Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определение сущности теневой экономики, назовите основные причины и последствия данного явления.
Теневая экономика (также скрытая экономика, неформальная экономика[1]) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Вложенные файлы: 1 файл

теневая экономика.doc

— 725.00 Кб (Скачать файл)

1. Дайте определение сущности  теневой экономики, назовите основные  причины и последствия данного  явления.

Теневая экономика (также скрытая экономика, неформальная экономика[1]) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Причины

Образуется из-за существования условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным — от сокрытия самого существования фирмы или существования определённых активов, до сокрытия отдельных сделок.

При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики, так как находящиеся в нём предприятия из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка. Чем сложнее бюрократические процедуры в развивающихся странах, тем больше данный сектор экономики. Вопросами целесообразности такого поведения, в частности, занимается экономика преступления и наказания.

Предприятия теневой экономики обычно не соблюдают стандарты (например ГОСТ), которыми окружён любой вид лицензируемой деятельности. Иногда теневой сектор развивается из-за повышенных административных барьеров для входа на рынок.

В среднем, чем больше сотрудников в фирме, тем меньше вероятность того, что они получают неоформляемую зарплату «в конверте», с которой не платятся налоги.

Чем больше замешано предприятие в теневой деятельности, например «обналичке», тем меньше срок её вероятного существования, так как ликвидация подобных фирм — ещё один способ скрыть следы своей деятельности.

Автономная некоммерческая организация "Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства" (НИСИПП) выдвинула версию основных на 2007 год причин "ухода в тень":

Основной причиной ухода в тень были и остаются высокие налоговые ставки. Важнейшим "неналоговым фактором" респонденты считают коррумпированность государственного аппарата: "неформальные выплаты" при получении лицензий, сертификатов, разрешений требуют получения неучтенной наличности. Следующая по степени важности причина - работа партнеров в теневом секторе (необходимость покупки сырья без оформления документов, выплаты процентов по займам, привлеченным на "личной" основе, и т.д.)Чем неотвратимее и серьёзнее наказания за ведение теневой экономической деятельности, тем, при прочих равных, меньше её объём. При этом увеличение неотвратимости наказания сильнее снижает объём теневой экономики, чем повышение строгости наказания, особенно при низкой вероятности его понести.

последствия:

Негативные последствия теневой и криминальной экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях. Значительное деструктивное влияние оказывает она на режим конкуренции, эффективность производства и разделения труда, на условия воспроизводства рабочей силы, структуру потребления и производства, природную среду. Существуют также и значительные неэкономические последствия:

Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, в сокращении бюджетных расходов и деформации се структуры.

Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформации его структуры.

Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется прежде всего в возрастании ошибок макроэкономического регулирования

2. Перечислите основные нормативные  правовые документы в сфере  обеспечения национальной безопасности  России.

а)Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537

"О Стратегии национальной  безопасности Российской Федерации  до 2020 года"

б) ФЗ " обезопасности" №390 от 28.12.10

в)указ президента от 29.04.1996 №608 " о гос. стратегии эб рф"

3.опшите структуру систкмы нац.без.

классификация без-ти по уровню:

1.международная

1.1глобальная(всеобщая)

1.2региональная( группастран(одкб))

1.3коллективная(обсе,нато)

2. нац.без-ть

2.1. без-ть гос-ва

2.2.без-ть общества

2.3 без-ть региона

2.4.без-ть организации

2.5. без-ть личности

классификация по содержанию:

а)военная без-ть Б)политическая б-ть в)демографическая г)информационнаяд) культурная е) экономическая

4.перечислите угрозы экономическим  интересам региона

Экономическая безопасность России складывается из экономической без-ти ее регионов.

к основным критериям, хар-им интересы региона в области без-ти и обесп. приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности,устойчивость соц.-эк. ситуации отн:

-расширенное производство эк-ой  и соц-ой инфраструктуры региона;

-границы критической зависимости  региона от ввоза важнейших  видов продукции первой необходимости;

внутренние угрозы рег-ов:

1) высокая изношенность основных  производственных фондов предприятий  региона

2)низкая рентабельность рег. пром-ых  предприятий

3) низкая степень бюджетной подддержки  эк-го развития регионов( как из  фед. бюджетаа, так и из средств  рег. бюджетов)

внешние угрозы регионов( интересам)

1) растущая сепень заввисимости  региональных эк-их систем от  иностранного капитала,отимпорта продуктов питания и оборудования

2)сокращение регонального производства,.вследствие  нерентабельности и неспособности  конкурировать на рынке толваров.

