Теория предельной полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономическая теория исходит из того, что потребитель - “высшая и последняя инстанция” рыночной экономики, поскольку он только, в конечном счете, оценивает результаты труда производителя, голосуя “за” или “против” выпущенных товаров. Каким образом и чем, руководствуясь, потребитель распределяет свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые он может купить? В данной работе будет дано более глубокое объяснение закона спроса. Также попытаемся разобраться, каким образом потребители распределяют свои денежные доходы на покупку различных товаров и услуг. Почему потребитель приобретает какой-то определенный набор товаров, а не любой другой, который можно было бы составить из имеющихся на рынке товаров?

Содержание

Введение ………………………………………………………………….…..3
Глава 1.Теория предельной полезности….…………………………….…..5
1.1 Революция в теории стоимости………………………………….…..….6
1.2 Теория предельной полезности М.И.Туган-Барановского……………9
1.3 Теория предельной полезности К. Менгера……………………………9
1.4 Субъективная и объективная стоимость Бем-Баверка………………13
Глава 2.Стоимость и маржинализм…………………………….………….18
2.1 Парадокс Смита………………………………………………………….20
2.2 Ценность и предельная полезность……………………………...……...21
2.3 Стоимость и общественное явление………………………………..…...21
Глава 3.Закон убывающей предельной полезности………….…….……....23
3.1. Первый и второй законы Госсена…….………………………………..23
3.2 Измерение величины полезности…………………………………...…..26
3.3 Полезность как основа выбора потребителя…………………………...28
Заключение......................................................................................................30
Список литературы……………………………………………….……..…..32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая окончательный вариант (2).docx

— 52.98 Кб (Скачать файл)

 2.3 Стоимость - общественное явление

Нужно учесть, что, во-первых, блага не падают с неба, а производятся с использованием труда и других ресурсов и, во-вторых, что в развитой хозяйственной системе стоимость  носит общественный, а не индивидуальный характер. Происходит рыночное согласование индивидуальных оценок. Выведение общественной предельной полезности блага рынок  осуществляет по принципу равнодействующей оценок разных индивидуумов. Эта равнодействующая складывается стихийно, под воздействием стремления каждого участника обмена к максимальному удовлетворению своих потребностей. При наличии  значительного числа участников обмена цена, при которой может состояться обмен, оказывается заключенной в значительно более узкие границы, чем при изолированном обмене между двумя индивидами. И чем больше участников обмена (каждый из которых приносит на рынок свои собственные субъективные оценки), тем уже эти границы, и в конечном счете ряд субъективных ценностей сходится к единой общественной, рыночной ценности блага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Закон убывающей предельной полезности

3.1. Первый закон Госсена.

 Пусть потребитель  приобретает товар А . Зададимся  вопросом : одинакова ли предельная  полезность каждой единицы товара А? Иными словами, получает ли потребитель равное приращение общей полезности при потреблении любой единицы товара А? Степень полезного эффекта благ зависит от их ограниченности, возможности воспроизведения. Человек нуждается не вообще в данном благе, а в определенном его количестве. Полезность каждой новой единицы блага зависит от уже имеющихся у него подобных единиц. Потребность в новых единицах блага с увеличением их числа постепенно насыщается  Поэтому по мере увеличения потребления каждой новой единицы блага степень насыщения увеличивается, а полезность каждой следующей единицы блага убывает. Например, удовлетворение от первого выпитого стакана воды больше, чем от второго или третьего. Следовательно, полезность третьего и четвертого стаканов воды меньше, чем первого и второго в данный конкретный момент для отдельного индивида. Четвертый стакан воды может оказаться для него просто ненужным. Если потребление остальных товаров не меняется, то по мере насыщения потребности в товаре  А удовлетворение от потребления последующей единицы этого товара падает, т.е. предельная полезность каждой последующей единицы товара А снижается. Данная устойчивая и постоянно повторяющаяся взаимосвязь и взаимозависимость экономических явлений получила название закона убывающей предельной полезности. Первоначально данный закон был сформулирован как закон насыщения потребностей Г. Гессеном (1854). В экономической литературе он получил название Первого закона Госсена. Для большинства товаров этот закон действует со второй или третьей единицы товара, т.е. по мере приобретения очередных единиц данных товаров их предельные полезности начинают снижаться. В отдельных случаях на начальных этапах потребления какого-то товара предельная полезность может возрастать. Например, в жаркий день удовлетворение, получаемое от второго стакана воды, как исключение, может превосходить удовлетворение от первого.

