Формирование рыночных институтов в РФ в переходный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ формирования рыночных институтов в переходный период в экономике России. А для достижения этой цели потребовалось решить ряд конкретных задач - анализ переходной экономики и проблем перехода ее к рыночной; рассмотреть экономические реформы в России; выявить особенности различных механизмов регулирования экономики в период перехода к рыночным отношениям; определить роль государства в рыночной экономике, а также многие другие.

Содержание

Введение ...................…………………………………………….........................3
1. Основные черты переходной экономики в России……………………...…….4
2. Понятие рынка как формы товарных отношений…………………………….7
3. Причины ухода от плановой, командной экономики……………………….10
4. Специфика товарных отношений в переходной экономике………………..12
5. Формирование рынков………………………………………………………...14
6. Основные черты современного российского рынка………………….……...16
7. Проблемы перехода к рыночной экономике.……………………...…...…..20
8. Роль приватизации в рамках радикальных рыночных реформ..................28
9. Государство в рыночной экономике как регулятор радикальных
рыночных реформ …………………………………………………………..…..38
10. Проблемы формирования рыночных институтов ………………….....…46
Заключение............……………………………………………….........................49
Литература ………………………………………………………………………… 54

Вложенные файлы: 1 файл

Мой Формирование рыночных институтов в РФ в переходный период.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 ФАКУЛЬТЕТ  МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО КУРСУ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ»

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ИНСТИТУТОВ В РФ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА  2012 ГОД.

Содержание

 

 

 Введение ...................…………………………………………….........................3

  1. Основные черты переходной экономики в России……………………...…….4

   2. Понятие рынка как формы товарных отношений…………………………….7

 

   3. Причины ухода  от плановой, командной экономики……………………….10

 

   4. Специфика товарных отношений в переходной экономике………………..12

 

   5. Формирование  рынков………………………………………………………...14

 

   6. Основные черты  современного российского рынка………………….……...16

 

   7. Проблемы перехода к  рыночной экономике.……………………...…...…..20

   8. Роль приватизации в рамках радикальных рыночных реформ..................28

   9. Государство в рыночной экономике  как регулятор радикальных  

  рыночных  реформ …………………………………………………………..…..38

   10. Проблемы формирования  рыночных институтов ………………….....…46

 

Заключение............……………………………………………….........................49

Литература ………………………………………………………………………… 54 

Введение

Целью данной работы является анализ формирования рыночных институтов в  переходный период в экономике России. А для достижения этой цели потребовалось решить ряд конкретных задач - анализ переходной экономики и проблем перехода ее к рыночной; рассмотреть экономические реформы в России; выявить особенности различных механизмов регулирования  экономики  в  период перехода к рыночным отношениям; определить роль государства в рыночной экономике, а также многие другие. Актуальность исследования - в условиях перехода к рыночным отношениям Россия пережила один из наиболее драматичных периодов своей истории. Как свидетельствует мировая практика, начало XXI века ознаменовалось крупнейшей организационно-хозяйственной структурной революцией. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется вовлекать огромные массы капиталов. Именно этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущими олигархами мира, и в первую очередь США – России отводится роль сырьевой страны, как «придатка» мировой экономической системы. В этих условиях у России нет другого выхода, кроме создания такой экономической системы, фундаментом которой будет система государственного регулирования экономики страны, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования. Именно такое органическое сочетание двух основополагающих принципов построения экономических систем и позволит обеспечить условия возрождения экономического потенциала страны и создания действительно сильного государства.

 

 

 

 

 

Основные черты переходной экономики  в России

По убеждению большинства экономистов  и политиков, Россия находится сегодня  в некоем переходном состоянии, в движении  от централизованного хозяйства к рыночной экономике. До развитой рыночной системы или, как говорят, до цивилизованного рынка  еще предстоит пройти долгий путь, и мы прошли пока лишь небольшую его часть, то есть находимся пока на его первом отрезке, в начале перехода.

Для того чтобы действительно перейти  к рынку, нужно последовательно  решить две взаимосвязанные группы задач. Первая группа связана с формированием  равновесной экономики, ибо рынок  – это всегда есть определен-ное  равновесие, есть система общественных отношений, в которой предложение товаров уравновешивает спрос на них. Кстати, для предшествовавшей плановой системы хозяйства было характерно централизованное распределение производственных ресурсов и продуктов, что обычно приводило к их дефициту, т.е. неравновесию.

Вторая группа задач – более  серьезная – в области рыночных преобразований. Она относится собственно к сфере микроэкономики. Настоящий  рынок начинается не там, где есть равновесие, а там, где рынок приводит в дви-жение экономику, запускает производство товаров, т.е. там, где рынок превращается в двигатель экономического развития, где рыночный механизм заставляет экономику двигаться вперед, требует, чтобы росла эффективность, снижались затраты, обновлялась продукция, шел технологический прогресс.