 

3) развитие тенденции регионального  экономического исоциально-политического  сепаратизма

5. Раскройте основные направления деятельности Совета безопасности Российской Федерации.

Впервые о Совете Безопасности РСФСР говорится в Законе РСФСР от 24 апреля 1991 года

«О Президенте РСФСР». Этим актом предусматривалось, что Президент возглавляет Совет

Безопасности РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования которого опреде ляются законом РСФСР (п. 9 ст. 5). Конституционный статус Совет Безопасности РСФСР по лучил

24 мая 1991 года, когда Зако ном  РСФСР «Об изменениях и дополнениях  Конституции (Ос нов -

ного Закона)» на званная норма была инкорпорирована в Основной Закон

указом президента рф от 3.06.1992 №547 был образован совет безопасности рф для обеспечения реализации президента по управлению гос-ом, форм. внутренней,внещней и аоенной политики в области безопаснеости,сохранению гос. сувереннитета россии,поддержанию социально -политической стабильности в обществе,защите прав и свобод граждан

осн. направл. деят-ти совета без-ти

-подготовка ежегодного доклада  президента верховному совету  об обеспечении безопасности россии как основного программного док-та для органов исполн.вл. по вопросам dyenh?dytouytq и военнлоеполитики , а так же для разработки правовых актов  в области зажиты жизненно важных интересов личности,общества, и гос-ва от внешн и внутругроз

-организация работы постоянных и временных  межведомственных комиссий , образуемых советом безопасности на функциональной и региональной основе, как главного инструмента по выроботке проектов решений президента рф

-разработка предложений по обеспечению  защиты конституционного строя, государст вен

ного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации в пределах, опре

деленных ее Конституцией, Федеративным договором и законами Российской Федерации.

6. Дайте определение национальной  безопасности государства.

Национальная безопасность — это безопасность нации (народа), которая отвечает за целостность государства.

Национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

Национальная безопасность — способность нации удовлетворять потребности, необходимые для её самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей её нынешнего состояния.

 В основе национальной безопасности государства лежат национальные интересы, национальные цели и национальные ценности, которые юридически закреплены в нормативных правовых документах, определяющих политическую и социально-экономическую организацию общества, государственное и культурное строительство, единство и сплоченность конкретной нации.

7. Раскройте основные направления  деятельность ОВД по выявлению  и отражению наиболее опасных  угроз экономической безопасности (организации, региона, страны).

Деятельность подразделений ОВД МВД России по противодействию экономической преступности и выявлению причин, условий и факторов, составляющих угрозы экономической безопасности. Эта деятельность представляет собой своеобразную форму социального управления в рамках системы государственных органов - субъектов борьбы с экономической преступностью. Она предполагает осуществление системы уголовно-правовых, процессуально-правовых, оперативно-розыскных, организационных и воспитательных мер, направленных на стабилизацию криминогенной ситуации в сфере экономики в каждом конкретном районе, городе, области, крае, республике, отрасли и предприятии.

Известно, что государственные институты, субъекты правоохранительной деятельности и другие институты общества выстраиваются в стройную действенную систему (инфраструктуру) лишь в том случае, когда их деятельность по борьбе с экономической преступностью имеет надежную правовую базу и строится на плановой основе. Существующая в настоящее время система государственных органов и мер по противодействию экономической преступности еще крайне несовершенна, ее структура пока полностью не сложилась, так как всего лишь двенадцать лет в стране идут реальные рыночные реформы, а учитывая инертность правоохранительных органов, в МВД эти реформы только начались.

Отметим, что ОВД в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами МВД России.

Основным задачами ОВД являются:

-разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

- обеспечение в пределах своих  полномочий защиты прав и свобод  человека и гражданина, собственности  от преступных посягательств;

- организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и административных правонарушений;

-обеспечение охраны общественного  порядка;

- координация, контроль и анализ  деятельности подразделений ОВД;

- совершенствование нормативно-правового  регулирования в установленной  сфере деятельности;

- совершенствование кадрового  обеспечения ОВД;

- обеспечение безопасности дорожного  движения;

-организация и осуществление  государственного контроля за  оборотом оружия;

-организация в соответствии  с законодательством Российской  Федерации государственной охраны  имущества и организаций.

