Монополии и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Монополия – это власть над рынком. Она возникает, когда кто-либо из участников рыночного взаимодействия обладает возможностью влиять на условия заключения рыночной сделки. Когда вся сила влияния концентрируется у одной из участвовавших в обменной операции сторон, которая может диктовать условия, то такую модель организации рынка называют абсолютной, или чистой, монополией.

Содержание

Введение 2
1. Возникновение и сущность монополий 4
2. Формы и виды монополий 6
3. Монополия и государство 9
4. Антимонопольная политика Казахстана 12
5. Естественные монополии: регулирование и управление 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

монополия.docx

— 63.44 Кб (Скачать файл)

Проблема методов управления диалектична, это означает, что недопустимо резкое противоречие между использованием методов прямого и косвенного воздействия. И для этого имеются, по нашему мнению, соответствующие тому обстоятельства.

Во-первых, средства прямого (административного) и косвенного (экономического) назначения используются с единой конечной целью - реализация управленческого воздействия субъекта управления на поведение объекта управления.

Во-вторых, эти средства практически используются одними и теми же, а не различными субъектами исполнительной власти.

В-третьих, они используются в отношении одних же объектов управления, не существует таких объектов, которые нуждаются исключительно в косвенном управляющем воздействии.

В-четвертых, прямые и косвенные средства используются в практической деятельности соответствующих исполнительных органов (должностных лиц) в рамках единого варианта, а именно, как одностороннее и властное волеизъявление субъекта управления. Например, поощрительные или стимулирующие меры оформляются в виде соответствующих решений.

В-пятых. Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены только как административно-правовые. Без правовой регламентации юридической формы невозможно осуществлять эффективное, рациональное и грамотное управление вообще. Тем более что речь идет о самом существенном - о непосредственном (или опосредованном) управляющем воздействии на объект управления. Схематично эту систему можно представить в виде трех основных блоков.

Система инструментов государственного управления:

1.Административное регулирование.

2.Правовое регулирование.

3.Экономическое регулирование

В-шестых, практически во всех правовых актах управления можно обнаружить органическое сочетание экономического содержания и административно-правовой формы. Существование естественной монополии, представляющей собой наиболее чистый случай несостоятельности рынка, ведущее к возникновению нерационального общественного производства, является весомым аргументом в пользу государственного контроля и управления над производством товаров и услуг. Существование несостоятельности не означает само по себе, что государство брать на себя полную ответственность по производству данного вида товара или услуг. Необходимо отметить, что государство может корректировать несостоятельности или так называемые «провалы рынка» без применения компенсационных мер. А когда государство вмешивается, государственное производство может и не быть приемлемым и эффективным средством.

Так, в Казахстане регулирование использовалось для контроля над такими отраслями, как телефонная связь и производство электроэнергии, в угольной промышленности.

Решение антимонопольных задач в регулируемых сферах экономики предполагает использование определенной системы инструментов государственного воздействия на происходящие в них хозяйственные процессы, среди которых, как было уже отмечено выше, выделяются административно-правовые и экономические, имеющие прямой и косвенный характер.

В качестве основных составляющих этих блоков можно выделить следующие базовые элементы:

    1. государственно-правовые механизмы;
    2. определение условий доступа частного капитала в регулируемые отрасли;
    3. механизм ценообразования.

При использовании правовых и экономических блоков как мер против несостоятельности рынка выдвигаются три основных объективных преимущества.

Во-первых, они делают возможной более последовательную и эффективную государственную экономическую политику.

Во-вторых, использование налоговой и дотационной схем регулирования позволяет более ясно оценить издержки, связанные с достижением существующих целей. Весьма проблематично оценить дополнительные издержки государственного предприятия, преследующего эти цели, предоставление прямых государственных субсидий делает стоимость достижения этих целей более видимыми, позволяя принять наиболее рациональное решение, определяющее, оправдываются ли издержки получаемыми выгодами.

В-третьих, в Казахстане существует широко распространенное мнение, что у частных фирм, в том числе и у регулируемых, стимул к повышению эффективности сильнее .

Энергоотрасли и их предприятия, находящиеся в собственности государства, обычно занимают монопольное положение на рынке в силу специфики своей деятельности, размеров и уникальности производственных объектов, а также их значимости для потребителей.

Функционирование отраслей топливно-энергетического комплекса требует достаточно жесткого регулирования их деятельности со стороны государства. Это обусловливается рядом причин:

-предприятия комплекса  немногочисленны, как правило данный  рынок высококонцентрирован, относится к стратегическим отраслям экономики ;

-энергия в различных  способах потребляется абсолютно  всеми членами общества, причем  особенностью данного процесса  является его непрерывный характер. Это означает, что вопросы энергоснабжения  были и остаются вопросами  политическими;

-для энергоотраслей характерны высокая инерционность развития, огромная капиталоемкость и концентрация материальных ресурсов, потребность в масштабном и комплексном освоении национальных природных богатств, преимущественно монопольное положение на рынке и возможность дублирования ряда производств на определенной территории.

