Теория спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Уменьшение объема спроса из-за роста цены оправдано двумя причинами. Во-первых, присутствует эффект замены. Он состоит в том, что при увеличении цены определенного блага потребитель (покупатель) старается найти ему замену похожим товаром. Например, если цена масла возрастает, то покупатель обратиться на потребление маргарина. Во-вторых, снижение количества спроса при увеличении цены определено эффектом дохода. При повышении цен на товар, покупатель начинает ощущать то, что он становится относительно беднее, чем прежде. Так например, если цена риса возрастет в два раза, то покупатель будет иметь более низкий уровен

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Спрос и предложение на рынке
1.1 Определение спроса…….………………….……………………………...5
1.2 Определение предложения………………………….…………………….8
1.3 Взаимосвязь спроса и предложения….……..…………………………..13
1.4 Эластичность предложения и спроса…………………………………..14
2. Изучение эластичности спроса и предложения…………..…………………18
3. Теория эластичности как раздела общей теории спроса и предложения……………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………..….…………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Теория спроса и предложения .doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

 

Для респондентов, ответивших «не изменится», .

При подсчете итогового  коэффициента эластичности нам необходимо взвесить полученные коэффициенты на долю каждой группы респондентов:

 

 

Обычно в случае уменьшения объема покупок при увеличении цены величина отрицательна.

Одним из направлений  исследования цен является определение, имеются ли на кривой спроса такие  ценовые точки, в которых целевой  рынок будет особенно чувствителен к цене.

Даже приблизительные  оценки величины эластичности важны  для решения следующих практических задач:21

1. Обозначение точек  воздействия на цены в целях  увеличения.

2. Сравнение показателей  эластичности различных товаров  позволяют определить те из них, которые имеют большую рыночную силу, то есть спрос на них является более стойким при изменении цены.

3. Сопоставление показателей  эластичности для товаров-дополнителей  позволяет устанавливать сбалансированные  цены на отдельные товары из  данной группы.

4. Перекрестные эластичности, позволяющее прогнозировать перемещение  спроса с одной марки товара  на другую.

Можно также привести пример значимости изучения эластичности.

Так в настоящее время  для компании America Online (AOL) – крупнейшего  в мире Internet-провайдера настали нелучшие времена. В опубликованном в начале 2008 года рейтинге американских провайдеров она заняла последнюю строчку, затем школьник сумел вскрыть ее систему безопасности. Кульминацией неудач стало нарушение работы электронной почты, в результате чего 23 февраля клиенты AOL на семь часов остались без связи.

Неприятности America Online вряд ли можно объяснить только случайностями. В начале 2007 г. компания оказалась  просто не готова к тому, чтобы обслужить  всех желающих воспользоваться ее услугами. Снизив цены до 19,95 долл. в месяц с неограниченным доступом к Internet и другим службам, AOL вместо победы над конкурентами добилась лишь массы судебных исков от клиентов, раздраженных заторами на ее линиях. В конце октября возник затор на почтовых каналах AOL, и абоненты не могли работать с электронной почтой почти сутки. И вот в феврале 2007 года новая неудача. Представители America Online заявили, что причиной этого сбоя, произошедшего в пиковые часы работы с Internet, стали неполадки в электропитании.

Будь AOL небольшим провайдером, подобные неурядицы не получили бы столь широкой огласки. Однако любые  сбои в работе крупнейших компаний, к каковым относится America Online, вызывают общественный резонанс. На этом неблагоприятном  фоне AOL объявила о десятипроцентном (до 21,95 долл. в месяц) повышении цен на свои услуги с апреля 2008 года. Заявление, естественно, вызвало бурное недовольство американских потребителей Internet-услуг. Как известно, более высокая цена предполагает улучшенный сервис, а тут – прокол за проколом. В сложившейся ситуации у конкурентов AOL появилась возможность упрочить свои позиции, которой они не преминули воспользоваться. «Младшие братья» крупнейшего провайдера (EarthLink, Compu-Serve etc.) один за другим начинают охоту за абонентами AOL. И все же America Online остается крупнейшим в мире поставщиком электронных информационных услуг. Число ее абонентов в США стабильно растет. Аудитория европейского филиала компании, удвоившись за последний год, достигла 1 млн. человек. AOL проводит реорганизацию ряда своих служб в надежде оптимизировать бизнес. Но успех зависит от того, удастся ли компании остановить волну критики в свой адрес, устранив все недостатки. И от того, сможет ли она не допускать ошибок впредь.

