на 5% с 1 января и на 15% с 1 апреля.

В отличие от 2010 года, повышение регулируемых цен для промышленных потребителей будет осуществляться один раз в год. В среднем за год рост цен составил в 2011 году – 26,5%, а в 2012-2013 годах – 15 процентов. При этом внутренние цены на газ будут существенно ниже, чем цены поставки за пределы России. Так, в 2013 году оптовая цена на газ без учета НДС составит 82 и 85 долларов США по вариантам, что соответственно в 2,5-3 раза ниже предусматриваемых контрактных цен поставки за рубеж.

   Вместе с тем рост цен на газ, поставляемый для населения, не окажет существенного прямого влияния на рост тарифов на услуги ЖКХ и инфляцию в связи с низкой долей затрат в расходах населения (оплата газоснабжения составляет около 6% и 0,4-0,5% в корзине оплаты услуг ЖКХ и потребительской корзине в целом). Основное влияние роста цена на газ на рост тарифов на услуги ЖКХ будет происходить в связи с повышением цен на электрическую и тепловую энергию. Рост цен на газ в среднегодовом выражении приведет к следующему росту прямых затрат (не учитывая косвенных затрат, связанных с ростом цен на другие товары и услуги) представлен в таблице 1:

Год

2010

2011

2012

2013

Электроэнергетика

2,6%

4,6%

3,1%

3,4%

Теплоэнергетика

6,3%

10,7%

7,2%

7,4%


Таблица 1. Рост прямых затрат в среднегодовом выражении, в %.

Также планируется продолжить работу по ликвидации перекрестного  субсидирования в газораспределении  и сбыте газа. При этом рост тарифов  на транспортировку газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги в 2011 году для населения будет синхронизирован с ростом оптовых цен на газ для населения по отношению к декабрю 2010 года, а для 4-7 групп потребителей – не должен превысить среднегодовой уровень роста оптовых цен на газ.

Кроме того, будет продолжено поэтапное изменение подходов к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам в части введения единой зависимости изменения стоимости газа, с учетом стоимости транспортировки, от расстояния транспортировки (расстояния от территории добычи газа до региона потребления газа). Это отразится на несколько более высоком относительно среднего уровня росте цен на газ для ряда регионов.

Предполагается, что к 2012 году произойдет полная либерализация рынка электроэнергии, за исключением отпуска электроэнергии населению и в неценовых зонах и изолированных энергосистемах.

Наиболее важным для экономики  представляется ограничение роста  регулируемых тарифов на электроэнергию в 2011 году. Рост стоимости электроэнергии оказывает наиболее значимое воздействие не только на издержки в экономике, но и на инфляцию (на 1% роста инфляция увеличивается на 0,08-0,09 п. пункта). Так, в 2010 году в связи с ожидаемым ростом стоимости электроэнергии на 21-22%, издержки в промышленности вырастут примерно на 0,9-1%, что в условиях падения спроса и невозможности переносить растущие издержки на цены приведет к ухудшению финансового состояния промышленных потребителей на 7 п. пунктов.

Вместе с тем необходимо создание финансовых ресурсов для продолжения  обновления выбывающих основных фондов энергетики с целью обеспечения  потребностей экономики в бесперебойном  энергоснабжении, а также покрытия затрат энергетики на топливо (газ, уголь, мазут). Потребление электрической  энергии по Российской Федерации прогнозируется в 2012-2013 годах с незначительным ростом, относительно 2010года.

Предлагаемый рост регулируемых тарифов не учитывает возможность  регулирующего органа субъекта Российской Федерации самостоятельно принимать  решение о превышении придельных уровней тарифов за счет инвестиционных программ, в соответствии с Федеральным  закон от 04.11.2007 №250-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России», а также субсидии на ликвидацию межтерриториального  перекрестного субсидирования в энергетике. При этом по отдельным субъектам Российской Федерации секторам электроэнергетики рост тарифов будет различаться в связи с отличиями в объемах полезного отпуска электрической энергии, структуре производства электрической энергии, росте затрат и объемах инвестиционных программ, установленными в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации (в т.ч. на строительство объектов, необходимых для проведения Олимпиады 2014 года в г. Сочи и саммита АТЭС 2012 года в г. Владивосток) в части финансирования за счет регулируемых тарифов и свободных цен.

          Рост регулируемых тарифов для населения составит в 2012-2013 годах 10% ежегодно.

В либерализованном секторе  энергетики (генерация) рост свободных  цен будет определяться преимущественно  факторами внутреннего спроса и  ростом цен на котельно-печное топливо (газ, уголь и мазут).

В среднем на розничном  рынке рост рыночных цен и тарифов составит по варианту 1b в 2011 году 11,5-13%, в 2012 году – 14-17% и в 2013 году – 7-9 процентов.

На железнодорожные перевозки рост тарифов в регулируемом секторе также ограничивается необходимостью покрытия эксплуатационных издержек и минимально необходимых средств на проведение ремонтных работ на поддержание инфраструктуры.

В 2011-2013 годах индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки не превысит в среднем: в 2011 году – 9,4 п.п., в 2012 и 2013 годах – 9,2 и 7 п.п., соответственно. При этом выполнение инвестиционной программы ОАО «РЖД» требует дополнительных источников финансирования в форме заемных, и возможно бюджетных средств.

При этом в целях повышения  эффективности тарифной политики на железнодорожном транспорте целесообразно  проведение дифференцированного изменения  уровней тарифов на грузовые железнодорожные  перевозки по видам сообщений, направлениям перевозок, номенклатуре перевозимых  грузов, по типам и принадлежности подвижного состава. В 2011-2013 годах предельный среднегодовой рост тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе не превысит в среднем 10% ежегодно.

