Формирование цен на услуги в отрасли торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение процесса ценообразования в сфере торговли.
Задачи, которые надо решить для достижения цели работы:
1. рассмотреть понятие, сущность и роль ценообразования в рыночной экономике;
2. изучить ценообразование в сфере торговли на современном этапе развития в РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Ценообразование в сфере торговли 2010 год.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

     Введение

     Тема  курсовой работы «Формирование цен  на услуги в отрасли торговли». Методологической основой курсовой работы послужили труды основоположников и современных экономистов-теоретиков в области цен и регулирования ценообразовательных процессов, таких как Ковнир В.Н., Магомедов М.Д., Куломзина Е.Ю. и др. Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Шевчук Д.А., Салимжанов И.К., Лысова Н.А., Чернева Л.Ф. и др.

     Ценообразование оказывает огромное влияние на результаты финансово-экономической деятельности рыночной экономики. Особенно усилилась роль цен в последнее время в связи с переходом к рыночным условиям функционирования. Необходимо более глубокое изучение теоретических вопросов ценового механизма в торговле, требуются конкретные меры по его совершенствованию. Необоснованное использование ценового механизма, отказ от управления и планирования цен, ошибки в ценовой политике отрицательно влияют на рыночную экономику. В рыночных условиях хозяйствования проблемы формирования цен являются весьма важными и сложными. Сложность обусловлена многообразием теоретических подходов к ценообразованию.

     Из  всех экономических инструментов цена – наиболее привлекательный инструмент воздействия производителя (продавца) на покупателя. Уровень цены сразу влияет на объем продаж, увеличивает или уменьшает размер получаемой предприятием прибыли. Одновременно цена выполняет роль индикатора рыночной конъюнктуры и является активным рыночным инструментом. Сам процесс ценообразования - сложная процедура, поскольку на нее оказывают влияние многочисленные факторы, включая внутренние (цели предприятия, возможности по сокращению издержек, философия предприятия и др.) и внешние (тип рынка, эластичность спроса, государственное регулирование, общая экономическая ситуация, ситуация на рынке розничных продавцов и т.д.) факторы. Эти факторы приходится учитывать экономистам при обосновании и проведении своей ценовой политики на рынках сбыта. 
           Актуальность ценообразования определяется тем, что в условиях перехода к рыночной экономике, предполагается объективное и всестороннее участие всех стоимостных экономических категорий и в первую очередь цены в регулировании воспроизводственного процесса. Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

     Цель  работы – изучение процесса ценообразования  в сфере торговли.

     Задачи, которые надо решить для достижения цели работы:

  1. рассмотреть понятие, сущность и роль ценообразования в рыночной экономике;
  2. изучить ценообразование в сфере торговли на современном этапе развития в РФ.

           Структурно работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы и  двух приложений. В первой главе раскрывается понятие цены, ее виды и функции, зависимость ценообразования от типа конкурентной структуры рынка, и ее особенности в сфере торговли. Во второй главе описывается история ценообразования в России, формирование цены в торговле на современном этапе. Приложение состоит из одного рисунка и одной таблицы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие, сущность, роль ценообразования  в рыночной экономике 

     1.1 Понятие цены, её виды и основные функции

     Цена  — денежное выражение стоимости  товара; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины, затраченного на производство товаров  общественно-необходимого рабочего времени1
 В настоящее время существует множество различных определений понятия цена. Можно привести следующие: 
1. Денежное выражение стоимости; 
2. Денежное выражение системы ценообразующих факторов; 
3. Инструмент рыночной конкуренции; 
4. Характеристика товара на рынке; 
5. Один из элементов рынка (наряду со спросом, предложением и конкуренцией); 
6. Количество денег (товаров, услуг), за которое продавец готов продать, а покупатель готов купить 1 единицу товара (услуги); 
7. Денежное выражение ценности товара (услуги) при обмене; 
8. Один из элементов комплекса маркетинга. С этой точки зрения, цена — количество денег, запрашиваемое за продукцию, или сумма благ (ценностей), которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенной продукции или услуги [1. c.25] 
 Выделяют следующие ценообразующие факторы (см. приложение 1).

      В любой экономической системе  цена является регулятором отношений

экономических субъектов, и она выполняет ряд  функций, таких как: измерительная  функция, регулирующая функция, стимулирующая  функция и ориентирующая функция.

      В коммерческой практике существует множество  видов цен. Это обусловлено особенностями  отношений продавца и покупателя. Для стоимостной оценки результатов  сделок и затрат используют различные  виды цен. Несмотря на множество цен, действующих на рынке, все они связаны между собой. И если вносится изменение в уровень одной цены, то это изменение влияет на уровень других цен. В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен подразделяются на различные группы:

  1. По характеру обслуживания оборота цены делятся на оптовые цены и розничные цены.

      Оптовые цены распространяются на покупки и продажи. Оптовой ценой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям и обычно реализуется оптом или крупными партиями. К числу оптовых цен относятся, прежде всего, закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию. Отличие закупочной цены отличается от других видов цен тем, что в ее состав не включается НДС и акцизы. К оптовым ценам относятся отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, биржевые цены.

      Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю и населению включая НДС. К розничным ценам относятся отпускные цены на предприятиях общественного питания, цены на услуги населению, тарифно-грузовые и пассажирские перевозки.

  1. Цены подразделяются в зависимости от государственного воздействия и регулирования, и степени конкуренции на рынке.

      Различаются свободные цены, т.е. рыночные, и регулируемые.

     Свободные цены – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам относятся: цена спроса, которая складывается на рынке покупателя; цена предложения, указываемая в официальном предложении продавца (без скидок) (оферта) и цена производства, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансируемый капитал.

        Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответственными органами управления РФ или органами местного самоуправления. Регулируемые цены делятся на рекомендуемые, лимитные, залоговые и пороговые (т.е. защитные). Рекомендуемые цены делятся на предельные и фиксированные. Предельные цены – это цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену на свою продукцию или услуги. Фиксированная цена – это цена, которая устанавливается на определенном уровне, но может меняться только по решению того органа или субъекта, который их утвердил.

  1. Цены делятся по способу установления фиксации и делятся на твердые цены, подвижные цены и цены скользящие.

      Твердые цены – это постоянные цены, которые устанавливаются в момент

подписания  договора и не меняются в течение  всего срока поставки продукции

по данному  договору, соглашению или контракту. В этом договоре

прописывается что «цена твердая – изменению  не подлежит».

      Подвижная цена – это цена, которая фиксирована в момент заключения

договора, но может быть пересмотрена в силу изменения рыночной цены на этот товар или услугу. В договоре должна быть оговорка «о повышении или

понижении цены».

      Скользящая  цена – цена исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменения в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления этой продукции. Основной фактор изменения цены – инфляция.

  1. Цены различаются в зависимости от временного фактора на постоянные, сезонные и ступенчатые.

      Постоянные  цены – цена, срок действия которой заранее не определен.

      Сезонная  цена – срок действия которой определен каким-то определенным временем.

      Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающих цен на продукции в заранее обусловленные моменты времени. 

     1.2 Зависимость ценообразования от  типа конкурентной структуры рынка

     Структура рынка – это основные характерные  черты рынка, к числу которых  относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.

     Существуют  разнообразные варианты сочетания  элементов рыночной структуры, другими словами, возможны разные модели рынка, в зависимости от которых предприниматели либо вступают в конкурентную борьбу, либо нет. При однотипности мотива экономического интереса предпринимателей – максимизации прибыли – результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера конкуренции.

     Обычно  выделяют четыре типа рынка: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.  

     - Совершенная конкуренция

      Для того, чтобы понять все закономерности формирования цены,  необходимо осознать, что ценовая политика целиком  и полностью зависит от конкурентной структуры рынка.  

     Рынок свободной конкуренции характеризуется тремя условиями: наличием множества фирм, когда ни одна из них не может оказать значительного влияния на уровень текущих цен, так как каждой принадлежит небольшая доля рынка; однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров; отсутствием ценовых ограничений.  В условиях свободной конкуренции спрос на товар полностью зависит от цены. Дело в том, что на рынке фигурируют множество фирм и ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. Поэтому при расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет. Для отрасли зависимость спроса и цены окажется обратно пропорциональной, т.е. снижение цены будет способствовать увеличению спроса. В случае, если предложение товаров в целом по отрасли возрастет, то цена снизится, причем это коснется всех фирм отрасли независимо от объема их производства.

      Таким образом, в условиях свободной конкуренции  ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании сколько-нибудь заметной роли, а цены складываются под воздействием только спроса и предложения. Фирмам приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен.

      Рынков  свободной конкуренции очень  немного, в основном это международный  рынок некоторых товаров, например, пшеницы, леса, ценных бумаг, руд цветных металлов.

      - Несовершенная конкуренция

      На  рынке чистой монополии господствует только один продавец. Это может быть частная фирма или государственная организация. Используя государственную монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения, которые не смогут его купить за полную стоимость (установив цену ниже себестоимости), и наоборот, цена устанавливается высокой с целью ограничения потребления продукта.

      Частная фирма-монополист сама определяет цены на свою продукцию, не ориентируясь на ценовую политику других фирм.

      Обладая большой свободой в установлении цен, фирма определяет оптимальный  уровень цены все же исходя из спроса на свою продукцию. Поэтому ценовые  стратегии, осуществляемые фирмами, строятся на принципе ценовой дифференциации. Следуя этому принципу, фирма продает товар или услугу по разным ценам независимо от различий в издержках.  

  - Олигополистическая конкуренция

     Она возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда, пластмассы), так и отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой фирме проникнуть крайне сложно. В этих условиях каждый участник рынка чутко реагирует на маркетинговую деятельность конкурентов и очень осторожно относится к изменению цены на свою продукцию.

Информация о работе Формирование цен на услуги в отрасли торговли