 

3. Теория эластичности как раздела общей теории спроса и предложения

 

Убедимся в том, что оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане, но также  имеет и практический смысл, непосредственно  выраженный в теории эластичности. Причем постараемся доказать, что в связи с тем, что современная экономика характеризуется все более развивающимися рыночными отношениями значение эластичности не только не утрачивает своей актуальности, но и приобретает все новые, ранее не изученные, аспекты. Эластичность – одно из самых важных понятий экономической науки. В связи с этим я считаю, что ее эффективное практическое применение является очень актуальным, особенно в наше время. Теория эластичности углубляет понимание процесса адаптации рынка к изменениям основных факторов, определяющих два основных параметра любого рынка – спрос и предложение. Анализ эластичности позволяет проникнуть в суть экономических проблем, а это крайне необходимо при действительном функционировании любых разновидностей рынка. В экономических исследованиях и по сей день требуется не только установить факт взаимосвязи между двумя величинами, но и определить степень, эластичность, этой взаимосвязи. Эластичность помогает предвидеть динамику доходов фирм при изменении цен при условии, что остальные факторы, влияющие на доходы, остаются фиксированными, что очень важно в условиях современного рынка. Кроме того, глубокое осмысление необходимости и важности применения теории эластичности в экономическом анализе позволит выявить некоторые особенности влияния эластичности покупательского спроса на цены, издержки и прибыль предприятия, а также проследить зависимость предельных величин коэффициента эластичности продаж от цены в практике исследуемого предприятия.22

В последнее время все чаще на многих рынках, как экономически развитых, так и развивающихся стран наблюдается специфическое экономическое явление, непосредственно связанное с теорией эластичности.

В первую очередь, это касается ситуации, характеризующейся тем, что эластичность спроса на потребительских рынках все чаще приобретает массовый характер. К примеру, если руководству какого-либо предприятия хватит смелости действительно попробовать увеличить прибыль предприятия не числом (за счет повышения цен), а умением (за счет пусть незначительного, но все же снижения этих цен), то результаты не заставят себя долго ждать. Благодарный рынок тут же продемонстрирует такое свое качество как эластичность спроса. Даже на символическое снижение цены потребитель ответит незамедлительным ростом спроса, обеспечивающим для предприятия рост объема продаж. А это обусловит уже остальные позитивные для предприятия финансовые последствия, в том числе снижение себестоимости единицы товара и рост прибыли, т.е. повышение экономичности производства в целом. Соответственно, такая благоприятная экономическая ситуация будет выгодна для любой компании, поэтому любые предприятия постараются последовать примеру аутсайдера, в чем и проявляется вышеупомянутая тенденция эластичности, которую можно наблюдать, в частности на российском рынке, лишь сравнительно недавно.23

Таким образом, на основе приведенного примера можно сделать вывод  о том, что эластичность покупательского  спроса оказывает непосредственное влияние на такие важнейшие экономические  составляющие любого предприятия, как  цена, издержки и прибыль.