С учетом сложившейся экономической  ситуации, прогнозируемого снижения объемов пассажирских перевозок, с  целью обеспечения безубыточности пассажирского комплекса, завершения его реформирования, ликвидации перекрестного  субсидирования, а также создания условий для выхода на рынок Федеральной  пассажирской компании и иных независимых  перевозчиков возможно потребуется уточнение размеров средств федерального бюджета на компенсацию потерь в доходах, связанных с осуществлением государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для развития экономики необходимо регулирование деятельности естественных монополий. Естественные монополии могут не только органично вписаться в экономику региона, но и поднять его уровень до небывалых высот.

На сегодняшний день в  нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная  компания, обладающая неоспоримым весом  на европейском континенте - это  ОАО « Газпром». По своим экономическим, техническим и организационным характеристикам российские естественные монополии (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», МПС) находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят [8].

 Проблема регулирования  естественных монополий всегда  имела особое место. Сохранение  баланса между интересами населения и монополистами - это очень непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.

Государственное регулирование  –  это  воздействие  на  цены  таким  образом, чтобы способствовать стабильному развитию  экономической  системы  в  целом.

Выделяются  три  уровня  в   регулировании   ценообразования:   установление государством фиксированных цен;  установления  условий  ценообразования  для предприятий; свободные (договорные)  цены.  Регулирование  цен  представляет собой сложный и чрезвычайно  дорогостоящий  процесс.  В  годы  экономической реформы   регулирование   цен   в   России   получило   достаточно   широкое распространение, и трудно  предположить,  что  в  настоящее  время  от  него смогут  отказаться  как  региональные,  так  и  федеральные  органы  власти [6].

Регулирование цен и тарифов  на услуги естественных монополий является  одной из  достаточно  хорошо  оформившихся  ниш   в   сфере   нормативно-правового регулирования ценообразования. Эффективность государственного  регулирования ценовых условий на  продукцию  и  услуги  естественных  монополий  оказывает значительное влияние  на  функционирование  предприятий  реального  сектора.

Проблема рациональной тарифной политики является наиболее важной и  сложной для предприятий естественных монополий. От решения этой проблемы зависит финансовое состояние любого предприятия, уровень его доходов и прибыли, а также возможность инвестирования в развитие своего хозяйства за счет собственных ресурсов.

В настоящее время обсуждаются  различные методы ценообразования. Только системный подход к ценообразованию в отраслях естественных монополий государства с учетом всех особенностей деятельности каждого предприятия и внешней среды может быть достаточно эффективным.

Учитывая особую роль для  жизни общества отраслей, относящихся  к естественным монополиям, их государственное  регулирование (особенно в условиях системного экономического кризиса) должно быть направлено, прежде всего, на прекращение  или сдерживание роста цена на продукцию (услуги) естественной монополии  на внутреннем рынке при одновременном  сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточно для расширенного воспроизводства. При правильной политике государства  можно рассчитывать на дальнейшее процветание  как монопольных субъектов, так  и граждан страны [15].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мартусевич Р. А., Вопросы экономики. Ж. №4 / М., 2008. – С. 141-157.
  2. Николаев И. С., Ефимов С., Общество и экономика. Ж. № 4 / М., 2005. – С. 70-94.
  3. Ситникова О. В., ЭКО: всероссийский экономический журнал. Ж. № 2 / М., 2009. – С. 172-176.
  4. Непомнящий Ю. В., Электричество. Ж. № 7 / М., 2008. – С. 2-12.
  5. Смит А. Исследование о природе и причине богатства народов / М.: ЭКОНОВ; КЛЮЧ, 1993. С. 131.
  6. Королькова Е. И. Тенденции в развитии теоретических подходов к регулированию естественных монополий / Экономический журнал ГУ – ВШЭ. 1999. Т. 3. № 2. С. 238-264.
  7. Мартусевич Р. А., Сиваева С. Б., Хомченко Д. Ю. Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве. М.: Фонд «Институт экономики города», 2006. С. 58.
  8. Калянина Л., Москаленко Л.; Не без лукавства. Главные причины роста цен на бензин увеличение налогового бремени на нефтяную. / Эксперт. Журнал  №36 / М., 2005. – С. 117-123.
  9. Матвеева Н. О правовом регулировании естественных монополий / Н. Матвеева // Общество и экономика. Журнал № 1 / М., 2007. – С. 102-114.
  10. Варламова А.Н. Естественные монополии: понятие, отличие от смежных институтов, проблемы правового регулирования / А.Н. Варламова // Законодательство, 2006. - № 4. - С. 26.
  11. Салимжанова И. К. Ценообразование и налогообложение. Учебник / М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 23-26.
  12. Бутаковой М. М. Цены и ценообразование. Учебное пособие / М.: КНОРУС, 2004. – С. 45-49.
  13. Есипова В. Е. Цены и ценообразование: учебное пособие / СПб: издательство «Питер», 2000. – С. 131-152.
  14. Дорбиника А. И. и Тарасевича Л. И. Экономическая теория. Учебник для вузов / СПб: издательство СПбГУЭФ, издательство «Питер Паблишинг», 2007. – С. 117-120.
  15. Фишер С., Дорнбуш Р. Экономика: перевод с английского со 2-го издания / М.: Дело, 2007. – С. 126-134.

Информация о работе Формирование тарифов на услуги естественных монополий