 Но возникает вопрос: как же так, человек каждый  день ест хлеб, но не чувствует,  чтобы по мере его потребления  степень удовлетворения хлебом  падала?   Ошибочность такого  взгляда состоит в том, что  здесь неверно определен объект  оценки: нас интересует полезность  хлеба, потребленного за день, т.е. его общая дневная полезность, а не полезность хлеба вообще. О предельной полезности можно  будет вести речь только в  том случае, если изменится дневное  потребление хлеба, т.е. общая  дневная полезность изменится.  Например, если Вы потребляете  200 г хлеба в день, то можно  утверждать, что увеличение дневной  нормы на 100 г (с 200 до 300 г) принесет  меньшее удовлетворение, чем предыдущее  повышение (со 100 г до 200 г).

Второй закон Госсена.

Достигнуть состояния  равновесия субъект сможет в том  случае, если будет руководствоваться  вторым законом Госсена , который в формулировке автора звучит так: «Индивид, обладающий свободой выбора между некоторым числом разных видов потребления, но не имеющий достаточно времени использовать все их сполна, в целях достижения максимума своего наслаждения, как бы различна, ни была абсолютная величина отдельных наслаждений, должен, прежде чем использовать полностью наибольшее из них, использовать все их частично, и притом в таком соотношении, чтобы размер каждого наслаждения в момент прекращения его использования у всех видов потребления оставался равным».*  Современным языком этот закон можно сформулировать следующим образом: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине. Если такого равенства нет, то за счет перераспределения времени, выделенного на потребление отдельных благ, можно увеличить общую полезность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3.2 Измерение величины полезности

 Все точки зрения  по поводу измерения полезности  можно объединить в две группы. Одни экономисты используют так  называемый кардиналистский подход. Они пытаются ввести различные  количественные единицы измерения  полезности - денежные, специальные,  например, ютиль (от англ. «utility» -- полезность). Другие экономисты используют ординалистский подход (от нем. Diе Ordnung - порядок). Они полагают, что поскольку категория предельной полезности носит сугубо субъективный характер, т.е. для каждого отдельного потребителя полезность любого товара теоретически всегда индивидуальна, то ее невозможно измерить. С их точки зрения, целесообразно ввести «ординальную, т.е. порядковую» величину полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребности. Полезность обладает свойством порядковой измеримости, когда альтернативные товары могут быть ранжированы. Выбирая, потребитель присваивает первый ранг товару с большей для него полезностью. Затем идет второй, третий и другие ранги.

   Рассмотрим пример  количественного измерения полезности  в единицах, которые называются  «ютили». Для количественного измерения полезности предполагается, что каждый потребитель имеет в своей голове некий измеритель полезности - «пользометр», который позволяет измерить, насколько потребитель удовлетворен.  Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении предельных полезностей имели мало успеха. В теории предельной полезности XX в., сделавшей своим основным содержанием проблему выбора потребителя, преобладающим стал ординалистский подход . Одним из его основоположников является итальянский экономист В.Парето.  В.Парето (1848--1923) исследовал проблему предельной полезности с иных позиций, чем представители австрийской школы и ранние экономисты-математики. Он рассматривал предельную полезность не как единственное основание цен, а как лишь один из факторов, который через свое влияние на спрос воздействует и на изменение цен. В учение о предельной полезности Парето ввел ряд новых моментов. Если А. Маршалл считал еще возможным измерение предельных полезностей, то Парето выдвинул тезис о невозможности абсолютных измерений предельной полезности и предложил перейти к оценке предпочтений одних товаров по сравнению с другими (или одних комбинаций товаров по сравнению с другими комбинациями товаров), выводимых из эмпирических фактов товарного обмена. В качестве орудия такого анализа им были предложены кривые безразличия. Широкое распространение идеи ординализма получили после появления работ английского экономиста Дж. Хикса - «Стоимость и капитал» (1939) и «Ревизия теории спроса» (1956). Дж. Хикс, подобно В.Парето, считал необходимым отказаться от абсолютного измерения предельных полезностей и сконцентрировать внимание на предпочтении одних товаров другим. В.Парето и Дж. Хикс исходили из наличия у потребителя определенной субъективной шкалы предпочтений. В случае с двумя товарами эти предпочтения принимают форму кривых безразличия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Полезность как основа выбора потребителя