В силу этих причин правительство Казахстана предпочитает сохранять контроль над топливно-энергетическими отраслями при жесткой регламентации деятельности не попавших туда отраслей и предприятий, непосредственно связанных с энергетикой.

Однако когда конкуренция в отраслях комплекса ведет к укрупнению энергохозяйства страны, к лучшему удовлетворению общественной потребности в определенных энергоносителях, то государство допускает туда частный и иностранный капитал. В основном это сеть бензоколонок, разведка и освоение на определенных условиях нефтегазовых месторождений, создание дополнительных мощностей по нефтепереработке, производство альтернативных источников энергии.

Отсутствие соответствующего регулирования может, в частности, привести к упадку топливно-энергетических отраслей при одновременном росте цен на их продукцию. Законодательное регулирование деятельности монополистов в отраслях ТЭК решает в основном две задачи:

1) по возможности приближает  условия функционирования предприятия  или отрасли-монополиста к рыночной  среде;

2) определяет специальные  правила их хозяйственного поведения  как общественно значимых и  экологически опасных.

В то же время государство обязуется в необходимых случаях обеспечить возможность выполнения ряда обязательств предприятия или отрасли-монополиста, связанных с общенациональными интересами, предоставлять им определенные льготы и преимущества.

В качестве основных задач государственного регулирования в области энергетики можно выделить следующие:

- создание условий добросовестной  конкуренции;

- способствование стабильному  развитию энергетики;

- защита окружающей среды;

- регулирование нормы  прибыли компании.

Степень государственного участия в регулировании отраслей ТЭК всецело зависит от этапа развития, конкретной обстановки, характера и масштаба решаемых задач. Формы и методы косвенного (экономического) регулирования нестабильны, они эволюционируют в зависимости от конкретных условий. Опыт промышленно развитых стран подтверждает, что чем острее ситуация, тем активнее государство вмешивается в регулирование отраслей ТЭК.

Государственный протекционизм имеет следующие проявления:

- участие государства  в развитии отраслей ТЭК через  активное регулирование или прямое  участие государства в освоении  и использовании энергоресурсов  с целью поддержки национальных  предприятий ТЭК, а также защиты  внутреннего рынка энергоносителей;

- государство зачастую  контролирует освоение национальных  энергоресурсов с целью их  охраны и рационального использования;

- для защиты внутреннего  рынка энергоносителей и потребителей  государство контролирует цены  на продукцию отраслей ТЭК, относящихся  к естественным монополиям, а  в ряде случаев и на другие  энергоносители;

- при привлечении иностранного  капитала в соответствующих договорах  может быть закреплено положение  о первоочередной продаже продукции  на внутреннем рынке (причем не  только на условиях, аналогичных  мировому рынку).

В Казахстане, где усложненные или часто меняющиеся структуры налогообложения, нередко ответственность за уплату всех налогов возлагают на национальную нефтяную компанию.

Изменения в налоговой системе почти всегда заранее обсуждаются в налоговом кодексе Казахстана, действуют положения о стабильности налоговой системы. Крайне нежелательным является внесение предложений об улучшении налоговой системы без установления правил, направленных на стабилизацию режима налогообложения.

Важным объектом государственного регулирования, продиктованного экономическими, политическими, социальными и другими соображениями в промышленно развитых странах, является экспорт сырья и полуфабрикатов. Регулирование данного процесса осуществляется, главным образом, с помощью административных инструментов, позволяющих воздействовать на поставку товаров за границу достаточно оперативно, независимо от состояния рыночной конъюнктуры. Чаще всего государство прибегает к таким мерам, как регистрация экспортеров, лицензирование коммерческих сделок, «добровольное» ограничение поставок и заключение межправительственных соглашений. В некоторых случаях принимаются коллективные меры, хотя последние и не всегда строго соблюдаются; поощряется создание объединений экспортеров в целях упорядочения регулирования поставок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по крайней мере по трем основным причинам.

Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена — выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений НТР.

В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

Монополизм порожден рынком. Вместе с тем рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Государство встало на защиту рыночной конкуренции, демонополизация стала одним из основных направлений его деятельности. В реальной экономике возможно получение экономической прибыли в течение длительного времени предпринимателями, обладающими выдающимися способностями; фирмами, использующими нововведения; в качестве платы за риск; вследствие нарушения свободной конкуренции. В зависимости от степени нарушения свободной конкуренции различают чистую монополию и монополистическую конкуренцию.

У монополиста линии спроса и предельного дохода не совпадают, причем последний может быть отрицательным. Условием равновесия фирмы как несовершенного конкурента является равенство предельного дохода предельным издержкам.

С позиции общества монополия неэффективно использует ресурсы, так как по сравнению с совершенным конкурентом предлагает рынку меньше продукции и по более высокой цене. По тем же причинам проигрывают и потребители. Если монополия не может быть устранена, то государство обязано регулировать монопольные цены. Компромиссной будет цена на основе средних издержек, которая позволит монополисту работать без убытков и получать фактическую, но не монопольную (экономическую) прибыль.

Информация о работе Монополии и их функции