Теория спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Уменьшение объема спроса из-за роста цены оправдано двумя причинами. Во-первых, присутствует эффект замены. Он состоит в том, что при увеличении цены определенного блага потребитель (покупатель) старается найти ему замену похожим товаром. Например, если цена масла возрастает, то покупатель обратиться на потребление маргарина. Во-вторых, снижение количества спроса при увеличении цены определено эффектом дохода. При повышении цен на товар, покупатель начинает ощущать то, что он становится относительно беднее, чем прежде. Так например, если цена риса возрастет в два раза, то покупатель будет иметь более низкий уровен

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Спрос и предложение на рынке
1.1 Определение спроса…….………………….……………………………...5
1.2 Определение предложения………………………….…………………….8
1.3 Взаимосвязь спроса и предложения….……..…………………………..13
1.4 Эластичность предложения и спроса…………………………………..14
2. Изучение эластичности спроса и предложения…………..…………………18
3. Теория эластичности как раздела общей теории спроса и предложения……………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………..….…………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Теория спроса и предложения .doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Спрос  и предложение на рынке

1.1 Определение  спроса…….………………….……………………………...5

1.2 Определение  предложения………………………….…………………….8

1.3 Взаимосвязь  спроса и предложения….……..…………………………..13

1.4 Эластичность предложения и спроса…………………………………..14

2. Изучение  эластичности спроса и предложения…………..…………………18

3. Теория эластичности  как раздела общей теории спроса  и предложения……………………………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………..….…………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночная экономика — экономика, которая основанаьна принципах свободногоьпредпринимательства, многообразияьформьсобственности на средстваьпроизводства, рыночного ценообразования, договорных отношений междуььхозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государстваьвьхозяйственную деятельность. Это бесконечное взаимодействие  предложения и  спроса. Разработка простойьмодели такого взаимодействия составилаь эру в истории экономическойь науки. И хотя с той поры минуло болееь двух столетий, именноь с нее начинается теоретическоеь знакомство сь современной рыночной экономикой.

В настоящее время  изучение спроса на рынке становится одной из первых задач при функционировании  предприятия.  Регулярное   отслеживание спроса иысклонность быстро реагировать на малейшиеыего изменения (гибкостьыпроизводства) – все этоыпредопределяет выживание и успешную работу организации. На  данный момент дляылюбой фирмы важнее даже неыпроизвести какую-либоыпродукцию, а сбыть ее.   Поэтому на первые роли выходят сейчас многочисленныеыотделы маркетинга, которые непосредственно занимаются вопросами сбытаыи реализации продукции. И там хорошоызнают, что такое спрос иыкак он изменяется с течением времени.

Любому актуыкупли-продажиыпредшествуютыдва феномена — “спрос” и “предложение”.  Их величиныыопределяют объем сделок и уровень ценынаырынке.  Так  как рыночная экономика это динамика цен и объема сделок, то добиватьсяыихыжелаемогоыизменения можно, регулируя величину спроса и величину предложения. Это относится и для макро-, и для микроэкономики.

Этим объясняется внимание, которое теория рынкаыуделяетыанализу спроса и предложения. Такой анализ важен тем, что вступает связующим звеномымежду макро- иымикроэкономическимиытеориями.

Взаимодействие спроса и предложения - это детально разработанный  вопрос  в  экономической  науке.

Компания, которая своевременно планирует объем и структуру  производства, обязательно должна опиратся нафопределенные фактические данные офпотенциальном спросе на данную (свою) продукцию. Согласно законам рынка величинафспроса зависит от цены блага, другихфвнешних факторов, от цен на товaры-дополнители или товары-субституты.

При увеличении цен организация (предприятие) может ждать при  остальных равных условиях и снижение спроса на продукцию, тем более, еслифимеет место активная деятельность конкурентов для данной организации, которые продают товары-субституты по еще более низким ценам. Также с ростом доходов населенияфорганизация может рассчитывать на подъем покупательского спроса и, увеличение сбытафпроизводимой продукции.

Эластичность  -  это  изменение величины спроса (предложения) вследствие изменения цены. Проблема изучения и измерения эластичности имеетфвесомый научный и практический интерес для экономики.

