Теневая Экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:26, реферат

Краткое описание

Что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы. Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - 1экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.
-2Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются не учитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.
-3Третья точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.

Вложенные файлы: 1 файл

теневая экономика.docx

— 17.66 Кб (Скачать файл)

Что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы. Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - 1экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.

-2Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются не учитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.

-3Третья точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.

Объективной причиной стремительного роста теневой  экономики в России является переход  от бюрократической, командной системы  управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.

О росте теневой экономики  и коррупции в современной  России говорят многочисленные отечественные  и зарубежные экспертные исследования (С. Гуриев. Среда наибольшего благоприятствования / Коммерсантъ, 17.07.2006). Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики, как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).

Почему теневой сектор до сих пор не утратил значительного  места в российской экономике? Попробуем  выделить факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней  России:

1. Финансово-экономические:

- несовершенство налоговой  системы - до сих пор в России  взимается в бюджет и государственные  фонды до 35% ВВП, тогда как в  развитых странах этот показатель  – 25-30% (наши расчёты показывают: если хозяйственное общество  будет добросовестно уплачивать  все налоги, то налоговые и  иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли);

- несправедливое первичное  распределение капитала - теневой  сектор обеспечивает перераспределение  ВНП (рано или поздно, но Россия  вынуждена будет решить проблему  грабительской приватизации и  олигархического капитала - речь  не о «раскулачивании олигархов», а о восстановлении справедливости  в распределении национального  богатства и восполнении утраченной  гражданами личной и общественной  собственности);

- продолжающиеся многие  годы крупномасштабные хищения  бюджетных средств (по экспертным  оценкам, расхищается и отмывается  через теневую экономику от 10 до 20 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных  программ и проектов, а также  прибыли государственных предприятий).

2. Правовые:

- существенные противоречия  и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности  в нелегальной деятельности при  избыточном регулировании открытой  деловой активности;

- отсутствие анти коррупционной  криминологической и ситуационной  экспертизы проектов законодательных  и иных нормативных правовых  актов;

- слабая и в значительной  степени коррумпированная система  правоохранительных и судебных  органов (в отличие от развитых  стран, наши «правоохранители»  не борются с профессиональной  преступностью – это трудно, опасно  и ненадежно, а охотятся на  граждан, вынужденно или неосторожно  нарушающих закон);

- отсутствие государственной  программы жёсткой системной  борьбы с организованной профессиональной  преступностью, в том числе  в экономической сфере.

3. Административные:

- отсутствие эффективной  государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики  на всей территории России  и нацеленной не на освоение  бюджета и не на прямое вмешательство  в экономику, а на эффективное  развитие бизнеса;

- запретительное, наказательное администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив;

- местничество и мздоимство чиновников (неизбывная русская традиция ставить чиновника на «прокорм» за счет использования должностных функций в корыстных целях – своеобразная чиновничья рента).

4. Общественно-политические:

- неуверенность большинства  предпринимателей в стабильности  рыночного экономического курса  государства вследствие отсутствия  четкой стратегии развития и  усиления прямого участия государства  в экономике;

- недоверие граждан к  государственным институтам, особенно  к бюджету (большинство граждан  небезосновательно считают, что  в России действует двойное  налогообложение: платежи в бюджет  и дополнительная неофициальная  оплата услуг работников бюджетных  организаций).

Проблема значительной теневой  экономики и массовой коррупции  стала для России тяжелой системной  проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путём  реализации широкого целенаправленного  комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности  государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.

Один  из самых распространенных видов  мошенничества на служебном транспорте - использование казенной машины водителем в своих личных целях. Легковые автомобили в свободное время часто становятся нелегальными такси, а «газели» и грузовики выступают в качестве перевозчиков «левых» грузов. А ведь очевидно, что любое использование автомобиля не по делу увеличивает его амортизацию и расходы компании на бензин.

Впрочем, существует много методов борьбы с такими недобросовестными водителями. В  качестве лучшего рецепта против злоупотребления служебным автотранспортом  специалисты приводят мониторинг движения машин. Осуществлять его можно разными  способами, но суть процесса всегда одинакова. Нужно точно знать, где именно находится автомобиль и что он везет. Таким образом, у водителя не остается возможности использовать ситуацию в личных целях.

Автопарки должны организовать свою работу так, чтобы для всех автомобилей  находилась плановые задания. При нормальной организации деятельности существуют специальные диспетчеры, которые  занимаются так называемыми «обратками» - обратными рейсами, следят за тем, чтобы машины не ходили порожними. Когда возникает необходимость в перевозке внепланового груза, лучше стараться отправлять его на машинах, которые выполняют плановые рейсы и могут по пути выполнить нужное задание.

Самовольное использование  водителями служебного транспорта практически  исключается, когда в компании есть специальная служба, которая отвечает за работу транспорта. Задания водителям  нужно выдавать не только исходя из потребностей компании, но и с учетом дорожной обстановки. В итоге, у водителей  просто не останется времени для  работы вне регламента.

Особое место  в сфере транспортного мошенничества  занимают махинации водителей маршрутных такси. Ведь практически каждый день мы сталкиваемся с тем, что в погоне за прибылью они перевозят стоящих пассажиров. И нередко это даже не один или два человека, а гораздо больше, как, к примеру, в московской маршрутке №585м (бывшей 14), следующей от рынка АСТ до Гольяново. В нее, по свидетельству очевидцев, утром и вечером людей (основной категорией ее пассажиров являются работники вещевого рынка, которые снимают жилье в Гольяново) набивается в буквальном смысле до отказа - в ней стоят или сидят на корточках по 4-5 человек.

Сами водители говорят, что таким образом заботятся  о людях, которые спешат на работу, потому и берут на борт «стоячих». И они якобы не могут с кулаками выгонять лишних людей из салона на каждой остановке. Но на самом деле ясно, что такая «забота» позволяет  получать дополнительные доходы (в  районе 100 рублей за один рейс). Самое  главное, что это очень опасно для жизни перевозимых людей, поскольку  управлять переполненной машиной намного сложнее.


Информация о работе Теневая Экономика