Для того чтобы понять необходимость  переходной экономики надо иметь  представление о рыночной экономике  в основе которой лежит свобод-ная  конкуренция и ее антиподе – монополии.

Для рыночной экономики характерна частная собственность, которая является преобладающей. Роль государства здесь незначительна.

Государственная форма собственности  имеет подчиненный характер. Все  цели определяет рынок, он же комбинирует  и регулирует экономику. Ответ на вопрос что производить дает платежеспособный спрос и этот спрос определяет предложение.

Ответ на вопрос как производить  и с помощью каких технологий решает только производитель, главной  целью для которого выступает  максимально высокая прибыль. А  производство и реализация выступают  лишь методом получения прибыли. Ответ на вопрос для кого производить решается в поль-зу покупателя.

В отличие от рыночной экономики  так называемая командная характеризуется  общественной собственностью не только на средства производства, но и на произведенные  товары и услуги. Собственность преобладает в двух основных видах – государственной и колхозно-кооперативной.

Решение что, как и для кого производить  принимаются централизован-но сверху вниз посредством жесточайшего централизованного  планирования. Распределения осуществляются на основе принятых государством приоритетов и, главным образом, не через распределение по труду, а через созданные в этой системе фонды, в частности общественные фонды потребления на уровне государства и фонды предприятий.

Таким образом, можно сделать вывод, что рыночная экономика имеет ряд преимуществ. Конкуренция – соперничество между отдельными лицами и хозяйственными объектами на каком-то поприще – движущая сила для раз-вития самого производства, его технологии, более эффективного использования его ресурсов, т.е. двигатель развития всего общества.

Можно сказать, что первая группа задач  – самая простая, и решается она  путем ряда макроэкономических преобразований рыночного характера. Здесь мы уже  добились определенных успехов: потребительский  рынок насыщен различными товарами и услугами, развиваются рынки рабочей силы, недвижимости, ценных бумаг, финансовых ресурсов. Возник валютный

рынок внутри страны, происходит активное вхождение в мировой  рынок. Таким образом, резко расширились  возможности людей по  удовлетворению своих потребностей в товарах и услугах, хотя полнота и качество этого удовлетворения еще сильно отстают от уровня стран с развитой рыночной экономикой, прежде всего от стран Западной Европы, США, Японии. Кроме того, отдельные секторы рынка в России еще совершенно не развиты: у нас нет рынка земли – отсюда неполноценность рынка недвижимости, слабо развит финансовый рынок, практически отсутствует рынок инвестиций, только началось становление рынка ценных бумаг, много ограничений при выходе на миро-вой рынок и т.д. Инфраструктура внутреннего товарного рынка тоже еще не-достаточно развита, т.е. вроде бы все где-то продается, но информация о насыщении товарных рынков и доступность товаров пока ограничены. И все-таки можно сказать, что большая часть задач этой группы уже решена или решается.

Рыночный механизм – это лишь определенный инструмент, двигатель  экономического прогресса через  использование присущих ему стимулов. И вот тут-то ярко видно отличие  переходной экономики от развитой рыночной экономики. В условиях рынка главное, что движет экономическим развитием, - это получение прибыли. Но увеличить прибыль легче всего за счет повышения цен, что вполне позволяет делать переходная экономика вследствие неразвитости рынков и механизма конкуренции. Однако, производитель на развитом рынке не может поднять цены без риска потерять свою долю рынка сбыта, т.е. поле, с которого он получает урожай прибыли и за которое он постоянно борется, тратя деньги на маркетинговые исследования, рекламу, повышение качества товара, дополнительные услуги потребителю и т.д.

Итак, самая трудная группа задач  при переходе к рынку – сделать  рыночный механизм двигателем экономического прогресса через его действие в сфере микроэкономики, т.е. через  стимулирование экономического субъекта. Это наиболее сложная область экономических преобразований в переходный

 период, и Россия  пока еще только вступает в  нее.

И все же первые шаги уже сделаны, начало положено. К сожалению, начало рыночных реформ в нашей стране происходило  в тяжелое время и в очень сложной экономической обстановке. Страна начала переход к рынку в условиях жесточайшего экономического и политического кризиса. Кризис-ные явления в нашей экономике начались со второй половины 1987 года. В 1995-1996 гг. падение производства замедлилось, российская экономика вош-ла в стадию депрессии, т.е. стагнации на нижнем пределе кризисного паде-ния.