Целью данной курсовой работы является детальное изучение основ теории спроса ифпредложения; а также методов измерения эластичности. Для этого необходимо решить следующие задачи в исследовании:  рассмотреть теоретические основы определений спроса, предложения и эластичности; обозначить методы измерения эластичности; разобрать пример оценки эластичности в практике организации.

1. Спрос и  предложение на рынке

1.1 Определение  спроса

Для предприятия: спрос  – это платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели намерены и могут заплатить за необходимые им блага. Основу спроса составляет не толькофпотребность или нужда в определенномфтоваре, но и готовность и способность платить зафнего.

Нужно выделить факторы, которые оказывают влияние  на величину спроса:

  • ценафтовара (блага);
  • цены прочих товаров (благ);
  • количество потребителей данного товара (блага) в целом;
  • доходы потребителей;
  • инфляционные ожидания;
  • предпочтенияфпотребителей;
  • общий курс экономической политики государства.

Закон определяет, что количество блага, на которое имеется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении.1 Но здесь не утверждается строгогофсоотношенияфмежду уменьшением цены на благо ифувеличением спроса нафнего. Если обращаться к современной экономическойфлитературе, то можно обнаружить, что вфнастоящее время под законом спросафпонимают обратнуюфзависимость между ценой и величиной спроса на товар за определенныйфпериод. Именно эта зависимость получила название шкалы спроса (кривая спроса).

Кривая спросафпоказывает ту обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством товара, которую потребители хотят и имеют возможность приобрести за единицу времени.

На рис.1. нарисована кривая спроса. По горизонтальной оси откладываются  объем спроса на товар, а по вертикальной оси – цена на него. Из данного графика можно заметить, что чем выше цена блага, тем меньше объем спроса на это благо. Данная зависимость получила название - закон отрицательного наклона кривой спроса.

Рис.1. Кривая спроса на товар2

Уменьшение  объема спроса из-за роста цены оправдано  двумя причинами. Во-первых, присутствует эффект замены. Он состоит в том, что при увеличении цены определенного  блага потребитель (покупатель) старается найти ему замену похожим товаром. Например, если цена масла возрастает, то покупатель обратиться на потребление маргарина. Во-вторых, снижение количества спроса при увеличении цены определено эффектом дохода. При повышении цен на товар, покупатель начинает ощущать то, что он становится относительно беднее, чем прежде. Так например, если цена риса возрастет в два раза, то покупатель будет иметь более низкий уровень реального дохода, и, как следствие, уменьшит потребление указанного товара. Так как экономическая жизнь обладает свойством постоянно изменяться, то вполне понятно, что и спрос находится в движении. Неизменные кривые спроса можно увидеть лишь в учебниках. В чем же состоит причина сдвижения кривой спроса? Дело в том, что в силу сложности  функционирования экономической системы в общем целом, в игру кроме цены товара вступает горомное количество других внешних факторов. Движение кривой спроса также может быть и разнонаправленным. В общем, выделяется два типа сдвигов.3 Первый случай состоит в большем кол-ве покупаемого блага (товара) при каждой цене. В этом месте кривая спроса сдвинется вправо, и величина спроса возрастает по сравнению со своим значением до сдвига кривой (рис.2.). Второй тип перемещения состоит в обратном – величина спроса станет ниже при каждой цене, чем она была до перемещения кривой.

Рис.2. Сдвиги кривой спроса4

На основании рис.2 мы можем  удидеть, что увеличение объема спроса влечет за собой сдвиг кривой вправо, а его уменьшение, естественно, влево. Далее большого внимания требует выделить изменение спроса, которое состоит в перемещении по кривой спроса (рис. 3). Таким образом, изменение величины спроса является вариацией элементов, которые лежат в основе кривой спроса. Например, если увеличились доходы покупателей, то происходит повышение спроса, если даже цены на товар не поменялись. Как результат процесса видим сдвиг кривой спроса вправо.

Рис.3. Перемещение  по кривой спроса5

Если цена на товар снизится при прочих равных условиях, то покупатели соответственно станут больше потреблять данный товар. Однако данный объем покупок возрастает за счет снижения цены, а не из-за увеличения спроса. Данное изменение показывается перемещением по кривой спроса.