 Каждый потребитель  заинтересован максимизировать  общее количество полезности, которое  он получает. В этом стремлении  к максимизации полезного эффекта  потребитель наращивает потребление.  С потреблением каждой дополнительной  единицей одноименного товара  совокупная полезность прирастает  на некоторую величину, именуемую  предельной полезностью.  Предельная  полезность есть полезность от  потребления дополнительной единицы  продукта/услуги. Таким образом, совокупная полезность данного количества одноименного товара равна сумме предельных полезностей всех единиц этого товара. Нехитрый житейский опыт подсказывает, что по мере увеличения количества потребляемого в заданное время одноименного продукта предельная полезность каждой последующей его единицы будет снижаться. Другими словами, чем больше пирожных вы съедаете за один присест, тем меньше хочется съесть еще одно, тем меньше удовольствия оно вам принесет. Этот феномен, известный нам по басне И.А, Крылова «Демьянова уха», был охарактеризован известным английским экономистом А. Машаллом как закон убивающей предельной полезности.

В современной теории потребительского выбора предполагается, что: 1)  денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность. Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

1.Множественность видов  потребления. Каждый потребитель  желает потреблять множество  разнообразных индивидуальных благ.

  2. .Ненасыщенностъ. Потребитель  стремится иметь большее количество  любых товаров и услуг, он  не пресыщен ни одним из  них. Предельная полезность всех  экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Теория  потребительского выбора исходит  из постоянства и определенной  согласованности вкусов потребителя.

 Логически это может  быть выражено следующим образом:  если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. Субституция. Потребитель  согласен отказаться от небольшого  количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5. Убывающая предельная  полезность. Предельная полезность  какого-либо блага зависит от  его общего количества, которым  располагает данный потребитель. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение потребительского поведения - сложная наука. В курсовой работе показаны основные концепции  проблем потребительского поведения, а так же максимизация блага. Поэтому, подводя черту, хотелось бы остановиться на основных выводах, сделанных в  ходе выполнения данной курсовой работы:

  - выбирая блага для  потребления, покупатель руководствуется  своими предпочтениями;

- поведение потребителя  является рациональным, в частности  он выдвигает определенные цели  и руководствуется личным интересом,  то есть действует в рамках  разумного эгоизма;

  - потребитель стремится  максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать  такой набор благ, который приносит  ему наибольшую общую величину  полезности;

  - на выбор потребителя  и его субъективные оценки  полезности покупаемых благ влияет  закон убывающей предельной полезности;

  - при выборе благ  возможности потребителя ограничены  ценами благ и его доходом;  данное ограничение называется  бюджетным ограничением.

  - наряду с общими  принципами выбора рационального  потребителя существуют особенности,  которые определяются влиянием  на него вкусов и предпочтений.

   - потребительский  выбор представляет собой такой  набор благ, который приносит  потребителю максимум совокупной  полезности в условиях бюджетного  ограничения.

Таким образом, можно смело  сказать, что по данной теме курсовой работы извлечены ключевые моменты, которые дают нам наиболее четкую картину о проблемах, с которыми сталкивается потребитель, как меняется поведение потребителя под влиянием каких-то определенных факторов и чем мотивируется его выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вэриан Х. Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов по экон. спец. / Пер. с англ. под ред. Н. Л. Фроловой. - М.: ЮНИТИ, 1997.

Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.

Микроэкономика: учебное  пособие для студ. экон. спец. вузов / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева и др. - Минск: БГЭУ, 2007.

Макроэкономика: учебное  пособие для студ. экон. спец. вузов / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. и др. - Минск: БГЭУ, 2007.

Экономическая теория: учебное  пособие для студ. экон. спец. вузов / Под ред. И.В. Новиковой. - Минск: БГЭУ, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория предельной полезности