Однако, не смотря на то, что выявленная закономерность, бесспорно, является одной из основ понимания  необходимости изучения теории эластичности в привязке к достижению предприятием экономической прибыли, нельзя забывать и о другой важной зависимости, а именно о связи между личным доходом и спросом на некоторые определенные виды товаров. Для того чтобы наглядно продемонстрировать характер этой зависимости, можно взять в качестве примера такой товар, как ювелирные изделия с бриллиантами (ЮБИ). Для начала, на мой взгляд, необходимо пояснить, почему в качестве предмета исследования выбирается именно этот товар. Во-первых, потребительная стоимость ЮБИ изначально связана с их способностью вызывать положительные эмоции своей красотой. Во-вторых, при их приобретении присутствуют инвестиционные мотивы либо фактор традиции. В-третьих, ЮБИ можно отнести к товару, у которого практически нет прямых конкурентов. Не берусь утверждать, что здесь я привела все отличительные особенности ЮБИ как товара, но считаю, что уже по этим характеристикам их можно отнести к особой группе товаров.

Итак, если рассматривать  зависимость личного дохода и  спроса на предметы роскоши, в частности ЮБИ, то, используя формулу шведского экономиста Л. Торнквиста24:

 

Q = (α *I * (I – γ) ) / (I+β), (1)

 

где Q – спрос на предметы роскоши;

I – величина личного дохода;

α, β, γ – параметры;

 

можно показать, что с  ростом величины личного дохода пропорционально увеличивается и спрос на предметы роскоши (в данном случае ЮБИ). Таким образом, при любых параметрах этой зависимости эластичность спроса по доходу по мере превышения последним определенного порогового значения быстро падает и стремится к единице.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что спрос на ЮБИ, относящихся к товарам высшей категории или к нормальным товарам, растет по мере увеличения дохода населения, т.е. указанная зависимость имеет линейный характер. Итак, подводя итог всему, о чем шла речь, можно еще раз отметить первостепенное значение практического применения теории эластичности с целью повышения прибыли предприятия или для всестороннего, углубленного анализа экономической ситуации, складывающейся на современных рынках. В заключение также следует подчеркнуть, что эластичность непосредственно связана с политикой любого предприятия в отношении установления цен на свою продукцию, минимизации издержек и увеличения прибыли. Помимо этого эластичность проявляется и в линейной зависимости спроса на товар, в частности применительно к рассмотренным здесь ювелирным изделиям с бриллиантами от величины личного дохода потенциальных потребителей указанного продукта, что также позволяет государству либо предприятию проводить определенную политику ценообразования, с целью извлечения определенной выгоды. Таким образом, линейные зависимости между эластичностью спроса и получением предприятием максимального дохода, а также между величиной личного дохода и спросом на продукцию являются основными тенденциями, используемыми для эффективного применения теории эластичности на практике в отношении функционирования современных рынков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важнейшими категориями  микроэкономического анализа является спрос и предложение, которые  подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество продукции, чем по высокой; между ценой и субъектом спроса существует обратно пропорциональная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предполагают прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемых к продаже товаров: по более высокой цене производитель готов  выпускать большее количество продукции, чем по низкой.

Одной из главнейших составляющих экономики является теория спроса и  предложения, а наряду с ней и понятие эластичности. Заметим, что хотя имеет место большой интерес к исследованию эластичности товара, на практике они осуществляются редко и в основном крупными предприятиями. Причина кроется в самом понятии эластичности, которое связано рядом трудностей именно практического характера, которые и ограничивают реальную ценность измерения эластичности. Так, мы уже упоминали, что все исследования должны проводиться при определенных неизменяющихся внешних условиях, то есть прогностическая ценность эластичности зависит от стабильности данных условий, обеспечить которую затруднительно.