1.2 Определение  предложения

 

Рассмотрим  характеристики рыночного механизма  со стороны производителя.

Под предложением имеется ввиду сумма товаров, которую продавцы готовы продать при разном уровне цены.6 Иначе говоря, предложение – это количество товара, которое предлагается для продажи на рынке в нужный момент времени. В денежном выражении предложение выступает в суммарной величине рыночных цен благ, которые продаются.

Среди факторов предложения необходимо показать как  цену блага, так и прочие неценовые  факторы. Еще ключевым понятием служит цена предложения. Согласно учебной  литературе, минимальная цена, за которую  продавец хочет реализовать определенное количество необходимого товара. Связь между величиной предложения товара и его ценой показывается в законе предложения.7 Закон предложения говорит: рост цены подкрепляется увеличением предложения; и обратно – снижение цены уменьшает предложение. Кривая предложения – это  линия, которая выражает зависимость между ценой и количеством товара. Его производители готовы выпустить и реализовать на рынке. При еще более высокой цене и других равных условиях показывается и более высокий уровень предложения. Так как основная цель производителя заключается в максимизации прибыли, это может обеспечиваться повышением дохода. Но при слишком высокой цене большой доход производитель получает, при этом не наращивая выпуск товара. В этом случае предложение остается неизменным, но может и сократиться.

Подобно закону спроса закон предложения заключается  в двух формах:

а). Шкала предложения  – это табличное выражение  связи между рыночной ценой товара и нужным количеством, которое по этой цене будет предлагать нам производитель;

б). Кривая предложения  – это графическое выражение  связи рыночной ценой товара и  количеством, которое по данной цене будет продавать производитель.

Последняя ясно показывает, какую цену нужно  заплатить  за единицу товара для каждого  конкретного его количества, чтобы этот объем блага был произведен и доставлен на рынок. Для большого количества товаров кривая нашего предложения имеет форму (рис. 4).

Рис. 4. Кривая предложения8

Данный вид  кривой предложения показывает сущность закона предложения, он  заключается  в следующем: для значительного  объема благ, чем выше цена на данные блага, тем еще больший объем  этих самых благ продается производителями  на рынке. Небольшая «вогнутость» кривой обуславливается тем, что при росте цены товара в его производстве участвует еще большее количество организаций, что влечет за собой увеличение объема предложения данного блага. Но дальнейший рост цены станет привлекать все новых и новых производителей, и произойдет перенасыщение рынка и увеличение выпуска товара прекратится, а данный уровень предложения станет прежним. Что именно производитель закладывает в суть кривой предложения? Среди главных компонентов можно выделить:9

  • издержки производства, которые определяются стоимостью сырья и ресурсов, а еще уровнем технического прогресса;
  • технология производства. Ведь использование еще более совершенной и современной технологии обязательно снизит издержки производства, обеспечит выпуск еще большего количества товара, а это влечет повышение объема предложения благ;
  • цены соответствующих благ, а именно тех, которые могут очень быстро заменять друг друга являясь продуктами одного этого производственного процесса. При повышении цены одного сопутствующего блага увеличивается цена и у второго;
  • количество товаропроизводителей. Большое число поставщиков на рынке обещает и гарантирует большой объем предложения;
  • количество покупателей этого товара. Чем больше покупателей этого тавара, тем больший объем товара они способны купить;
  • политика государства. Фискальная политика. В сфере ее политики увеличение налогов снижает объем выпуска. А выделение субсидий, при этом наоборот стимулирует производство. В таможенной политике отказ от квот и тарифов таможни на импорт товаров приведет к повышению объема их предложения;
  • особые факторы. Например, климатические условия очень сильно отражаются на уровне предложения продуктов сельского хоз-ва в конкретных районах.

Как и в случае с кривой спроса у кривой предложения могут наблюдаться как сдвиги, так и перемещение точки вдоль кривой. Перемещение вдоль кривой предложения – это действие продавцов на изменение цены блага при других равных условиях; показывает изменение объема блага, которое производители хотят и будут продавать. (рис. 5).

Информация о работе Теория спроса и предложения