Депрессия – тяжелое время, время  выживания, но вместе с тем и время  накопления предпосылок для будущего оживления и подъема экономики. А движущая сила, которая вытянет экономику из кризиса – это инвестиции. Поэтому перед российской экономикой и экономической политикой государства стоит задача создать благоприятный инвестиционный климат. Если в плановой экономике инвестиции осуществляло государство, то теперь этот источник сводится к минимуму. Главным действующим лицом становится предприниматель или фирма, а также широкие слои населения с их финансовыми ресурсами. Поэтому главное теперь – заинтересовать и убедить потенциальных инвесторов в эффективности вложения своих средств, причем не только в краткосрочные финансовые операции, но и в долгосрочные производственные проекты. Государство должно обеспечить прежде всего стабильность государственных финансов, денежной и кредитной системы. Это важнейшие макроэкономические условия оживления на уровне микроэконо-мики. В этой области имеет принципиальное значение борьба с инфляцией, а также создание благоприятных условий доступа к кредитным ресурсам, более мягкой системы налогообложения производственной деятельности и многое другое.   

 

Понятие рынка как формы товарных отношений

 

Рынок – это форма исторически  определенной системы экономических  отношений товарного производства, границы которой задаются ее существенным, глубинным противоречием. Один плюс этого противоречия – система общественного разделения труда. Любой человек в условиях современно-го мирового рынка в принципе может купить продукцию любой фирмы, лю-бого производителя. Также важно подчеркнуть другую сторону рыночной экономики – обособленность производителей в системе общественного раз-деления труда. Обособленность производителей означает, что каждый предприниматель, фирма, осуществляет производственную экономическую деятельность за свой счет, независимо от других, самостоятельно принимая решения о том как производить, от кого получать ресурсы, кому передавать продукцию.

Как господствующая эта экономическая  система сложилась в рамках большей  части земного шара едва ли не в 19-м  веке, развиваясь до этого лишь спорадически. Как рынок будет развиваться в будущем – ответит практика.

Итак, система отношений товарного  производства – это система производственных отношений, отношений людей по поводу производства и обме-на товаров-продуктов  обособленных производителей, созданных  в рамках системы общественного разделения труда. Взаимодействие таких производи-телей может осуществляться исключительно посредством обмена вещей, ибо они обособлены и непосредственно прямо как личности не взаимодействуют. Таким образом, обмен продуктами, обмен вещами – внешняя форма отношений между людьми – становится правилом в товарной экономике, универсальной всеобщей формой товарных отношений. Обмен товаров становится формой системы экономических отношений товарного производства и организация этой системы обмена товаров, ее институты, процесс этого обмена, его субъекты, сами товары, которые функционируют в рамках этой системы – все это и приобретает имя рынка.

Важное следствие обособленности производителя в системе общественного  разделения труда – конкуренция. Сам смысл рыночной экономики – это взаимодействие, при котором  один в рыночной сделке выигрывает, другой – проигрывает, и лишь в среднем (для экономики в целом) достигается определенное равновесие, равенство спроса и предложения. Более того, если бы в рыночной экономике не существовало возможности получить относительный выигрыш в результате предприимчивости, экономии трудозатрат или (если говорить о современных условиях) маркетинговых операций и то-му подобное, то в ней пропали бы важнейшие стимулы ее развития: повыше-ние производительности труда, экономические новации в условиях рынка за-вязаны на конкуренцию. Они порождены тем, что один может проиграть, а другой – выиграть, в зависимости от того, насколько каждый сумеет сэкономить затраты, эффективно распорядиться имеющимися ресурсами, угадать конъюнктуру спроса. Конкуренция заставляет людей в рыночной экономике, что называется вертеться. Другое дело, что эти отношения конкуренции порождают и внутренние противоречия рынка, связанные со взаимным отчуждением людей, каждый по отношению друг к другу становится конкурентом, либо потому, что один покупает, а другой продает, либо потому, что они как покупатели конкурируют за товар, который должны приобрести, либо потому, что они конкурируют как продавцы за доллар покупателя.

Наличие отношений конкуренции, в которых кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает делает неизбежной определенную дифференциацию производителей. Более того, наличие такой дифференциации является важнейшим стимулом развития рыночной экономики. Условия, в которых один постепенно приобретает капитал, а другой лишается первоначально имевшегося у не-го общественного богатства, за исключением, может быть, своей собственной способности к труду, - это нормальное явление для рынка, движущегося по направлению к капиталистической модели. Это нормальное явление для так называемого первоначального накопления капитала, при котором происходит постепенное отделение большей части производителей от средств производства.

Информация о работе Формирование рыночных институтов в РФ в переходный период