Помимо этого, на практике часто трудно добиться оценок эластичности, достаточно стабильных и надежных для  определения на их основе оптимальных  цен. Опыт показывает, что точность определения величины ценовой эластичности порой составляет ±25%. Естественно, что подобный разброс недопустим при решении практических задач ценообразования. Поэтому изучение ценовой эластичности, как правило, дополняется или заменяется изучением ценовой чувствительности на основе исследования системы ценностей потребителей. Главная идея здесь состоит в том, что потребителю предлагается сравнить достоинства товара с затратами на его приобретение и использование. При обеспечении товаром наилучшего соотношения цена/качество, потребитель совершает покупку. То есть, чувствительность к цене характеризуется через воспринимаемую ценность товара. То упрощение, которое мы принимаем при расчете эластичности, говоря о линейной зависимости цены и объема продаж, упускает важные внешние факторы – цены конкурирующих компаний, системы продвижения продукта, имидж товара и т.д. Поэтому важнейшей задачей является именно включать в общее исследование эластичности анализ данных факторов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономическая теория / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2007.
  2. Автономов В.С. Как работает рынок: спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/4.htm
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
  4. Бороздин Ю.В. Спрос, полезность и цены в рыночной экономике / Ю.В. Бороздин // Федеративные отношения и региональная политика. – 2006. – №3.
  5. Beчкaнoв Г.C., Beчкaнoвa Г.P. Микроэкономика: Учебник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/micro/
  6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования цен / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №5.
  7. Игнатов А.В. Анализ влияния эластичности покупательского спроса на цены, издержки и прибыль торгового предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. – №2(34).
  8. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 2006.
  9. Маренков Н. Эластичность спроса и последствия ее недооценки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/cost/cost-0009/
  10. Непша В.И. и др. Ювелирные изделия с бриллиантами: эластичность спроса по доходу и цене // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. - №2(34).
  11. Основы микроэкономики: Учеб. пособие для вузов /Под ред. И.П. Николаевой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  12. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. – М., 1992. Ч. 1. Гл. 1.
  13. Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции, М., 2008.
  14. Рыночный спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2152
  15. Рябых Д. Сравнительный анализ развития рынков: оценка, анализ и прогнозирование спроса и предложения, цен и их динамики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/mibif/6/ls3_1.htm
  16. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. – М., 2000. Гл. 2–4.

17. Спиридонова И.А.  Экономическая теория. Учебное пособие.  – М.: Инфра-М, 2007.

18. Спрос и предложение  [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.ics2.ru/courses/eios/29/ lectures/view/2774/?SHOWALL_1=1

19. Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений  / Под ред. В.Д. Камаева. –  8-е изд., перераб. и доп. –  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

20. Экономическая теория. / Под. Ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. Минск, БГЭУ, 2008.

1 Beчкaнoв Г.C., Beчкaнoвa Г.P. Микроэкономика: Учебник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/micro/

2 Бороздин Ю.В. Спрос, полезность и цены в рыночной экономике / Ю.В. Бороздин // Федеративные отношения и региональная политика. – 2006. – №3.

3 Бороздин Ю.В. Спрос, полезность и цены в рыночной экономике / Ю.В. Бороздин // Федеративные отношения и региональная политика. – 2006. – №3.

4 Там же.

5 Бороздин Ю.В. Спрос, полезность и цены в рыночной экономике / Ю.В. Бороздин // Федеративные отношения и региональная политика. – 2006. – №3.

6 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. – М., 1992. Ч. 1. Гл. 1.

7 Рыночный спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2152

8 Автономов В.С. Как работает рынок: спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/4.htm

9 Там же.

10 Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции, М., 2008.

11 Там же.

12 Спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.ics2.ru/courses/eios/29/lectures/view/2774/?SHOWALL_1=1

13 Спрос и предложение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ics2.ru/courses/eios/29/lectures/view/2774/?SHOWALL_1=1

14 Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. – М., 2000. Гл. 2–4.

15 Маренков Н. Эластичность спроса и последствия ее недооценки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/cost/cost-0009/

16 Маренков Н. Эластичность спроса и последствия ее недооценки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/cost/cost-0009/

17 Рябых Д. Сравнительный анализ развития рынков: оценка, анализ и прогнозирование спроса и предложения, цен и их динамики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/mibif/6/ls3_1.htm

18 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования цен / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №5.

19 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования цен / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №5.

20 Там же.

21 Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 2006.

22 Основы микроэкономики: Учеб. пособие для вузов /Под ред. И.П. Николаевой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.47.

Информация о работе Теория спроса и предложения