Влада Рожкова

8. Направления  обеспечения экономической безопасности  государства. 
Для повышения экономической безопасности страны необходима разработка соответствующего механизма ее обеспечения. Он представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз и включает следующие элементы: 
– объективный и всесторонний мониторинг состояния экономики и общества в целях выявления, прогнозирования и предупреждения угроз экономической безопасности; 
– выработку пороговых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и конфликтам; 
– деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики. 
Главной целью механизма обеспечения ЭБ является создание комплекса оптимальных условий для жизнедеятельности и развития индивида, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, сохранения целостности и государственности, противостояния воздействию внутренних и внешних угроз. 
Для этого необходимо выработать государственную стратегию обеспечения экономической безопасности. Она должна быть ориентирована на защиту населения страны, а также на сохранение и рост образовательного, научно-технического и производственного потенциала. 
Система ЭБ (намного шире, чем механизм и обладает обратной связью) – последовательность действий, призванных решать задачи по обеспечению ЭБ: 1) сбор информации 2) анализ информации 3) выявление угроз 4) принятие мер по недопущению или минимизации последствий угроз 5) контроль. 
9. Основные положения Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" Перечислите этапы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. 
Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации. 
Этапы обеспечения НБ: 
– своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз безопасности РФ, реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации; 
– создание и поддержка в готовности сил и средств обеспечения безопасности; 
– управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; 
– осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; 
– участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ. 
10. Назовите элементы системы безопасности Российской Федерации. 
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается. 
11. Дайте краткую характеристику основных видов национальной безопасности России. 
ЭБ России включает в себя следующие виды: 
государственную безопасность — понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз; общественную безопасность — понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз обще опасного характера; техногенную безопасность — уровень защищенности от угроз техногенного характера; экологическую безопасность - совокупность природных, социальных,

технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности проживающего на данной территории населения и обеспечение устойчивого состояния естественной экосистемы 
защита от угроз стихийных бедствий; экономическую безопасность - состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем 
энергетическую безопасность - условия, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик — к её потребителям; информационную безопасность - состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищенности, законных прав личности и общества в информационной сфере; безопасность личности. 
12. Перечислите методы оценки экономической безопасности страны. 
1) экспертный – при разработке новых показателей, когда отсутствуют статистические данные, используют опыт и мнение экспертов; 2) расчётный – в основу закладываются натуральные нормативы 9 физиологические нормы питания и социального потребления) далее нормы оцениваются в денежном выражении, результаты оценок суммируются; 3) аналогии – величина пороговых значений определяется теми же способами, что и в зарубежной практике; 4) задающий – выбирают пороговые значения, к которым нужно стремиться, пока они не достигнуты, безопасность на должном уровне не обеспечена. 
13. Основные положения Стратегии национальной безопасности РФ. (Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"). 
Реализуется государственная политика в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития России, адекватная внутренним и внешним условиям. Созданы предпосылки для укрепления системы обеспечения национальной безопасности, консолидировано правовое пространство. Решены первоочередные задачи в экономической сфере, выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики. Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей - свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма. 
Сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы. Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности. 
14. Раскройте современное состояние экономической безопасности регионов России. 
Под экономической безопасностью региона следует понимать совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, органически интегрированной в экономику РФ. 
Разрабатывается концепция ЭБ региона, включающая программу

управления развитием и безопасностью. В обеспечении ЭБ участвует гос-во, для кризисных регионов: 1) выделяются субсидии в рамках фед-х программ 2) создаются бюджетные и внебюджетные региональные фонды 3) льготные налоговые отчисления 4) привлечение отечественного и иностр капитала. 
Для регионов, нах-ся в экстр сит-и : 1 создаются спец федер-е программы развития 2 предоставление права предпр-м свободно продавать на мировом рынке продукцию 3 привлечение целевых кредитов иностор банков 4 создание мех-ма гарантий от политич-х рисков.  
Современные проблемы регионов: 1 Несоответствие системы профобразования запросам рынка. 2 Обострение дефицита электроэнергии. 3 Низкая диверсификация экономики. 3 Высокая доля населения области, проживающего в неблагоприятных условиях. 4 Ухудшение экологической обстановки 5 Ограниченность собственной сырьевой базы для предприятий 6 снижение человеческого потенциала 7 повышенный уровень угрозы личной безопасности граждан.

Информация о работе Теневая экономика